В 6:30 утра битва за Аламо была закончена[117]. Мексиканские солдаты осмотрели каждый труп, закалывая любого, кто шевелился[115]. Мексиканцы продолжали стрелять и после гибели всех техасцев, по ошибке убивая друг друга. Мексиканские генералы не могли обуздать кровожадность своих солдат и запросили помощь Санта-Анны. Его появление также не остановило продолжающееся насилие, горнисты подали сигнал к отступлению. 15 минут спустя солдаты всё ещё продолжали стрелять по трупам[119].
5. После битвы
5.1. Потери
Согласно многим боевым отчётам от пяти до семи техасцев сдались[120][121]. Разгневанный игнорированием своих приказов Санта-Анна приказал немедленно казнить выживших[122]. Спустя недели после битвы начали циркулировать слухи, что Дэви Крокетту удалось спастись[121]. Однако бывший американский раб Бен, служивший у одного из офицеров Санта-Анны, заявил, что тело Крокетта было найдено в окружении «не менее 16 тел мексиканцев»[123]. Историки всё ещё спорят[~ 13], какая версия гибели Крокетта наиболее точная[~ 14][124].
Санта-Анна приказал вытереть лица всех трупов, чтобы точно отличить павших техасцев от павших мексиканцев[119]. По воспоминаниям Франсиско Руисо, предполагаемого алькальда Бехара, он был отряжён Санта-Анной опознать тела Тревиса, Боуи и Крокетта[120]. Раб Джо также был отправлен для опознания тела Тревиса[125]. После завершения процесса опознания Санта-Анна повелел обложить тела техасцев соломой и сжечь их[~ 15][125]. Было сделано только одно исключение, Франсиско Эспарсе, служившему в мексиканской армии, разрешили похоронить тело его брата Грегорио Эспарсы[125].
В первоначальном рапорте Санта-Анна заявил, что 600 техасцев было убито, мексиканские потери составили 70 убитыми и 300 ранеными[125]. Его секретарь Рамон Мартинес Каро позднее заметил, что он не хотел писать этот фальшивый рапорт, но подчинился приказу Санта-Анны[126]. Другие очевидцы считали, что погибли от 182 до 257 техасцев[127]. Некоторые техасцы полагали, что по меньшей мере одному техасцу, Генри Уорнеллу, удалось бежать с поля битвы. Уорнелл скончался через несколько месяцев после битвы от ран, полученных им во время финальной битвы, или во время его бегства с поля боя в качестве курьера[128][129].
Пепел от сожжённых тел оставался на кострищах, пока в феврале 1837 года в Бехар не вернулся Хуан Сегуин, чтобы осмотреть останки. По его указанию весь день звонили колокола собора Сан-Фернандо. Простой гроб с написанными на нём именами Тревиса, Крокетта и Боуи был заполнен пеплом с погребальных костров[130]. Согласно статье от 28 марта 1937 года в «Telegraph and Texas Register»[131] Сегуин закопал гроб в могиле под персиковым деревом. Место погребения не было обозначено и его невозможно было установить[132]. Однако в 1899 году Сегуин заявил, что он поместил гроб перед алтарём собора Сан-Фернандо. В июне 1936 года гроб был найден, но по версии историка Уоллеса Черитона он, возможно, и не содержит останки защитников Аламо. В гробу были найдены остатки униформ, а защитники миссии их не носили[131].
Санта-Анна, по слухам, говорил капитану Фернандо Уриззе, что битва «была небольшим делом»[133]. Другой офицер напротив отмечал, что «после другой подобной победой мы отправимся к дьяволу»[~ 16][134]. Число убитых мексиканских солдат оценивается в 60-200, раненых в 250—300[134]. Большинство историков Аламо соглашаются, что 400—600 мексиканцев было ранено или убито[134][135][136]. Это составляет треть участников штурма, что Тодиш характеризует как «ужасающее число потерь по любым стандартам»[134]. Санта-Анна приказал похоронить мексиканских солдат на местном кладбище Кампо Санто. Руис заявил, что территория кладбища была почти заполнена и он вместо погребения бросил часть тел в реку[125]. Сэм Хьюстон напротив доложил 13 марта, что все мексиканцы были похоронены[137].
5.2. Выжившие техасцы
Сюзанна Дикинсон
фотография второй половины 19-го века
Санта-Анна пощадил нескольких техасцев, найденных в Аламо. Он освободил двух человек: Джо, раба Тревиса, и вольноотпущенника Боуи Сэма, потому что надеялся, что такой акт милосердия склонит других техасских рабов на сторону мексиканского правительства[138]. 7 марта Санта-Анна отдельно допросил каждого выжившего из Аламо. Впечатлённый Сюзанной Дикинсон Санта-Анна предложил удочерить её осиротевшую дочь и дать ей образование в Мехико-сити. Сюзанна отвергла это предложение. Хуане Наварро Олсбёри, у которой был сын такого же возраста, Санта-Анна подобных предложений не делал[134]. Каждая женщина получила одеяло и два серебряных песо[139]. Женщинам теханос было позволено вернуться в свои дома в Бехаре. Сюзанну с дочерью и Джо отправили в Гонсалес с Беном в качестве эскорта[134]. Перед их отправкой Санта-Анна приказал провести военный смотр и парад[140], в надежде на то, что Джой и Сюзанна доставят предупреждение оставшимся техасским войскам, что мексиканская армия непобедима[134].
