План
Введение
1 Предыстория
2 Материалы архивов
3 Свидетельство Хрущёва
4 Версия Конквеста
4.1 Конференция в Закопане
4.2 Конференция в Кракове
Список литературы
Введение
Конференции НКВД и гестапо — серия встреч между представителями НКВД и гестапо, которые, согласно версии Роберта Конквеста, состоялись в конце 1939[1] — начале 1940 года, с целью начать и укрепить сотрудничество этих организаций. По мнению одного из бывших руководителей Армии Крайовой Тадеуша Коморовского указанном в его мемуарах в 1950 году, на конференциях обсуждались совместные действия в ходе оккупации страны, в частности борьба с польским Сопротивлением.
Российский историк О.В. Вишлев указывает, что версия Конквеста противоречит существующим архивным документам.
1. Предыстория
В 1939 году, после подписания Договора о ненападении между Германией и Советским Союзом в августе, польской кампании вермахта[2][3] и польского похода Красной Армии[2][4], Польша была оккупирована Германией и СССР.
2. Материалы архивов
Из документов, которые хранятся в Политическом архиве Министерства иностранных дел ФРГ следует, что 29-31 марта 1940 года в Кракове находились представители советской комиссии, но не специальной делегации НКВД, как вслед за Бор-Коморовским утверждают некоторые западные и отечественные авторы, а советской контрольно-пропускной комиссии по эвакуации беженцев. Эта комиссия, как и аналогичная германская, была образована на основе межправительственной договоренности. Советская делегация состояла из трех человек: B.C. Егнарова (капитан пограничных войск), И.И. Невского (соответственно председатель и член Советской главной комиссии по эвакуации беженцев) и В.Н. Лисина (член местной комиссии). В задачи делегации входило обсуждение ряда вопросов, связанных с организацией обмена беженцами, и подписание с представителями германской комиссии соответствующего протокола.
Германскую сторону возглавлял губернатор Краковской области О. Г. Вехтер, являвшийся председателем Германской главной комиссии, его заместитель в этой комиссии майор жандармерии Г. Фладе и два представителя министерства иностранных дел. В состав германской комиссии входили также представители и уполномоченные от других ведомств, которые, однако, в официальной части встречи, связанной с обсуждением и подписанием протокола, участия не принимали (в частности, в списке упомянут гауптштурмфюрер СС К. Лишка — представитель СД).
По итогам обсуждения был подписан советско-германский протокол от 29 марта 1940 года который являлся дополнением к соглашению о переселении от 16 ноября 1939 года. Он уточнял ряд пунктов последнего с учетом опыта, накопленного в ходе проведения переселения, модифицировал его первую статью применительно к проблеме беженцев и определял круг лиц, которые в качестве беженцев могли быть пропущены через границу к прежним местам проживания. [5]
3. Свидетельство Хрущёва
В своих воспоминаниях Хрущёв отмечает: «Серов [в то время руководитель украинского НКВД] согласно служебным обязанностям установил тогда контакты с гестапо. Представитель гестапо официально прибыл по взаимной договоренности во Львов со своей агентурой … Предлогом послужил „обмен людьми“ между нами и Германией»[6].
4. Версия Конквеста
Некоторые английские и польские авторы (Роберт Конквест, Тадеуш Комаровский, Майкл Стентон) занимают другую позицию, утверждая, что встреч было больше (до четырёх), и они имели другой статус. При этом в качестве доказательств приводятся ссылки на современников событий Тадеуша Комаровского (см. ниже) и Хрущёва.
4.1. Конференция в Закопане
По утверждениям Роберта Конквеста[7] конференция состоялась в Закопане, известном курорте в Татрах.
Также он утверждает, что именно на этой конференции было принято решение о Катынском расстреле, операции AB (проведена немцами в 1940 году; было убито около 7000 человек с целью подавления сопротивления в Польше) и особой операции в Кракове (арест немцами 183 преподавателей местных вузов и отправка их в концлагеря).
4.2. Конференция в Кракове
Как указывается отдельными авторами, ещё одна встреча проходила в марте 1940 года в Кракове[8]. Тадеуш Комаровский в появившеся в 1951 году в Англии книге воспоминаний «Armia Podziemna» («Секретная армия») указывает:
«В марте 1940 мы получили известие о том, что специальная делегация НКВД приехала в Краков, где собиралась обсудить с гестапо действия против польского сопротивления. НКВД уже было известно о существовании централизованной организации, управляемой единым штабом. Переговоры в Кракове продлились несколько недель».[9]
По утверждению Бор-Комаровского, на конференции обсуждалась борьба с сопротивлением на территории Польши.[10]
Список литературы:
1. «The Katyn massacre», Louis Robert Coatney
2. Zaloga, S.J. (2003) Poland 1939 Osprey ISBN 1 84176 408 6
3. This day in history.
4. Davies, N. (1986) God’s Playground Volume II Oxford University Press ISBN 0-19-821944-X Page 437
5. Вишлёв О. В. «Накануне 22 июня 1941 года»
6. Хрущёв, Никита Сергеевич. Время. Люди. Власть. (Воспоминания). Книга I. М.: ИИК "Московские Новости", 1999.
7. Conquest, Robert (1991). Stalin: Breaker of Nations Phoenix ISBN 1-84212-439-0 Page 229 http://www.ibiblio.org/pub/academic/history/marshall/military/wwii/special.studies/katyn.massacre/katynlrc.txt The Katyn massacre. Louis Robert Coatney.]
8. Stenton, M. Radio London and Resistance in Occupied Europe Oxford,2000 ISBN 978-0198208433 page 277
9. Bor-Komorowski, Tadeusz (1951). «The Secret Army». New York, N.Y.: Macmillan. OCLC: 1524738
10. Bór-Komorowski, T. (1950). The Secret Army Victor Gollancz Page 46
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Конференции_НКВД_СССР_и_гестапо