Смекни!
smekni.com

Революция 1905-1907 гг 2 (стр. 3 из 5)

Особое значение имела всеобщая стачка рабочих юга России в июле 1903 г. Бастовало около 225 тыс. рабочих Одессы, Киева, Ни­колаева, Керчи, Баку, Батуми, Тифлиса и других городов, занятых в разных отраслях промышленности. К ним присоединились торговые служащие, телефонисты, печатники. Экономические требования (повы­шение заработной платы, улучшение условий труда, сокращение про­должительности рабочего дня до 8 часов) сочетались с политически­ми: предоставление свободы стачек, собраний, слова и печати; ликви­дация самодержавия и установление демократической республики. Лишь с помощью войск правительству удалось подавить эту стачку.

В 1904 г. забастовки и демонстрации продолжались в разных районах страны. В них все чаще звучали политические требования. Наиболее крупной явилась 18-дневная всеобщая стачка рабочих Баку (декабрь 1904 г.). В ней участвовало до 50 тыс. человек. Рабочие требовали созыва Учредительного собрания, прекращения русско-японской войны, 8-часового рабочего дня, улучшения условий своего труда и быта. Бакинцев поддержали рабочие Петербурга, Москвы, Самары и других городов. Размах движения и солидарность рабочих напугали правительство. Стачка закончилась победой рабочих: впер­вые в России был подписан коллективный договор («мазутная кон­ституция») между рабочими и предпринимателями. В нем закреплял­ся 9-часовой рабочий день и 8-часовой в предпраздничные дни, пре­дусматривалось повышение заработной платы на 20%, предоставле­ние ежегодных отпусков и др.

Политика правительства в рабочем вопросе. С середины 90-х годов XIX в. рабочий вопрос стал одним из главных во внутренней политике царского правительства. Его пытались решить тремя метода­ми. Первый — репрессии. За участие в стачках рабочие подлежали уголовной ответственности, их могли арестовать, заключить в тюрьму, выслать на родину с запрещением проживать в крупных промышлен­ных городах. Однако репрессивный путь оказался малоэффективным против массового движения, тем более что предприятиям требовалось все больше профессионально подготовленных рабочих.

Второй метод — правительство использовало линию, наметившую­ся еще в 80-х годах XIX в., и продолжило законодательное регулиро­вание взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В 1897 г. был принят закон об ограничении рабочего дня 11,5 ч. Были расширены

права фабричной инспекции, призванной следить за нарушением зако­нов предпринимателями, гасить возможные причины забастовок. С 1901 г. учреждались пенсии рабочим казенных предприятий, поте­рявшим трудоспособность на производстве. В 1903 г. был принят за­кон о компенсации фабрикантами рабочим, получившим травму на производстве. Однако подобными уступками нельзя было погасить не­довольство рабочих.

Третий метод заключался в развертывании «попечительной» по­литики, которая вылилась в создание легальных рабочих организа­ций под наблюдением полиции. Цель состояла в том чтобы отвлечь пролетариат от антиправительственной борьбы. На некоторое время часть рабочих увлеклась идеей сотрудничества с властями и начала участвовать в «зубатовских» организациях, названных по имени их инициатора — начальника Московского охранного отделения С. В. Зубатова. Законом 1903 г. рабочим было разрешено выбирать старост, следивших за соблюдением предпринимателем условий най­ма. Политика «полицейского социализма» натолкнулась на сопротив­ление фабрикантов, решивших, что полиция натравливает на них грудящихся, и на недоверие самих рабочих, которым надоело ждать обещанных реформ.

Крестьянское движение. В 1900—1904 гг. выступления крестьян достигли значительного размаха (около 600 волнений в 42 губерниях европейской части России). Однако в эти годы крестьяне не высту­пали против самодержавия. Они требовали раздела помещичьей зем­ли, сокращения налогов и повинностей. Наивысший подъем был от­мечен в 1902 г., когда из-за голода, вызванного недородом 1901 г., начались волнения на Украине, в Поволжье, Грузии и Азербайджане. И ходе борьбы постепенно менялся ее характер. Все чаще выдвига­лись политические требования. Теперь крестьяне выступали и против отдельных помещиков, и против аграрной политики правительства.

Политика правительства в аграрном вопросе. Массовыми ка­рательными действиями правительство задушило крестьянские волне­ния. В Полтавскую и Харьковскую губернии было введено более 10 тыс. солдат. Крестьян наказывали целыми селами, отдавали под гуд, ссылали на каторгу. За понесенные помещиками «убытки» пра­вительство наложило на крестьян дополнительный налог в 800 тыс. рублей.

