План
Введение
1. Родословная Керея и Жаныбека
2. Откочевка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира
3. Казачья вольница
4. Политоним «казах»
5. Образование казахского ханства
6. Алаша-хан и образование казахских жузов
Заключение
Список источников
Введение
Образование Казахского ханства было подготовлено всей предшествующей историей таких государств, как Ак-Орда и Могулистан. На территории Жетысу продолжала происходить консолидация казахского народа и окончательное формирование казахского этноса. Становление казахской государственности было делом времени. Первым ханом стал Керей который правил с 1469 по 1474 годы, хотя в принципе он с Жанибеком являлись соправителями. Мнение считать началом образования Казахского ханства откочёвку в конце 50-х годов не нашло подтверждение в источниках. Годом основания Казахского ханства принято считать 870 год хиджры или 1465/1466 год нашей эры. Видный исследователь средневековой истории Султанов склоняется к дате 1470 год, когда Жанибек и Керей вернулись в Узбекский улус и захватили там верховную власть, тем самым существенно расширив территории кочевий казахов.
1.Родословная Жанибека и Керея
Существует не одна точка зрения о происхождении казахских ханов. Некоторые исследователи считают, что последние происходят из дома Орда-Эджена, однако большинство учёных-историков полагают, что Жанибек и Керей являются потомками Тука-Тимура. Основу для этой версии многие черпают из трудов Абу-л-Гази и Махмуда ибн Вали. В частности первый в своей родословной говорит следующее: "Джучи хан, его сын Тукай-Тимур, его сын Уз-Тимур, его сын Ходжа, его сын Бадакул-углан, его сын Урус хан, его сын Барак хан, его сын Абу-Саид по прозванию Жанибек хан". Историк Меруерт Абусеитова считает, что сведения Абу-л-Гази являются наиболее достоверными из всех существующих, так как он был потомком Чингиз-хана, сыном Араб Мухаммад-хана из рода Шейбана, из поколения узбеков и наверняка знал точно свою родословную. Родословная Керея выглядит так: Урус хан - Тохта Кыйа - Пулад - Кирай хан. Не имеет принципиального значения, принадлежит ли Урус-хан и его потомки к линии Джучидов, происходящей от Тука-Тимура или к линии, происходившей от Орда-Эджена, так как и те и другие считались соправителями в Ак-Орде. Кирей и Жанибек унаследовали власть Барака на территории южного Казахстана и находились в союзе и под опекой Ахмад-хана и Махмуд-хана. Они были их ровесниками и соратниками. Точных данных о датах рождения Жанибека и Керея нет, но многие косвенные факты позволяют определить их возраст. По "Таварих-и гузида-йи нусрат наме" основатели Казахского ханства Жанибек и Керей были троюродными братьями. В источниках, повествующих об их действиях во второй половине пятнадцатого века, нет точного разъяснения, кто из этих двух ханов был главным, их имена пишутся рядом не в строгом порядке. Жанибек-хан был прямым наследником трона Барак-хана, но Керей-хан был старше по возрасту, нежели Жанибек и был внуком Тохта-Кыйа. Умер Жанибек-хан раньше Кирея в 1480 году, в возрасте 68-70 лет. Из этого следует, что Жанибек родился в примерно 1410 году (хотя по другим данным годом его рождения принято считать 1420 год). Всё это говорит о том, что казахские ханы были сознательными противниками Абулхайр-хана уже с первых лет его правления, то есть с 1428 года.
2.Откочёвка Керея и Жаныбека из ханства Абулхаира.
Откочёвка явилась одной из причин распада ханства кочевых узбеков, повлияла на политическую карту региона, изменила места проживания различных племён и родов, стала началом консолидации казахского народа. Долины Чу и Таласа были выбраны не случайно, на то есть четыре причины:
1) этническая близость населения;
2) давние дружественные связи Могулистана и Ак-Орды;
3) слабость феодально-разробленного Могулистана;
4) природный фактор (плодородность земель в долинах рек).
Появление на политической карте Центральной Азии Казахского ханства связано с именами Чингизидов, потомков Джучи — хана Абулхаира Шибанида и близкородственных султанов Керея и Жаныбека. В первой половине ХV века, на территории Казахстана существовало ханство Абулхаира – Узбекский улус. Одним из факторов ослабления позиций Абулхаир-хана, явилось его сокрушительное поражение в войне 1457 года от калмыков (ойратов - западных монголов), проникших через Семиречье до Сыгнака и Сайрама, Ясы (г. Туркестана) и Ташкента. Вторым фактором, явилось стремление Абулхаир-хана подавить своих внутренних оппонентов. В конце 1450-х гг., мстя за смерть своего старшего сына Шах-Будаг-султана, Абулхаир-хан перебил “ряд принцев из потомков Джучи в стране Дешт-и Кипчак и рассеял то общество в разных краях”. В результате преследований со стороны Абулхаира против Джучидов, потомков Тука-Тимура и состоялась откочевка Керея и Жаныбека. Абулхаир-хан, будучи человеком властолюбивым, стремился удержать свою власть, жестоко обходясь с приближенными султанами, что вызывало естественное недовольство и сопротивление с их стороны. Махмуд бен Вали в сочинении “Море тайн, относительно доблестей благородных” пишет: “Когда Абу-л-Хайр-хан одержал верх над сыновьями своих дядей в областях Дашт-и Кипчака, некоторые из потомков Тукай-Тимур-хана, сына Джучи-хана, Кирай-хан и Джанибек-хан…., вышли из круга подчинения и повиновения [и] предпочли покинуть родину. Отказавшись от унаследованной [от предков] страны, они ступили на дорогу, [ведущую] на чужбину. С группой людей, достойных признания, они выбрали путь в Могулистан. В те времена в областях Могулистана владычествовал Исан-Буга-хан, сын Вайс-хана, из потомков Чагатай-хана, сына Чингиз-хана”. В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами. Уход Керея и Жаныбека от Абулхаира, стал лишь первым шагом к образованию собственной казачьей вольницы.
