Федеральное агентство связи
Сибирский Государственный Университет Телекоммуникаций и Информатики
Межрегиональный центр переподготовки специалистов
Контрольная работа по отечественной истории
Выполнил: Журавлев И С.
Группа: МДТ - 04
Проверил: Стрельцов А.И..
Новосибирск, 2011
Тема № 3
Возвышение Москвы. Формирование единого русского государства
Что обозначают эти понятия?
Автокефалия - в православии административная самостоятельность церкви. В настоящее время имеется 15 автокефальных церквей, в состав том числе на территории бывшего СССР - Русская и Грузинская.
Боярская дума - 1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других, близких к нему лиц. 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах. 3) в Русском государстве конца 15 – начала 18 вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии законосовещательного характера при великом князе (царе).
«Дворец» - по мнению некоторых историков, существовавшее после образования единого Русского государства центральное правительственное учреждение, занимавшееся великокняжеским хозяйством и другими вопросами.
Дворяне - часть класса феодалов, в России возникло в 12-13 вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина. С 14 века стали получать за службу землю. В 17 веке составляло основную массу феодалов, в интересах которой было юридически оформлено крепостное право.
Дьяк - должностные лица различных ведомств в России до 18 в., руководители приказов и их помощники.
Касимовские татары - население удельного княжества на Оке во второй половине 15 - 17 вв., которое было выделено татарским "царям" и "царевичам", переходившим на русскую службу. Первым владетелем этих земель был Касим-хан.
Княжата - в Московском государстве - наиболее знатные бояре, потомки прежних удельных князей.
Кормление - система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счет местного населения. Ликвидирована земской реформой середины 16 в.
Кремль - центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями (до 14 в. – “детинец”).
Крепостничество - совокупность юридических норм феодального государства, закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала, лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда — возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.
Поместье - условное земельное владение в России в конце 15 - начале 18 вв., предоставлялось государством за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию. В 16 - 17 вв. постепенно сблизилось с вотчиной и слилось с ней по указу 1714 г. репостничество тьяне - еде
Соха - 1. Пахотное орудие, которое в отличие от плуга не переворачивает пласт почвы, а отваливает его в сторону. 2. Единица податного обложения в России 13 - 17 вв.
Трехпольная система земледелия - трехпольный севооборот с чередованием пара (свободной от посева, "отдыхающей" земли), озимых и яровых культур. Приходит на смену перелога, представляя прогресс в развитии сельского хозяйства в условиях феодализма. В развитых странах заменяется многопольными севооборотами.
Тягло - в России 15 - начала 18 вв. денежные и натуральные повинности крестьян и посадских людей; в 18 - 19 вв. единица обложения крестьян повинностями в пользу помещиков.
Целовальник - должностное лицо в Русском государстве 15 - 18 вв. избирался из посадских людей или черносошных крестьян для выполнения различных финансовых или судебных функций. Клялся честно выполнять их (целовал крест). Позднее целовальниками называли продавцов в казенных винных лавках.
Черносошные крестьяне - в Русском государстве 14-17 вв. крестьяне, жившие на "черных", государственных землях. Находились фактически в феодальной зависимости от государства ввиду их полного прикрепления к земельному участку (со второй половины 16 века). Помимо уплаты податей и оброков черносошные крестьяне, должны были отбывать и тяжелые натуральные повинности: пахать десятинную пашню (государственная барщина), исполнять дорожные работы, доставлять подводы, рубить леса; целыми селами и волостями их приписывали к заводам - не только казенным, но и частным - в качестве чернорабочих (особенно в 18 в.). По мере раздачи "черных земель" правительством в вотчины и поместья число черносошных крестьян постепенно сокращалось, в середине 18 века они окончательно вошли в состав государственных крестьян.
Кому принадлежат эти имена?
Андрей Рублев – монах Троице-Сергиева и Андроникова монастырей. Андрей Рублев работал в Москве, Владимире, Звенигороде, расписывал владимировский Успенский собор. Для работ художника характерно использование мягких, спокойных живописных тонов. Вершиной творчества Рублева является икона «Троица». Многие считают ее самым великим творением древнерусской живописи. «Троица» наполнена живым человеческим чувством, необычайной одухотворенностью. Произведения Андрея Рублева стали образцом для русских иконописцев.
