§3. Социальные предпосылки раздробленности Руси.
К началу XIIв. усложнилась социальная структура древнерусского общества: появились крупное боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, городские низы. Это были новые, активно развивающиеся слои населения. К тому же зарождалось дворянство, служившее князю в обмен на земельное пожалование. Его социальная активность была очень высока. В каждом центре за удельными князьями стояла внушительная сила в лице бояр со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи. Усложняющаяся социальная структура общества также способствовала обособленности земель.
Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.
Усложнился состав общества, более определенными стали его слои в отдельных землях и городах: здесь были и бояре, и духовенство, и торговцы, и ремесленники, и низы города, включая холопов. Зарождалось дворянство – слой мелких вассалов, служивших князю за земельное пожалование, которое предоставлялось лишь на время службы, а не как вотчина. На этих воинов стали опираться местные князья в борьбе со своевольными и богатыми боярами.
Древнерусское государство выполнило свою историческую роль. Оно сплотило восточное славянство, содействовало его переходу от племенного быта к его новой жизни, защитило от внешних врагов, способствовало развитию хозяйство и культуры. В рамках единого государства стали развиваться новые, феодальные отношения.[6] Теперь отдельные земли поднялись к самостоятельной жизни. Они больше не нуждались в опеке центральной власти. Она, как взрослые дети, готовы были уйти от вырастивших и воспитавших их родителей и начать собственную жизнь.
В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия – одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.
9 княжеств управлялись собственными домами. В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышельская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла). В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи). В отделившимся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Ростово-суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. Четыре княжества не закрепились за какой-то определённой династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века владели соперничающие ветви мономаховичей. Киевский и Новгородский столы сохраняли общерусское значение: на них претендовали все сильные князья. Киев служил постоянным яблоком раздора, хотя его политическая значимость снижалась. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между мономаховичами и ольговичами. Необычная ситуация была в Новгороде. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 князь Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к Вече. Новгород стал аристократической республикой. Боярство приглашало князей лишь для выполнения некоторых исполнительных функций, а также для усиление новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XII века стал автономным от Новгорода. Тмутараканское княжество в начале XII века прекратило своё существование, пав под ударами половцев либо попав под суверенитет Византии.
ГЛАВА 2. Новые политические центры.
§1. Владимиро-Суздальское княжество.
§1.1. Залеская Русь
«Земля за великим лесом» - Залесская Русь, или Суздальщина, в XI веке была далекой окраиной далекого государства Рюриковичей. Эта обширная и богатая в сельскохозяйственном отношении территория с частой сетью рек и речек, лесами и болотами тогда ещё только заселялась. Однако киевских князей тоглда еще не привлекала Суздальщина: фактически никто из них не претендовал на окраинные земли. «Чудское захолустье», как называл эти окранины историк В.О. Ключевский, первоначально являлось придатком к одному из южных княжений – Переславлю Южному.
Общественно-политическое развитие Северо-Восточной Руси отличалось значительными особенностями. Здесь позднее, чем в других частях Руси, стали развиваться феодальные отношения. Ко времени распада Древнерусского государства в этом крае еще не успело сложиться сильное местное дворянство (за исключением ростовского), способное противостоять усиливавшейся княжеской власти. Князьям же удалось создать, в том числе за счет завоеванных и колонизированных земель, крупный домен. Свои огромные земельные владения они раздавали дружинникам и слугам, которые составляли опору князя в борьбе с крупными местными землевладельцами. Часть земли князь отдал церкви.[7]
§1.2. Деятельный князь Владимир Мономах.
Но с начала XII в. Энергичный и деятельный князь Владимир Мономах стал проявлять интерес к этой местности. Несколько раз он посещал северо-восток Руси и во время своей последней поездки в 1108 г. Основал на крутом берегу реки Клязьмы город, назвав его Владимиром. Со смертью князя в 1125 г. прекратилась зависимость Ростово-Суздальской земли от Южной Руси. Его сын, Юрий Долгорукий, стал первым самостоятельным князем Залеской Руси.
§1.3. Юрий Долгорукий.
Юрий долгорукий энергично поддерживал колонизацию неосвоенных земель: строил города, возводил и украшал церкви и монастыри. Но при этом князь не оставлял надежды занять киевский престол и вел изнурительные войны за Киев, за это его и прозвали «Долгоруким».
Захватив Киев и став великим князем Киевским, Юрий Долгорукий не забывал о своих северо-восточных землях. При Юрии Долгоруком к Ростово-Суздальской земле были присоединены Муром и Рязань. Он оказывал ощутимое влияние на политику Новгорода Великого. Под 1147 г. в летописи впервые упоминается о Москве, выстроенной на месте бывшей усадьбы боярина Кучки, конфискованной Юрием Долгоруким. Здесь 4 апреля 1147 г. состоялись переговоры Юрия с черниговским князем Святославом, привезшим Юрию в качестве подарка шкуру пардуса. Гонец передал Святославу слова Юрия Владимировича: «Приди ко мне, брате, в Москов!».[8]
В 50-е гг. XII в. Юрий Долгорукий овладел киевским престолом, но вскоре умер – в 1157 г. [9]
Юрий Долгорукий был одним из первых крупных государственных деятелей Северо-Восточной Руси, при котором этот край прочно занял ведущее место среди других русских земель.
§1.4. Андрей Боголюбский.
В 1157 г. Владимиро-Суздальское княжество оказалось под властью сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского.[10] Свое прозвище он получил по названию своей резиденции в Боголюбово.
Андрей выгнал из других ростово-суздальских городов своих сводных братьев – сыновей Юрия Долгорукого от других жен, удалил от дел старых бояр Юрия Долгорукого, распустил его поседевшую в боях дружину. Летописец отметил, что Андрей стремился стать «самовластцем» в Северо-Восточной Руси.[11]
Андрей перенес столицу из богатого боярского Ростова в небольшой городок Владимир-на-Клязьме, который застроил с необычайной пышностью. Были сооружены неприступные белокаменные Золотые ворота, возведен величественный Успенский собор. В шести километрах от столицы княжества Андрей основал свою загородную резиденцию близ города Владимира – Боголюбово. С этого времени и можно называть Северо-Восточную Русь Владимиро-Суздальским княжеством.
В 1169 г. вместе со своими союзниками Андрей взял штурмом Киеви отдал город на разграбление. Андрей не оставил город за собой, а отдал его одному из своих братьев, а сам вернулся во Владимир. Позднее Андрей Боголюбский предпринял еще один поход на Киев, но неудачно. Он, как и Юрий Долгорукий, воевал с Волжской Булгарией.