1. Происхождение и общая характеристика Псковской судной грамоты.
Источником происхождения государственности являются территориально-племенные союзы, юридические же нормы рождаются из обычаев. Когда какой-либо обычай или часть обычаев становятся нормой поведения, а старейшины общины принуждают к исполнению этой нормы, можно говорить о появлении обычного права. К древнейшим нормам обычного права относились такие явления, как кровная месть, круговая порука, умыкание невесты, особая словесная форма договора, наследование в кругу семьи и др. Обычное право очень консервативно, но, тем не менее, способно изменяться с течением времени. Так в XI веке кровная месть запрещается и заменяется денежным штрафом. Обычное право принято считать первым источником права не только Руси, но и других мировых государств.
Исходя из дошедших с летописью договоров Руси с Византией (911г., 944г., 971г.), можно говорить о появлении второго источника права в Киевской Руси – собственном законотворчестве раннефеодального государства в первые десятилетия его существования. Нормы права этого периода в основном обобщали судебную практику и регулировали торговые, союзные и военные отношения между Киевской Русью и соседними с ней государствами (в основном Византия).
Третьим источником возникновения права на Руси считается византийское законотворчество и, частично, рецепция римского права. В 988г. с принятием христианства по византийскому образцу Русь открылась для греческой культуры. XI-XII столетия – это время освоения греческого права. Здесь наиболее ярко проявили себя церковные каноны и переводная религиозная литература. Также немаловажное значение имели кодексы византийского права, которые стали изучаться и применяться и в законотворчестве, и в судебной практике. Влияние Византии на древнерусское право велико: все насильственные наказания заменялись денежными штрафами и были приняты церковные уставы. До нас дошли: Устав князя Владимира, Устав князя Ярослава, Уставы новгородских князей Всеволода и Святослава и др. Эти уставы помогали выяснять отношения между церковью и государством, а также восстанавливать правовые нормы, не нашедшие отражения в Русской Правде.
Вся совокупность законов, основанных на византийском праве, и правовых обычаев позволила создать Древней Руси свой собственный свод законов – Русскую правду. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг.
Существует несколько редакций Русской Правды:
· «Краткая Правда» состоит из следующих правовых текстов:
· «Правда Ярослава», от 1016 или 1036 г. (ст. 1-18);
· «Правда Ярославичей» (Изяслава, Святослава, Всеволода), от 1072 г. (ст. 19-41);
· Покон вирный — определение порядка кормления вирников (княжеских слуг, сборщиков виры), 1020-е или 1030-е гг. (ст. 42);
· Урок мостникам (регулировал оплату труда мостников (строителей мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов), 1020-е или 1030-е гг. (ст 43).1
Следующая редакция, "Пространная правда", отнсится к XIIв. Она состояла из двух частей — Устава князя Ярослава Мудрого и Устава Владимира Мономаха, входивших в «Краткую Правду» с позднейшими изменениями и дополнениями Устава, принятого во время княжения Владимира Мономаха. «Пространная Правда» свидетельствовала о процессе дальнейшего развития феодального земледелия, уделяя много внимания охране прав собственности на землю и другое имущество. В связи с развитием товарно-денежных отношений и необходимостью их правового регулирования «Пространная Правда» определяла порядок заключения ряда договоров, передачи имущества по наследству. Всего в ней содержалось 121 статья.
Существовала еще одна редакция Русской Правды, но гораздо более поздняя - «Сокращенная Правда». Историки полагают, что она сложилась в XV в. в Московском государстве после присоединения территории "Пермь Великая".
Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще не знает. С этим связаны некоторые особенности кодификации. Среди видов преступлений, предусмотренных Русской Правдой, нет преступлений против государства. Личность самого князя как объекта преступного посягательства рассматривалась в качестве физического лица, отличавшегося от других только более высоким положением и привилегиями. С конкретными субъектами связывалось содержание права собственности; оно могло быть различным в зависимости и от объекта собственности. Русская Правда еще не знает абстрактных понятий: «собственность», «владение», «преступление».
