То, что термин “казак” не был вначале этническим названием подданных Керея и Жаныбека видно из “Тарих-и Рашиди”. Так, Мухаммад Хайдар пишет: “Поскольку вначале они уходили от людей, отделялись от них и некоторое время бедствовали и скитались, их назвали казаками. Это имя закрепилось за ними”. Именно на социальное значение этого термина указывает другой средневековый историк Махмуд б. Эмир Вали, когда говорит: “Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак”. Только с образованием Казахского ханства термин “казак” приобрел этнополитическое значение (политоним). И только с уходом на рубеже XV-XVI вв. в Среднюю Азию подвластных Шибанидам части узбекских племен и объединением под властью казахских ханов оставшихся племен Восточного Дашт-и Кыпчака и Туркестана термин “казак” приобрел этнический смысл. Таким образом, единый этнос, носивший название кыпчак (XIII-XIV вв.), ногай (XIV-XV вв.) и узбек (XIV-XV вв.) уже существовал и в XVI веке происходит лишь закрепление за ним общего этнонима казак, а за страной ими населенной – названия Казакстан.
5.Образование Казахского ханства
Смерть хана Абулхаира в конце 1468 года привела к обострению политического кризиса в государстве. Источники называют преемником его сына Шейх-Хайдара, но в конце 1469 – начале 1470 годов сторонники Шейх-Хайдара были разгромлены, сам хан убит, а его владения разделены на три части. Борьба за Дешти-Кыпчак правителей Казачьей вольницы Керея и Жаныбека с потомками Абулхаира началась с 1469 г. В результате этой борьбы, Западное Семиречье, Центральный Казахстан, среднее течение Сырдарьи оказались в руках Керея и Жаныбека. Это образование получило название Казахского ханства. Основой Казахского ханства стала территория западной части Семиречья. По мнению Т.И. Султанова, сторонники Керея и Жаныбека образовали Казахское ханство после смерти Абулхайра, возвратившись из Жетысу на территорию Дашт-и Кыпчака, “т.е. не раньше 70-х гг. XV века”, около 1470/71 г. Мухаммед Шайбани пытался вернуть контроль за присырдарьинскими городами, заручившись поддержкой тимуридов Мавераннахра. Однако, уже в 1470 г. в присырдарьинских степях появились казахские отряды. Старший сын Жаныбека Махмуд занял Созак, а другой его сын Еренши – Сауран. Здесь Еренши столкнулся с войсками Мухаммеда Шайбани, который в последовавшей битве был разгромлен и вынужден был бежать в Бухару.
В начале 70-х годов, Казахское ханство было разделено на два крыла. Левое крыло (восточное) возглавлял сам Керей, правое крыло (западное), включавшее в себя владения Мусы и других потомков Едыге - Жаныбек. Здесь можно говорить об институте соправления, издревле известном в Степи. Границы ханства простирались от Иртыша до Жаика (Урала). Мангытские бии пытались выйти из-под власти Керея и Жаныбека и провозгласить ханом более послушных их воле султанов. В 1472 г. Муса-мырза, заключает союз с Мухаммедом Шайбани, пообещав провозгласить его ханом всего Дешт-и-Кыпчака, но победа султана Бурындыка – сына Керея у перевала Сагунлык в Каратауских горах, а затем у Отрара, Туркестана, Аркука, вынудили Шайбани вновь бежать, похоронив эти надежды. Казахское ханство с начала своего образования повело борьбу за объединение всех Дешти-Кыпчакских племен и присоединение присырдарьинских городов. После смерти Керея в 1474 г., ханом стал его сын Бурындык (1474-1511). Таким образом, к концу XV в. долина Сырдарьи оказалась разделенной между тремя государствами – Узбекским, Казахским и Могульским. Опираясь на присырдарьинские города, Бурындык хану удалось объединить кочевые роды Жетысу, Центрального и Западного Казахстана. Бурындык и Касым на короткое время обосновались в г. Сарайчик в низовьях Урала, бывшей столице Ногайского улуса. После смерти Муса-мырзы, большинство кочевых родов мангытов переходят под власть казахского хана Бурындыка. Между Бурындыком и Касымом началась острая борьба за власть, которая завершилась к 1511 году победой Касыма. В 1511 г. Бурындык, лишенный авторитета, был изгнан и полновластным ханом стал Касым. С этого времени верховная власть надолго перешла к потомкам Жаныбек хана. Уже при Касыме (1511-1521), число поданных Казахского ханства Мухаммад Хайдар определяет как миллион человек. При Касыме за казахами были окончательно закреплены присырдарьинские города. В 1519 г. Касым закрепил свою власть в Западном Казахстане, в результате победного похода против мангытов. В июне 1519 г., основные силы мангытов были разбиты под Хаджи-Тарханом и западной границей стал Едиль (Волга). Жетысу и Притяньшанье также вошли в состав Казахского ханства. В этот период, Казахское ханство становится субъектом международных отношений. Одним из первых государств, вступивших в дипломатические связи с Казахским ханством, было Московское государство.