Аристотель Фиораванти – итальянский зодчий, принесший в Россию эстетические идеи Возрождения. В 1479 г. архитектором Аристотелем Фиораванти был построен новый Успенский собор, внешний вид которого соответствовал традициям русского зодчества. Для ознакомления с древнерусской архитектурой великий князь отправил итальянца во Владимир и города русского Севера. Фиораванти использовал старинные образцы, главным из которых явился владимировский Успенский собор – выдающиеся сооружение 12 века.
Афанасий Никитин – тверской купец, путешественник, первый из русских людей, с научными целями посетивший Индию. Оставил записки “Хождение за три моря” (1468 — 74). Из этих записок следует, что русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находились в дружественных отношениях с иностранными купцами. Афанасий Никитин представляет собой образ настоящего русского купца, соединявшего в себе коммерческую хватку с глубокой религиозностью, совестливостью и патриотизмом. В своем “Хождении за три моря” — Каспийское, Индийское и Черное — Афанасий Никитин преодолевает полный смертельных опасностей путь, может быть самый длинный по тем временам — от Твери до южных берегов Каспийского моря, через всю Персию, Индию, Африку (Сомали), Маскат, Турцию, а затем возвращение на Русь. Он посещает Индию, почти за тридцать лет до Васко да Гама и, по сути дела, открывает Индию для России.
Василий II Темный - (1415-1462), великий князь московский с 1425 года, сын Василия I Дмитриевича. В княжение Василия II Темного происходила длительная феодальная междоусобная война. Противниками Василия II Темного выступала реакционная коалиция удельных князей во главе с его дядей – Галицким князем Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой. В ходе войны, осложнённой одновременной борьбой с Казанью и Великим княжеством Литовским, великокняжеский престол переходил к галицким князьям, которых поддерживали Новгород и временно Тверь. Василий II Васильевич был ослеплён (1446) Дмитрием Шемякой (отсюда прозвище «Тёмный»), однако, в конечном счете, он одержал вначале 50-х гг. 15 в. победу. Василий II Темный ликвидировал почти все мелкие уделы внутри Московского княжества, укрепил великокняжескую власть.
Дмитрий Донской – (12 октября 1350, Москва – 19 мая 1389), прозванный Дмитрий Донской за победу в Куликовской битве – великий князь московский с 1359 года и владимировский с 1363 года. Сын князя Ивана II Красного и его второй жены княгини Александры Ивановны. В правлении Дмитрия были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, продолжилась централизация русских земель вокруг Москвы и построен белокаменный московский Кремль. За своё 30-летнее правление Дмитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель. Представление о политическом единстве Руси стало при нём совпадать с идеей сильной великокняжеской московской власти. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась при Дмитрии за счёт территорий Галича, Белоозера, Углича, Дмитрова, части Мещеры, а также костромских, чухломских, стародубских и северных коми-зырянских (где была основана пермская епископия) земель. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Дмитрий добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя.
Иван Калита - год рождения неизвестен – умер 31.03.1340 г., князь московский с 1325 г., великий князь Владимировской с 1328 г.; сын московского князя Данилы Александровича. Был жестоким и хитрым, умным и упорным в достижении своих целей правителем. Сыграл большую роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы, используя в этих целях помощь Золотой Орды, для которой он собирал с населения огромную дань. Беспощадно пресекал народное недовольство, вызывавшееся тяжёлыми поборами, расправлялся с политическими противниками – другими русскими князьями. Влияние Ивана Калиты распространилось на ряд земель Северо-Восточной Руси (Тверь, Псков, Новгород и др.). Он накопил большие богатства (отсюда его прозвище «Калита» - «Кошель», «Денежная сумка»), которые использовал для покупки земель в чужих княжествах и владениях. При Иване Калите Москва стала резиденцией митрополита «всея Руси», что имело важное значение, так как церковь пользовалась большим идеологическим и политическим влиянием.