5.3. Воздействие на революцию
В последние часы битвы новое временное правительство Техаса получило депешу Тревиса от 3 марта. Не зная о падении форта, делегат Роберт Поттер призвал закончить совет и немедленно двигаться на помощь Аламо. Сэм Хьюстон убедил делегатов конвенции остаться в Вашингтоне-на-Бразосе для разработки Конституции[~ 17]. После того, как Хьюстон снова был назначен главнокомандующим всеми техасскими силами, он отправился в Гонсалес, чтобы принять команду над 400 добровольцами, которые собрались идти на помощь Аламо[141]. Вскоре после его прибытия 11 марта Андрес Барсенас и Ансельмо Бергарас прибыли доложить о падении Аламо и истреблении всех его защитников[142]. Надеясь пресечь панику, Хьюстон арестовал их как вражеских шпионов. К концу дня в Гонсалес прибыли Сюзанна Дикинсон и Джо[143]. Выслушав их, Хьюстон призвал всё гражданское население региона эвакуироваться и приказал армии отступать[144]. Началось массовое бегство техасцев из английских поселений, даже правительство двинулось на восток[145].
Несмотря на свои потери при штурме Аламо мексиканская армия превосходила техасскую армию в соотношении 6 к 1[146]. Санта-Анна посчитал, что всё техасское сопротивление сокрушено[147], и техасские солдаты поспешно покидают область[148]. Однако на самом деле произошёл обратный эффект, люди стекались в армию Хьюстона[147]. «New York Post» отметила в передовице, что «Если бы Санта-Анна обошёлся с побеждёнными с умеренностью и великодушием, то было бы нетрудно пробудить симпатию народа Техаса, который сейчас пришёл в действие с горячей и смелой душой, чтобы помочь своим братьям»[149].
В полдень 21 апреля техасская армия атаковала лагерь Санта-Анны у переправы Линчбург. Мексиканская армия была застигнута врасплох и битва при Сан-Хасинто закончилась через 18 минут. Во время битвы многие техасцы кричали «Помни Аламо!»[150] Санта-Анна был захвачен на следующий день, и, по слухам сказал Хьюстону: «Этот человек может считать себя рождённым не для того, чтобы разделить судьбу тех, кого покорил Наполеон Запада[~ 18]. И сейчас ему остаётся быть великодушным к побеждённым»[151]. Хьюстон ответил: «Вам следовало бы вспомнить это под Аламо»[151]. Санта-Анна был вынужден вывести свои войска из Техаса, покончив с мексиканским контролем над провинцией и придав некоторую легитимность новообразованной Техасской республике[151].
6. Память
Полдолларовая монета выпущенная к столетнему юбилею битвы
В Мексике восприятие битвы часто отражает взгляд Санта-Анны[152]. Многие мексиканские офицеры-участники битвы оставили мемуары, но большинство из них написаны лишь десятилетия спустя[153]. Санта-Анна был опозорен тем, что он попал в плен под Сан-Хасинто, и многие мемуары и отчёты о битве написаны людьми, которые были или стали его критиками. Петит (Petite) и многие другие историки полагают, что многие истории, наподобие казни Крокетта, были выдуманы, чтобы ещё более дискредитировать Санта-Анну[124]. В мексиканской истории Техасскую кампанию, включая битву за Аламо вскоре затмила мексикано-американская война 1840-х[152].
В Сан-Антонио-де-Бехар теханос, составлявшие большинство населения, считали комплекс Аламо не только местом битвы, он много десятилетияй служил как миссия, госпиталь и военный пост[154]. С ростом англоязычного населения значение памяти о битве стало расти. Главное внимание было уделено техасским защитникам, небольшой акцент был сделан и на теханос, служивших в техасской армии во время боёв с мексиканской армией[155]. Техасское законодательное собрание приобрело Аламо в собственность штата и учредило организацию «Дочерей республики Техас», как постоянных хранителей[156], часовня стала официальным местом поклонения, посвящённым техасским защитникам[157]. К столетнему юбилею битвы перед церковью в центре Аламо-плаза был установлен кенотаф по проекту Помпео Коппини, увековечивающий память техасцев и теханос, павших в битве[158]. Исследователь Билл Гронеман в своей книге «Поля битв Техаса» отмечает: «Аламо стал наиболее популярной туристической достопримечательностью в Техасе»[157].
Первые истории о битве были написаны и опубликованы техасским рейнджером и историком-любителем Джоном Генри Брауном[159]. Следующим большим трудом о битве стало «Падение Аламо» Ройбена Поттера, опубликованное в «The Magazine of American History» в 1878 году. Работа Поттера была основана на интервью с многими живыми мексиканскими участниками битвы[153][159]. Первая полноформатая нехудожественная книга («John Myers’s The Alamo»), описывающая битву, была опубликована в 1948 году.
Согласно Тодишу «Мало сомнений в том, что мнение большинства американцев о битве сформировалось не из книг, а из большого числа фильмов о битве»[160]. Первая киноверсия битвы появилась в 1911 году, когда Уильям Хэддок снял фильм «Бессмертный Аламо»[161]. Битва приобрела большую популярность после выпуска Уолтом Диснеем в 1955 году минисериала: «Дэви Крокетт — король дикого фронтира», который в большей степени опирался на миф[161]. Несколько лет спустя Джон Уэйн снял и выпустил одну из наиболее известных (но и менее всего точных) версий фильма «Форт Аламо» (1960)[162]. В 2004 году был выпущен фильм с тем же названием. CNN описывает его как возможно «наиболее характерным фильмом, снятым по этому сюжету»[163].