Еще одним источником права являются кормчие книги – сборники церковных и светских законов, являвшихся руководством при управлении церковью и в церковном суде некоторых славянских стран. В 1274 на церковном соборе во Владимире митрополит Кирилл предложил в качестве руководства для управления церковью кормчую книгу, переведённую около 1225 в Сербии с греческого языка на церковнославянский. В 13 в. появилась ещё одна разновидность кормчей книги, где некоторые элементы болгарских и сербских кормчих книг были сведены воедино. Эта так называемая софийская,
____________________________________________________________________
1. ru.wikipedia.org
или синодальная, редакция (получившая название по месту обнаружения в Софийском соборе Новгорода и хранившаяся затем в Синодальной библиотеке в Москве) дополнена была и русскими статьями: Русской правды, уставами князей Владимира и Ярослава, правилами Собора 1274 и др.1
С середины XII – начала XIII в., из-за экономического и политического усиления удельных княжеств, на Руси начался период Феодальной раздробленности. Новые более мелкие территориальные образования начали вести практически независимое существование, основанное на натуральном хозяйстве. В это время происходит распад русского государства на отдельные уделы.
Псковская республика как самостоятельное государство выделилась из киевской Руси в начале XIII в. и просуществовала вплоть до первой половины XVI в. Особенности в экономике, вековые связи с Новгородом, статус границ и военные угрозы извне привели к развитию вечевой системы, в которой князья играли лишь незначительную роль. Вече избирало посадников и сотских, а также управляло отношениями между знатью, посадскими людьми, изборниками и смердами. Боярский совет имел особое влияние на решения веча, собиравшегося в Троицком соборе. Он содержал архивы веча, важные личные бумаги и государственные документы. Право быть избранным на важные должности было привилегией выходцев из благородных семей.
Псковская республика обладала большим потенциалом для успешного ведения натурального хозяйства: было хорошо развитое земледелие, рыболовство, ковка, ювелирное дело и зодчество. Кроме того, развивались ремесло и торговля, главным образом за счет сохранившихся связей с прибалтийским регионом и Западной Европой (город был членом Ганзейской лиги2). Также осуществлялась стабильная торговля с соседними русскими городами. В отличие от Новгорода в Пскове не было крупных землевладельцев, земельные владения его граждан и монастырей были меньшими и более разбросанными.
В итоге сложился достаточно высокий уровень товарно-денежных отношений, требовавший нового законодательства, регламентирующего, прежде всего, гражданско-правовые отношения. Первыми проблему кодификации права в феодальной республике попытался решить Александр Невский (около 1242г.) и Александр Тверской (княживший в Пскове в 1327-1337). Грамота Александра дополнена архиепископом Дионисием (1382). Но это вызвало протест со стороны московского митрополита Киприана, который отменил его грамоту.
Дмитриевич (1407, 1414), брат Московского князя Василия, дал свою грамоту. По просьбе Псковичей она была вскоре отменена митрополитом Фотием. Он освободил псковичан от клятвы признавать эту грамоту в качестве
_______________________________________________________________
1. В.Н. Балязин, статья, Большая Советская энциклопедия (по материалам gatchina3000.ru).
2. ru.wikipedia.org
закона. Но все же некоторые постановления вошли во 2 редакцию. К сожалению, в редакции, дошедшей до нас нельзя установить или отделить эти источники.1
Псковская судная грамота была принята в 1397 году на городском вече по благословению попов 5 соборов. Но здесь возникает противоречие - 5 собор установлен лишь в 1462 году. Возможно, это ошибка переписчика. Именно поэтому некоторые ученые предлагают считать дату появления грамоты 1467. В числе источников Псковская Судная грамота указывает и грамоту князя Константина, княжившего там в 1407 году. Первоначальная редакция грамоты относится к 1397. Причина появления Псковской судной грамоты - отмена в 1395 году грамоты Дионисия. Естественно, нужна была новая. К тому же в 1397 Псков достиг полной независимости от Новгорода. Это, безусловно, должно было отразиться и на внутреннем законодательстве. Во второй половине XV века Псковская судная грамота была дополнена на новом вече без уничтожения старой. Заглавие ее также было дополнено указанием на Константинову грамоту и на 5 собор. По-видимому, Псковская Судная грамота была дополнена и в третий раз в конце XV века.
Постепенное, поэтапное создание Псковской Судной грамоты отразилось в ее составе. Условно ее можно разделить на три части:
· первая - от 1 до 76 статьи;
· вторая - от 77 до 108 статьи;
· третья - от 109 до 120 статьи.
Каждая из частей начиналась учредительными законами (о составе суда).1 Сама грамота регламентировала, в основном, гражданско-правовые (63 из 120 статей), а также уголовные, обязательственные, семейные, земельные и другие правоотношения.
______________________________________________________________
1. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995.