План
Введение
1 Предыстория
2 Подготовка к осаде
3 Осада
3.1 Установление блокады
3.2 Стычки
3.3 Передвижения техасских войск
3.4 Подготовка к штурму
4 Штурм миссии
4.1 Бой за стенами
4.2 Сражение внутри стен
5 После битвы
5.1 Потери
5.2 Выжившие техасцы
5.3 Воздействие на революцию
6 Память
7 Комментарии
Список литературы
Введение
Битва за Аламо (англ. Battle of the Alamo, исп. Batalla de El Álamo, 23 февраля — 6 марта 1836) стала наиболее известной битвой Техасской революции. После того, как повстанческая армия техасских поселенцев[~ 1] и авантюристов, прибывших из Соединённых Штатов, выдворила все мексиканские войска из Мексиканского Техаса, президент Мексики Антонио Лопес де Санта-Анна возглавил вторжение, стремясь вернуть контроль над областью. 23 февраля мексиканские войска вошли в Бехар и осадили техасский гарнизон в миссии Аламо.
Ранним утром 6 марта мексиканская армия пошла на штурм Аламо. Техасцы (численность которых неизвестна) отразили две атаки, но не смогли отбить третью. Когда мексиканцы взобрались на стены, большая часть техасских солдат отступила к двухэтажному каменному зданию[1] или к часовне. Несколько мелких изолированных групп повстанцев, которые не успели достичь казарм и пытались спастись бегством, были истреблены за стенами ждавшей их мексиканской кавалерией. Мексиканские солдаты брали с боем комнату за комнатой и вскоре установили контроль над Аламо. Пять или семь техасцев сдались, но были незамедлительно казнены по приказу Санта-Анны. Большинство очевидцев события оценивают количество убитых техасцев в диапазоне от 182 до 257 человек, в то время как большинство историков оценивает мексиканские потери в 400—600 ранеными и убитыми. Из всех бойцов техасского гарнизона, участвовавших в битве, выжили только два человека. Мексиканцы пощадили жизнь рабу Джо и дезертиру мексиканской армии Бригидо Герреро, сумевшего убедить солдат, что он находился в заключении. Женщины и дети, прежде всего, члены семей техасских солдат, были допрошены Санта-Анной и затем отпущены.
По приказу Санта-Анны трое из выживших были посланы в Гонсалес, чтобы донести известие о разгроме техасцев. После получения новости Сэм Хьюстон, командующий техасской армией, отдал приказ к отступлению. Множество граждан (включая членов техасского правительства) бежало от мексиканской армии на восток (событие, известное под названием Бедовой дороги). Новости о разгроме в Аламо побудили многих техасских колонистов присоединиться к армии Хьюстона. В полдень 21 апреля техасская армия атаковала силы Санта-Анны в битве при Сан-Хасинто. Во время сражения многие техасцы кричали: «Помни Аламо!». Санта-Анна был захвачен в плен и был вынужден отдать приказ о выводе своих войск из Техаса, тем самым покончив с мексиканским контролем над областью, которая впоследствии превратилась в Техасскую Республику.
24 марта начал составляться список техасцев, павших в битве за Аламо. Первое исследование о битве было опубликовано в 1843 году, но серьёзное изучение битвы началось только в 1931 году с опубликования диссертации Амелии У. Уильямс, в которой делалась попытка установить личности всех техасцев, погибших в Аламо. Первая полноформатная нехудожественная историческая книга о битве была опубликована в 1948 году. На экране битва впервые появилась в 1911 году в немом фильме «Бессмертный Аламо», с этого времени вышло множество других кинопостановок, включая и фильм снятый Джоном Уэйном. Церковь в Аламо была утверждена официальной часовней штата Техас, должность постоянных смотрителей возложили на «дочерей республики Техас».
1. Предыстория
План Аламо.
Схема 1836 года. Часть официального мексиканского рапорта о захвате Аламо.
В 1835 году сторонники устройства Мексики на принципах федерализма начали восстание против усиливающейся диктатуры режима президента Антонио Лопеса де Санта-Анны[2]. В октябре поселенцы Мексиканского Техаса подняли вооружённый мятеж против мексиканского правительства[3]. Санта-Анна незамедлительно начал подготовку к вторжению в Техас, чтобы покончить с Техасской революцией[4]. Силы вторжения, называемые Армией действий в Техасе, состояли в первую очередь из неопытных рекрутов[5], призывников и каторжников[6].
В то время как Санта-Анна собирал свои войска в Мексике, техасцы громили расквартированные в Техасе мексиканские гарнизоны. После сдачи Бехара 9 декабря зятем Санта-Анны генералом Мартином Перфекто де Косом в Техасе больше не осталось мексиканских сил[3]. Многие техасские поселенцы дезертировали из техасской армии, поскольку они не были готовы к длительной кампании. Со времени сдачи Бехара в техасской армии стало много солдат, недавно прибывших в область, главным образом, авантюристов из Соединённых Штатов. По мнению историка Элвина Барра, их присутствие «склонило мексиканцев к выводам, что техасское сопротивление подогревается внешними силами»[7].
