Содержание
1. Причины, определившие необходимость реорганизации ВЧК. Декрет ВЦИК от 6 февраля 1922 года. 4
4. Дополнительные меры по организации работы ГПУ. 15
5. Проблема преемственности ВЧК-ГПУ-ОГПУ. 22
6. Проблема распределения полномочий в процессе реформирования. 24
Всемирная история знает немало примеров государств, которые погибли из-за отсутствия или некомпетентной работы организаций и служб, их неумения бороться с внутренними и внешними врагами. Но создание специальных исполнительных органов такого рода - первоочередная задача для любого молодого государства, особенно если оно было создано в результате национально - освободительной борьбы, революции или других сопоставимых процессов и явлений.
В зависимости от того, какие функции возлагались на спецслужбы, можно судить о политическом режиме государства, о степени его демократизации, об объёме прав и свобод граждан, о качестве судебной системы.
Недавнее прошлое отечественных спецслужб продолжает интересовать политологов и историков, особо яркой является история 20-х гг. В практическом аспекте этот интерес объясняется тем, что ВЧК – ОГПУ были уникальной государственной организацией, а их деятельность всеобъемлющей как по решаемым задачам, так и по охвату практически всех сфер жизни государства и общества. Из ряда существующих в мире спецслужб особенностью советских, помимо широты полномочий, является особый «двойной» политико-правовой статус, отличающий их также и от современных российских спецслужб (подчинение ЦК партии и правительству). В этом виде они стали очень удобной организацией для прямой реализации политических решений партийных органов. Их острие по воле верхушки партии периодически перенацеливалось, на них возлагались не свойственные им функции, они не раз использовались как орудие в борьбе за власть, происходившей внутри партийного и государственного руководства.
В связи с этим интересно проанализировать, как шло создание и развитие этой уникальной системы.
ВЧК, созданная как чрезвычайный орган защиты, выполнила поставленные перед ней задачи и заложила основы дальнейшей деятельности органы госбезопасности.
Системы «военного коммунизма» и «чрезвычайщины» показали свою экономическую и политическую несостоятельность и грозили крахом режиму.
Переход к новой политике в хозяйственной и социально-политической сферах потребовал соответствующей реорганизации спецслужбы.
ВЧК подошла к 1921 г. с грузом пороков и проблем, а также весьма непривлекательным образом, сложившимся в глазах граждан страны и даже своих собственных сотрудников. Перед государством и партией встал вопрос о ее реформировании. Одни основания для реорганизации были признаны официально, другие остались неофициальными.
Официально признанные причины реформы ВЧК можно обнаружить в докладе В.И. Ленина на IX съезде Советов: «Перед нами стоит задача развития оборота, этого требует новая экономическая политика. А это требует большей революционной законности. Понятно, что в обстановке военного наступления, когда хватали за горло Советскую власть, если бы тогда эту задачу поставили, мы были бы педантами, мы сыграли бы в революцию, но революции не делали бы. Чем дальше идет развитие оборота, мы твердым лозунгом поставим осуществление большей революционной законности и ограничим сферу учреждения, которое являлось ответным ударом на всякий удар заговорщиков».[1] Постановление съезда о ВЧК так трактует новую ситуацию: «Съезд считает, что ныне укрепление Советской власти во вне и внутри позволяет сузить круг деятельности ВЧК и его органов, возложив борьбу с нарушениями законов Советской республики на судебные органы».[2]
Таким образом, готовясь к реформированию ВЧК, власть руководствовалась тем, что Гражданская война закончилась победой, враг разбит и не представлял уже серьезной угрозы, пошла на спад и волна крестьянских восстаний. Предполагалось, что и кривая «бандитизма» пошла на спад, и потому содержать разветвленный репрессивный аппарат, практически не имеющий юридических ограничений своей деятельности, становилось бессмысленным. Новая экономическая политика к тому же объективно требовала дальнейшего развития правовой гражданской сферы, новых юридических правил, которые гарантировали бы в какой-то степени успешное проведение экономических реформ. Развитие же правовой системы, от стадии «декретной», характерной для периода Гражданской войны, к стадии кодифицированного права, предполагало разработку четкого уголовного законодательства, которое регламентировало бы деятельность органов розыска, лишая их возможности вести предварительное расследование, судить и выносить приговоры.