Историки предтечей казахской государственности считают государство Ак-Орда, но само государство и политоним, ставший названием народа непосредственно связан с Казахским ханством и первым ханом Кереем и его соправителем Жаныбеком.
Несмотря на появление самостоятельных этнических названий и государств, как верно пишет Р.Темиргалиев, кочевые татары, узбеки, ногайцы, казахи, киргизы, каракалпаки были ещё долгое время субэтническими группами единого этноса с единым языком (кипчакским) и культурой, разделенного в основном политическими границами. Потому такие эпические произведения того периода как “Кобланды”, “Едыге”, “Алпамыс”, “Кырк кыз”, “Манас” являются общими для многих современных народов. С другой стороны, появляется и стремление формировать национальную идентичность. Не случайно, что основная идея творчества Асан-Кайгы - становится идея единства племен казахского ханства.
6.Алаша-хан и образование казахских жузов
Большую роль в становлении казахской государственности играют предания и легенды. Исторические предания об Алаша-хане и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей казахской государственности. В большинстве легенд Алаша-хан является первым казахским ханом, основателем Казахского государства. У А.Левшина, он выступает как устроитель казахского общества, его первых законов и традиций, таких как, например, конак-асы, жылу (асар) и др. А.Левшин пишет, что боевым кличем всех казахов: “В случаях общего смятения, где соединяются казахи всех родов и званий без различия, все кричат "алача!". Во многих легендах упоминаются три сотни (жуз), отправляемых к Алаша-хану и остающихся с ним. Ю.А.Зуев предположил, что ала – “пегость, пестрота” напрямую связана с тем, что Алаша - будущий хан, основатель государства собирает под своим знаменем батыров, выходцев из разных родов, которые вместе с Ала–царевичем совершают откочёвку и пытаются создать своё государство (идея обретения Кут - “счастья”, отсюда и выражение “Кутты болсын!”), т.е. они становятся вольными казаками и ищут своё счастье на чужбине. Известно, что на основе института дружины-сотни, были созданы многие объединения государственного типа (государство кочевых кимеков XI-XII вв., Тюргешский каганат 699-766гг., Казахское ханство XVв. и многие другие).
Таким образом, образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание собственно Казахского государства.
Заключение
Политическая система казахских ханств являлась неустойчивой, потому что держалась только на личном авторитете правителя. Это привело к междоусобице во второй трети XVI в., когда каждый улусный султан пытался провозгласить себя ханом. Харизматический характер власти первых казахских ханов был способен консолидировать общество, однако как только на политическую арену вышли ханы, не обладавшие достаточным авторитетом, стабильность системы была нарушена. После смерти Касым хана, среди казахских султанов началась ожесточенная борьба за власть, приведшая к образованию нескольких конкурирующих ханств.
Подводя итог можно выделить стержневые идеи казахской национальной государственности:
1. Керей и Жаныбек стали первыми казахскими ханами, основателями казахской государственности. Именно они стали политическими наследниками Урус-хана и продолжателями традиций Ак-Орды.
2. Именно благодаря деятельности Керея и Жаныбека, во второй половине XV века в Дешти-Кыпчаке появляется политоним КАЗАК, который трансформируется от УЗБЕКИ–КАЗАКИ, к единому названию народа КАЗАК – первому государству в Центральной Азии из ныне существующих современных народов.
3. Образ Алаша-хана и трёх сотен (жузов) является стержневой идеей государственности казахов как разнородцев, объединённых в единую общность для достижения единой цели – создание Казахского государства и напрямую связан с институтом казачества.
4. Если у каждого кочевого рода есть свой клич (уран), то единым национальным кличем (ураном) казаков (казахов) становится Алаш.
5. Откочёвка Керея и Жаныбека из под власти Абулхаир-хана, показывает нам институт “казачьей вольницы”, как право выбора в степной традиции, стремление к независимости, проявление самостоятельности в кочевой среде, т.е. реализации батырского (рыцарского) духа, противостоящего ханской власти. Поэтому, каждый хан стремился доказать своему разноплеменному народу, что не утратил свои нравственные и геройские качества, не потерял уважение со стороны своего народа.
Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана огромен и является исторической основой для построения современных мировоззренческих конструкций, связанных с казахстанской национальной идентичностью. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей.
Список источников
1. Абдрахманова Б.М. - История Казахстана: власть, система управления, территориальное устройство в XIX веке. - Астана, 1998г. — С. 137.
2. М.Койгелдиев,З.Кинаятулы,К.Оскенбай//монография «История Казахского государства» - Алматы 2007 – 432с.
3. Алдажуманов К.С., Балакаев Т.Б., КозыбаевМ.К., Нурпеисов К.Н. // История Казахстана с древнейших времен и до наших дней. Очерк. – Алматы: «Дәуір» баспасы, 1994. -448б.
4. http://www.vopona.com
5. http://ibrain.kz/mod/book/view.php?id=47&chapterid=108
6. http://referatcollection.ru/