ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ
Кафедра Всеобщей истории
«Образование городов и
законодательство в Греции эпохи Архаики»
Специальность 031202 «Перевод и переводоведение»
Курсовая работа студентки 3-го курса отделения второго высшего образования
очно-заочной формы обучения
Преподаватель д.и.н., проф. _______________ |
Москва 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Основные черты полисной организации общества. 5
Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12
Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 12
… Город должен представлять собой среди всего
окружающего пространства центральный пункт,
из которого было бы возможно выслать
Цель настоящей работы – кратко рассмотреть политико-правовую и социально-экономическую ситуацию в Древней Греции в период Архаики (VIII-VI века до н.э.), в том числе обратить внимание на специфику формирования греческих городов-государств и зарождение законодательной базы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. выявить общие черты, присущие различным типам греческих полисов,
2. рассмотреть тенденции преобразования обычного устного права в писаный закон.
Рассматриваемые нами события происходили в Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.), явившийся началом нового важного этапа в истории Древней Греции. В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт. Одной из знаковых фигур периода поздней Архаики является Аристотель[1], работы которого в сфере политики и государственности предоставляют нам бесценную историческую информацию.
Стремительный рост греческой культуры в этот период был непосредственно связан с проходившей в это время Великой колонизацией, позволившей греческому миру выйти из состояния изоляции, в котором он оказался после крушения микенской культуры[2]. Колонизация открывала широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, что способствовало высвобождению личности из-под контроля рода и ускоряло переход всего общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.
Таким образом, основным результатом Великой колонизации был переход греческого общества со стадии примитивного натурального хозяйства на более высокую стадию товарно-денежного хозяйства, для которой требовался универсальный эквивалент торговых сделок. С появлением денег появляется и долговое рабство, заключавшее в себе опасность для молодых и еще не окрепших греческих государств. Оно истощало внутренние силы полисной общины, подрывало ее боеспособность в борьбе с внешними врагами.
В отличие от других классовых цивилизаций древнего мира греческие города не пошли по пути развития империи, а выбрали свой особый, античный путь развития. Новые государства в Греции стали возникать именно как города-государства. Складывались они в рамках только общинно-частного сектора, и ими вполне успешно управляли общинные органы самоуправления – народное собрание, совет и некоторые выборные должностные лица. Государственный сектор существовал, в него входили рудники, неразделенные пастбища и запасный земельный фонд, но управлялся он органами городского общинного управления. Таким города-государства обозначаются греческим словом «полис».
Уже на заре греческой цивилизации в произведениях лирических поэтов архаической эпохи можно встретить первые попытки осмысления формировавшихся основ полисной жизни. Так, лесбосский поэт Алкей писал:
«Ни грозящим кремлем не защититесь вы,
Ни стеной твердокаменной:
Башни, града оплот, - бранники храбрые».
(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)
У Софокла в трагедии «Эдип-царь» с новой силой звучит ценностность гражданского коллектива:
«Коль ты и впредь желаешь краем править,
Так лучше людным, не пустынным правь.
Ведь крепостная башня иль корабль -
Ничто, когда защитники бежали».
(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)
В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона[3]. Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса. Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития - семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса. Идеальное государство Платона - справедливое правление лучших. Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика - Аристотеля. Государство, по Аристотелю, - продукт естественного развития. «...Полис, - отмечает Аристотель, - возникает ради потребностей жизни, но существует он ради благой жизни» (Доватур А.И. «Политика» Аристотеля).
Основные черты полисной организации общества
Образование городов было первым признаком, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. В архаическую эпоху город по-настоящему отделился от деревни и политически, а также экономически подчинил ее себе. Почти все греческие города выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи – полисов, сохранив за собой это древнее название.
Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде?
Итак…
1. Демократия и/или военная организация. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур. Сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения). Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.
Более или менее полностью совпадала политическая и военная организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.
2. Размеры полиса. «Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город. «Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь. Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки... Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.
3. Экономическая основа. В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство, требовавших значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждавшихся в использовании труда рабов. Рабы были уже рабами классическими: они не всегда участвовали вместе с хозяевами в едином производственном процессе и не входили с ним в одну семью. Для хозяев они были предметами, живыми орудиями труда. Именно в античном обществе рыб был наиболее рабом, а свободный – наиболее свободным. Лишь в греческих полисах появляется понятие «свободы» (элевтерия) как состояние отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком. Всякое наличие над человеком господства было рабством. Всякий, кто живет под царской властью, - раб по своей природе; всякий варвар – раб по своей природе, говорит даже Аристотель.