Суд квалифицировал содеянное Кривуленко, Кочубеем и Олейником как групповое изнасилование. Президиум Верховного суда ПМР не согласился с такой квалификацией содеянного Олейником, поскольку его действия выразились лишь в том, что он помог поднять упавшую с кровати потерпевшую, одной рукой поддерживал кровать, когда ее несли в сад, а затем отгонял от места происшествия подходивших подростков. Президиум признал, что Олейник явился не соисполнителем, а пособником группового изнасилования.
В следственной и судебной практике встречаются случаи, когда один из участников группы совершает с потерпевшей нормальный в физиологическом смысле половой акт, а второй - половой акт в извращенной форме.
Поскольку оба состава преступления (ст.ст. 128, 129 УК ПМР) предусматривают одинаковые способ действия и квалифицирующие обстоятельства, отличаясь лишь формой удовлетворения половой потребности, то при единстве умысла на оба преступления квалифицировать содеянное первым участником группы представляется правильным по п. "б" ч. 2 ст. 128, а вторым - по п. "б" ч. 2 ст. 129 УК ПМР. За совершение как того, так и другого преступления законом установлены одинаковые санкции.
В следственной и судебной практике возникает вопрос, может ли быть участником группового изнасилования женщина. Как уже отмечалось, объективная сторона изнасилования состоит из двух элементов, в применении насилия может принимать участие женщина, выполняя, таким образом, частично объективную сторону состава, а поэтому она может рассматриваться как соисполнитель этого преступления. Изнасилование, совершенное мужчиной при таком участии женщины, когда она применяет насилие к потерпевшей с целью парализовать ее сопротивление и обеспечить возможность мужчине совершить половое сношение, должно квалифицироваться как совершенное группой лиц. Представляется, что такая трактовка не противоречит ч. 4 ст. 33 УК ПМР, т. к. ст. 128 УК ПМР специального указания на субъекта преступления не содержит.
В следственной и судебной практике встречаются дела, когда лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, совершает изнасилование совместно с лицом, не достигшим 14-ти лет, или невменяемым. Если лицо, достигшее возраста уголовной ответственности, организовало совершение насильственного полового акта не субъектом либо подстрекало его к этому или помогало ему, не совершая полового акта, то оно должно нести ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 32 УК ПМР, как исполнитель (посредственное исполнение). Однако группового изнасилования при этом нет, т. к. действия, входящие в объективную сторону состава изнасилования, совершал один. Если же оба совершали насильственный половой акт или применяли насилие к потерпевшей, то при указанных обстоятельствах возникает вопрос об ответственности за групповое изнасилование лица, являющегося субъектом данного преступления. Пленум Верховного суда РФ в п. 9 постановления № 11 от 15 июня 2004 г "О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного Кодекса Российской Федерации" разъяснял, что для такого лиц наступает уголовная ответственность за групповое изнасилование. Эта позиция представляется обоснованной, т. к. потерпевшая перенесла насилие со стороны двоих.
Предварительный сговор при совершении изнасилования предполагает выраженную в любой форме договоренность двух или более лиц, состоявшуюся до начала совершения действий, непосредственно направленных на изнасилование потерпевшей. Договоренность может быть выражена в словесной форме или с помощью жестов. Изнасилование по предварительному сговору группой лиц имеет место, когда договоренность о совершении изнасилования в соисполнительстве была достигнута в течение любого промежутка времени, но до начала применения насилия, направленного на совершение полового акта. Присоединение к изнасилованию в процессе его совершения образует изнасилование группой лиц без предварительного сговора.
В соответствии с ч. 5 ст. 32 УК ПМР преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
Организованная группа представляет собой разновидность "сложного" соучастия, характеризуется устойчивостью, единством целей, направленностью в большинстве случаев на совершение ряда преступлений. В такой группе, как правило, имеется руководитель (организатор), координирующий действия группы, подбирающий соучастников, распределяющий роли, планирующий совершение преступления, обеспечивающий его сокрытие; а также существует стабильность основного состава.
Организованная группа может возникнуть и для совершения одного преступления, которое требует тщательной подготовки. При изнасиловании, совершенном организованной группой, не имеет значения для квалификации та конкретная юридическая роль, которую играл участник изнасилования: все участники рассматриваются как соисполнители и согласно ч. 2 ст. 33 УК ПМР несут ответственность без ссылки на ст. 32 УК ПМР.
Лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, несет ответственность за все совершенные группой преступления, если они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК РФ). Часть 4 ст. 35 УК РФ выделяет и преступное сообщество (преступную организацию). Это сплоченная организованная группа, созданная для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Изнасилование при квалифицирующих обстоятельствах согласно ч.ч. 4 и 5 ст. 14 УК ПМР относится к тяжким или особо тяжким преступлениям, а поэтому ч. 4 ст. 34 УК ПМР относится и к нему. Если изнасилование было совершено преступным сообществом, то квалифицировать такое преступление также надо по п. "б" ч. 2 ст. 128 УК ПМР.
Ответственность по п. "в" ч. 2 ст. 128 УК ПМР по признаку применения угрозы убийством или причинением тяжкого телесного повреждения наступает тогда, когда она явилась средством преодоления сопротивления потерпевшей при изнасиловании. Такая угроза охватывается диспозицией п. "в" ч. 2 ст. 128 УК ПМР и дополнительной квалификации по ст. 116 УК ПМР не требует.
Под угрозой убийства или причинения тяжкого телесного повреждения следует понимать не только прямые высказывания, которые выражали намерение немедленного применения физического насилия к самой потерпевшей, ее детям, близким родственникам или другим лицам, но и, с учетом обстоятельств дела, такие угрожающие действия виновного как, например, демонстрация оружия (пистолета, ножа, бритвы и т.п.).
Под угрозой причинить тяжкий вред здоровью понимается угроза причинения хотя бы одного из видов вреда, предусмотренного ст. 110 УК ПМР. Угроза причинения тяжкого вреда здоровью встречается в судебной практике редко, т. к. необходимо, чтобы она был конкретизирована, т. е. выражала намерение причинить именно тяжкий вред, а не вообще какой-либо вред (неопределенная угроза).
Конкретизация неопределенной угрозы, когда из слов не ясно, что же намерен причинить насильник, может быть осуществима с учетом конкретной обстановки, поведения преступника, восприятия потерпевшей, на которое рассчитывал виновный и что охватывалось его умыслом. Угроза может быть направлена как против потерпевшей, так и против других лиц. И в том и в другом случае преследуется цель совершить половой акт против воли женщины самим угрожающим или соучастником.
Если угроза убийством или причинением тяжкого телесного повреждения была выражена после изнасилования, с той, например, целью, чтобы потерпевшая никому не сообщила о случившемся, действия виновного, при отсутствии квалифицирующих обстоятельств, подлежат квалификации по ч. 1 ст. 128 УК ПМР, а также дополнительно по ст. 116 УК ПМР, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Понятие особой жестокости раскрыто в п. 8 постановления Пленума Верховного суда РФ от 27 января 1999 г. "О судебной практике по делам об убийстве". Представляется, что данное разъяснение в значительной мере может быть отнесено и к составу изнасилования.
Прежде всего, следует отметить, что признак особой жестокости может быть связан как с характером совершения полового акта, сопровождающегося, например, серьезным повреждением внутренних органов, так и с действиями, предшествующими изнасилованию.
Признак особой жестокости наличествует при следующих обстоятельствах:
- причинение потерпевшей сильных болевых ощущений в процессе причинения ей побоев, истязания, совершения неоднократных половых актов, особенно в процессе группового изнасилования;
- глумление над потерпевшей, например, рассматривание в промежутке между совершениями половых актов ее половых органов и комментирование увиденного, засовывание во влагалище посторонних предметов и др.;
- причинении потерпевшей особых психических страданий, при совершении изнасилования на глазах у ее близких и родственников (родителей, детей, мужа женщины);
- применении к потерпевшей пыток, которые могут и не причинять ей сильных болевых ощущений, однако дают почувствовать страх смерти: погружение головы в воду, одевание на голову плотного пластикового пакета, неоднократное придушивание, в процессе которых потерпевшая может часто терять сознание, захлебываться.
Признак особой жестокости будет иметь место и в том случае, если указанные действия осуществляются применительно к близким и родственникам потерпевшей с тем, чтобы она, наблюдая происходящее, прекратила сопротивление и покорилась воле насильников.