Итак, официальными причинами реформы были: завершение Гражданской войны, укрепление Советской власти, переход к новой экономической политике, потребовавшей укрепления законности в стране.
О неофициальных причинах, или причинах, о которых не говорилось в прессе в форме официальных документов, можно судить по материалам внутреннего характера, ходившим между представителями властей в процессе обсуждения задач и вопросов реформы. Еще в январе 1919 г. Л.Б. Каменев писал В.И. Ленину о самоуправстве местных ЧК и бюрократизации аппарата ВЧК, а также о разложении чекистских рядов, показателем которого был рост должностных преступлений, совершаемых их сотрудниками.[3]
О низком моральном уровне рядового состава ВЧК можно судить по циркулярным спискам разыскиваемых преступников, которые рассылались ее Регистрационно-статистическим отделом. В них часто встречаются работники, совершавшие преступления. Как правило, это были растрата денег, расхищение грузов или других материальных ценностей, превышение полномочий при совершении оперативных и следственных действий.[4]
Пожалуй, к основным мотивам проведения реформы следует добавить возникшую необходимость четкого разграничения полномочий между правоохранительными учреждениями (Наркомюст, Рабкрин, Ревтрибунал, ВЧК и милиция), а также чисто политические, касающиеся привлекательности образа Советского государства для потенциальных иностранных концессионеров.
Собственно, сама идея необходимости реформы зародилась сначала в ходе обсуждения полномочий ВЧК и трибуналов и при обсуждении проблемы взаимоотношений ВЧК с Наркомюстом. Конфликты ВЧК с партийными и государственными органами шли постоянно. Причинами их были нечеткое разделение полномочий в советском законодательстве и естественное желание различных органов власти и управления расширить свое влияние и компетенцию.
6 февраля 1922 года Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет "Об упразднении Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и о правилах производства обысков, выемок и арестов". Этим декретом во исполнение постановления IX Всероссийского съезда Советов о реорганизации ВЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности и ее местных органов, ВЦИК постановил упразднить ВЧК и ее местные органы. На Народный комиссариат внутренних дел, наряду с другими задачами, указанными в п.1 Положения о НКВД РСФСР, возлагалось выполнение по всей территории Советской России нижеследующих задач:
1) подавление открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма;
2) принятие мер охраны и борьбы со шпионажем;
3) охрана железнодорожных и водных путей сообщения;
4) политическая охрана границ РСФСР;
5) борьба с контрабандой и переходом границ республики без соответствующих разрешений;
6) выполнение специальных поручений Президиума ВЦМК или СНК по охране революционного порядка.
Для реализации этих задач при НКВД РСФСР учреждалось Государственное политическое управление (ГПУ) под личным председательством Народного комиссара внутренних дел или назначаемого СНК его заместителя, а на местах - Политические отделы в автономных республиках и областях при Центральных исполнительных комитетах: и в губерниях - при Губернских исполнительных комитетах. Политические отделы при ЦИК автономных республик и областей находились в подчинении НКВД по линии ГПУ на тех же основаниях, как и другие объединенные народные комиссариаты и управления республик и областей. Политические отделы ГПУ Губернских исполнительных комитетов действовали на основании особого положения о них. Другие органы системы ГПУ, действовавшие на том или ином направлении обеспечения государственной безопасности, также осуществляли свою работу на основании особых положений, утвержденных Президиумом ВЦИК.
В непосредственном распоряжении ГПУ состояли особые части войск в количестве, определенном СТО, управляемым особым, входящим в состав учреждений ГПУ штабом войск ГПУ НКВД. Войска эти были необходимы для выполнения задачи по подавлению открытых контрреволюционных выступлений, в том числе бандитизма. В данном нормативном акте устанавливались основания и порядок осуществления органами госбезопасности обысков, выемок и арестов.
Статья 8 декрета ВЦИК указывала, что все общеуголовные дела по спекуляции, должностным и другим преступлениям, находящихся до опубликования декрета в производстве ВЧК и ее органов, подлежали в 2-х недельный срок передаче в революционные трибуналы и народные суды по принадлежности. Впредь все дела о преступлениях, направленные против советского строя или представляющие нарушения законов РСФСР, подлежали разрешению исключительно в судебном порядке революционными трибуналами или народными судами по принадлежности.