Т.И. Султанов отмечает “Керей и Жаныбек с улусными людьми прибыли в Могулистан при жизни могульского хана Есен-Буги, который радушно принял беглецов и назначил им для обитания долины Чу и Козы-Баши. Время прихода Керея и Жаныбека с улусными людьми во владения могульского хан Есен-Буки нужно датировать 1459-60 гг.”. Приход Керея и Жаныбека был осуществлён по приглашению Есен-Буги, который стремился обезопасить с их помощью свою территорию от Юнус-хана. Керей и Жаныбек стали оказывать помощь и поддержку Есен-Буга-хану, а сама перекочевка Керея и Жаныбека в Жетысу состоялась не раньше 1459 г.
Таким образом, главной причиной откочёвки явилось авторитарное правление хана Абулхаира Шибанида, который стремился не допустить усиления потомков другой ветви Джучидов, потомков Тука-Тимура и Орда-Еджена, непосредственно связанных по генеалогической линии с ханом Ак-Орды Урус-ханом, правнуками которого являлись Керей и Жаныбек.
3.Казачья вольница
Усиление казахских султанов произошло со смертью Есен-Буги в 1462 году, когда начавшиеся междоусобицы в Могулистане повлекли за собой смену политического курса Жаныбека и Керея. Амбициозные и решительные казахские ханы вскоре вовсе отказались от правления могулистанских владетелей. “В то время, - пишет Мирза Хайдар, узбекский улус после смерти Абу-л-Хайр-хана (1468 г.) пришел в расстройство, [в нем] начались большие неурядицы. Большая часть его подданных откочевала к Кирей-хану и Джанибек-хану, так что число [собравшихся] около них [людей] достигло двухсот тысяч человек”. За ними утвердилось название “узбек-казахи”. Так как в [самом] начале [после] прибытия в Могулистан они проводили время в набегах на калмаков и киргизов и грабежах [их] и на окраинах областей занимались разбоем, к этому народу пристало имя казак. В то время Кирай-хан был назван государем. Керей и Жанибек вернулись в Дешт-и-Кыпчак, и к ним присоединилось основное население центрально-казахстанских степей. Таким образом, в 1469 г. Казахское ханство выходит на политическую арену как самостоятельное государство кочевых племен Дешт-и-Кыпчака. Тогда же власть Керея и Жанибека признает глава кыпчакских племен Западного Казахстана Муса.
За беглецами закрепилось название “узбеки-казаки”. Термином “казак” в то время обозначали степную вольницу, не входившую в состав улусов, ведь казаковал же аксак Тимур до того как завоевать Мавераннахр. До середины ХV века само название “казаки” имело больше социальный оттенок, нежели этнический. В массовом представлении, казаками назывались любители свободной, вольной жизни. Вспомните тюркскую кальку в русском языке “уйти в казаки”, “казаковать”. Наиболее подробно и красиво о казаковании написано у Н.В. Гоголя в повести “Тарас Бульба”.
Все эти идеи и традиции долгое время сохранялись в евразийских степях, потому что половцы-кыпчаки и огузы дали это степное явление, как минимум, украинскому, российскому и казахскому обществам. Таким образом, на различных окраинах бывшей Золотой Орды, в период раздробленности ханских авторитарных режимов Евразии, издревле формировались степные казачьи вольницы Украины, Казахстана, юга России.
4.Политоним «казах»
Укрепление и расширение территории казахского ханства совпало по времени с другим событием. По мере становления ханства, понятие “казак” все больше стало обретать этническую окраску. Если до образования Казахского ханства, термин “казак” больше носил социальный оттенок, то после 60-х годов “узбек-казаками”, а затем “казаками” стали называть этнические группы Керея и Жаныбека.
За подданными Жаныбека и Керея закрепилось прозвище казак, означавшее “беглецы”, “вольница”, “люди, отделившиеся от своего улуса”. Восточные источники конца XV — начала XVI в. называют “узбеками-казаками”, переселившихся в Могулистан (Семиречье) из владений Абу-л-Хайр-хана в 50-х годах XV в. кочевников во главе с Киреем и Жаныбеком и объединившихся затем, при возвращении в Приаральские степи, с оставшимися здесь узбекскими родами. Говоря о событиях более позднего времени (около середины XVI в.), Махмуд бен Вали применяет уже только термин “казак”.