Разгневанный мыслью об американском вмешательстве в мексиканские дела, Санта-Анна приказал мексиканскому конгрессу уполномочить армию обращаться с любыми иностранцами, воюющими в Техасе, как с разбойниками. Это решение означало запрет брать пленных, так как по законам того времени захваченные в плен разбойники подлежали немедленной казни[8]. Санта-Анна повторил это в весьма сильных выражениях в письме, направленному американскому президенту Эндрю Джексону. Письмо не было известно значительному числу людей и, скорее всего, большинство американских добровольцев, служивших в техасской армии, ничего не знали о решении конгресса[9].
Антонио Лопес де Санта-Анна
Когда мексиканские войска генерала Коса покинули Бехар (ныне Сан-Антонио, Техас), техасские солдаты оставили гарнизон в миссии Аламо, бывшем аванпосте католической миссии, использовавшемся в то время как временный форт[10]. Описанный Санта-Анной, как «временная крепость, вряд ли достойная отдельного названия»[10], Аламо был построен для защиты от набегов индейских племён, не имеющих артиллерии[11]. Крепостной комплекс занимал площадь в три акра (1,2 га), окружённые 400-метровым защищённым периметром[12]. Внутренняя площадь была ограничена часовней с севера и единственной постройкой, известной как Нижние казармы, с юга[13]. Эти два здания разделял деревянный частокол[14]. На восточной части площади, простирающейся на север до часовни, стояли Длинные казармы — бывший женский монастырь[13]. В северном углу восточной стены был оборудован загон для скота, между ним и площадью был загон для лошадей[15]. Стены, окружавшие комплекс, были, по меньшей мере, шириной в 0,84 метра и высотой в 2,7-3,7 метра[16][~ 2].
Техасский инженер Грин Б. Джеймсон внёс ряд усовершенствований в оборонительную систему[17]. Для того, чтобы компенсировать недостаток бойниц, он построил подмостки, позволяющие защитникам стрелять поверх стен, этот метод, однако, оставлял стрелков без прикрытия[12]. Отступившие мексиканские войска оставили 19 орудий, включая одно 18-фунтовое. Эти пушки Джеймсон разместил вдоль стен. Он похвастался перед командующим техасской армией Сэмом Хьюстоном, что «с нашей артиллерией техасцы могут защищаться против сил, в десять раз их превосходящих»[18].
Джеймс Боуи
Материальное обеспечение техасского гарнизона были в плачевном состоянии, не хватало солдат. К 6 января 1836 года там осталось всего около сотни солдат[19]. Исполняющий обязанности командующего Аламо полковник Джеймс С. Нейл писал временному правительству: «Даже если здесь когда-то был хотя бы один доллар, мне об этом было неизвестно»[19][20]. Нейл запрашивал дополнительные войска и снабжение, угрожая, что гарнизон не сможет выдержать осаду дольше 4 дней[19]. В техасском правительстве царил беспорядок, никто не мог оказать помощи[17][~ 3]. Только командовать техасской армией вызвались сразу четыре разных человека.[~ 4]. 14 января Нейл обратился непосредственно к Хьюстону с просьбой помочь собрать снаряжение, одежду и обеспечить снабжение[17].
Уильям Тревис
Дэви Крокетт
2. Подготовка к осаде
Понимая, что техасцам будет сложно удержать Аламо, Хьюстон приказал полковнику Джеймсу Боуи забрать орудия и разрушить крепостной комплекс[17]. Прибыв туда, Боуи убедился в нехватке тяглового скота, что делало невозможным перевозку орудий. Нейл не разделял идею об отступлении и убеждал Боуи в стратегической важности крепости[21]. В письме губернатору Генри Смиту Боуи доказывал что «спасение Техаса в большой мере зависит от освобождения Бехара из-под контроля неприятеля. Он служит как передовой защитный пикет и, если им овладеет Санта-Анна, у нас не останется ни одного укреплённого пункта, чтобы остановить врага на его пути к Сабину»[22][~ 5]. Письмо к Смиту кончалось словами: «Полковник Нейл и я дали торжественное обещание, что мы скорее погибнем в этих стенах, чем сдадим их неприятелю»[22]. Боуи также написал временном правительству, запрашивая «людей, денег, винтовки и орудийный порох»[22]. Смит отправил на помощь кавалерийского офицера Уильяма Б. Тревиса, который 3 февраля прибыл в Бехар с 30 людьми. Пятью днями позже прибыл Дэви Крокетт[23].
11 февраля Нейл покинул Аламо, предположительно для набора дополнительных подкреплений и обеспечения снабжения гарнизона[24]. Он передал командование Тревису, как старшему по званию офицеру регулярной армии из оставшихся в крепости[22]. Однако большинство гарнизона состояло из добровольцев, которые не соглашались признать его в качестве командира[~ 6]. Вместо этого они выбрали своим командиром Боуи, у которого была репутация свирепого бойца. Боуи отметил своё избрание обширной пьянкой и буквально опустошил Бехар. Однако, чувствуя приближение болезни, он согласился разделить командование с Тревисом[18][24][25].
Техасцам было неизвестно, что Санта-Анна уже год готовился к вторжению[26]. В конце декабря мексиканская Армия действий в Техасе начала марш на север[27], 12 февраля они пересекли Рио-Гранде[28]. Продвижение мексиканцев замедлилось, и рационы начали уменьшаться[29]. Температура воздуха в Техасе достигла рекордно низких отметок, 13 февраля выпал снег, глубина его достигла 38-41 см. Переохлаждение, дизентерия, набеги отрядов команчей нанесли большой урон мексиканской армии[30].