Правительство понимало, что одними репрессиями аграрно-кре­тьянский вопрос не решить. В 1902 г. было учреждено «Особое со­вещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности». Предло­жения С. Ю. Витте о расширении имущественных и гражданских прав крестьян, о переходе от общинного к хуторскому землевладе­нию под напором консервативной бюрократии посчитали преждевре­менными. Манифест в феврале 1903 г. подтвердил неприкосновен­ность общинного землевладения. Однако в 1903—1904 гг. был при­нят ряд законов, облегчавших отдельным крестьянам выход из общины, позволявших переселяться на казенные земли и уравнивав­ших крестьян в правах с другими сословиями. Эти частичные уступ­ки не решили аграрно-крестьянский вопрос.

Движение демократической интеллигенции. Важным свидетель­ством нарастания социально-политического кризиса в стране было движение демократической интеллигенции. С 90-х годов XIX в. она выступала против полицейского произвола, требовала политических свобод. Ее участие в общественном движении выражалось в создании легальных обществ (ученых, врачей и т. д.), на заседаниях которых обсуждались острые политические вопросы, в помощи Красного Кре­ста участникам революционных выступлений, в сборе денежных средств для стачечников и политзаключенных, в предоставлении явоч­ных квартир для революционеров и т. д.

Наибольшую активность проявляла молодая часть интеллиген­ции — студенчество. Тяжесть материального и юридического поло­жения, антидемократическая политика правительства в области выс­шего образования — все это создавало почву для роста недовольства в стенах вузов. В начале XX в. значительная часть радикального студенчества перешла к открытой политической борьбе, заявив о своей солидарности с рабочим классом. Студенчество стало за­стрельщиком многих общественных выступлений. Демонстрации сту­дентов и рабочих весной 1901 г. в Москве всколыхнули всю Россию и заставили правительство отказаться от применения «Временных правил...» об отдаче студентов в солдаты за участие в беспорядках. Всероссийские студенческие забастовки 1899, 1901, 1902 гг. имели широкий политический резонанс. В процессе борьбы в молодой сре­де формировались будущие крупные общественные и государствен­ные деятели— участники Февральской и Октябрьской революций.

Политические партии. Представители интеллигенции стали той социальной базой, на основе которой в конце XIX — начале XX в. формировались радикальные политические партии: социал-демокра­тов и эсеров. Они оформились раньше либерально-оппозиционных партий, так как признавали возможность использования нелегальных методов борьбы, а либералы стремились действовать в рамках суще­ствовавшей политической системы.

Первые социал-демократические партии начали возникать в 80—90-х годах XIX в. в национальных районах России: Финлян­дии, Польше, Армении. В середине 90-х годов в Петербурге, Москве и других городах образовались «Союзы борьбы за освобождение ра­бочего класса». Они установили связь с бастующими рабочими, но их деятельность была прервана полицией. Попытка создать Россий­скую социал-демократическую рабочую партию на съезде 1898 г. не имела успеха. Ни программа, ни устав не были приняты. Делегаты съезда были арестованы.

Новая попытка сплотиться в политическую организацию была предпринята Г. В. Плехановым, Ю. О. Цедербаумом (Л. Мартов), В. И. Ульяновым (Ленин) и др. С 1900 г. они начали издавать за границей нелегальную политическую газету «Искра». Она объедини­ла разрозненные кружки и организации. В 1903 г. на съезде в Лон­доне были приняты программа и устав, оформившие образование Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП).

Однако идейные (программные) и организационные разногласия раскололи партию на большевиков (сторонников Ленина) и меньше­виков (сторонников Л. Мартова).

Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Введение в программу идеи дик­татуры пролетариата обособило их от других общественно-демократи­ческих течений. В понимании большевиков диктатура пролетариата означала установление политической власти рабочих для построения социализма и в будущем бесклассового общества. В. И. Ленин стал признанным теоретиком и политическим вождем большевиков. Мень­шевики не считали Россию готовой к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата и предполагали возмож­ность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, РСДРП взяла курс на разжигание рабоче-крестьянского движе­ния и подготовку революции.

Партия социалистов-революционеров (эсеров) сложилась в 1902 г. на основе объединения неонароднических кружков. Рупо­ром партии стала нелегальная газета «Революционная Россия». Сво­ей социальной опорой эсеры считали крестьян, однако состав партии был преимущественно интеллигентским. Лидером и идеологом эсе­ров был В. М. Чернов. В их программе предусматривалось сверже­ние самодержавия, экспроприация капиталистической собственности и реорганизация общества на коллективных, социалистических нача­лах, введение 8-часового рабочего дня, всеобщего избирательного права и демократических свобод. Главная идея эсеров заключалась в «социализации земли», т. е. уничтожении частной собственности на землю, передаче ее крестьянам и разделе между ними по трудо­вой норме. Тактикой борьбы эсеры избрали террор. «Боевая органи­зация партии эсеров» во главе с Г. А. Гершуни провела ряд покуше­ний на министров и губернаторов, убила генерал-губернатора Моск­вы великого князя Сергея Александровича и др. Путем террора эсеры пытались разжечь революцию и устрашить правительство, за­ставить его создать Земский собор (Учредительное собрание).