С тех пор и до кончины своей Филарет стоял с великою честью и пользою во главе епархиального управления первопрестольного града, не прекращая, вместе с тем, учебно-литературной деятельности и не переставая принимать живейшее и деятельнейшее участие в делах как общецерковного, так и общегосударственного характера, призываемый к тому Высшею властью. Почти полвека управлял Филарет, сначала в сане архиепископа, а с 22 августа 1826 г. в сане митрополита, Московской епархией, и это время было самым блестящим периодом и в истории последней, и в истории русской церкви уходящего столетия. Как истинный архипастырь, Филарет во все вникал сам, был полным и настоящим хозяином в своей епархии, зорко наблюдал за всеми подчиненными органами управления, везде и на все налагал печать своих мудрых резолюций, распоряжений и суждений. Он и участвует в заседаниях синодальной конторы, не оставляя без внимания ни малейшего предмета, и направляет деятельность разных местных комитетов духовного и отчасти гражданского ведомства, нередко составляя сам такие в них протоколы, как, например, в 1830-м холерном году "об очищении (дезинфекции) товаров"; следит за деятельностью духовных и светских учебных заведений епархии так зорко, что все невольно трепещут, когда он, например, является на экзамены, или проверяет делопроизводство в них, в то же время отечески заботясь о их благосостоянии, благоустройстве и преуспеянии; он входит в дела духовно-цензурного комитета до таких подробностей, что не оставляет без внимания даже обложек изданий, разрешаемых к печатанию. А между тем он и ревностно проповедует слово Божие, причем проповеднический талант его за это время достигает высшей степени развития, и ведет деятельную, успешную борьбу с расколом, как теоретически, в известных своих "Беседах к глаголемому старообрядцу", так и практически — применением мудрых мер к обращению этих заблудших овец своей паствы в лоно православия, и продолжает некоторые прежние или издает новые ученые и учебные работы и более или менее популярные труды, и нередко сам пишет мелкие корреспонденции в газеты, например, о Высочайших посещениях Москвы и московских и лаврских святынь. В то же время он ведет обширнейшую, глубоко-назидательную, весьма разнородную переписку, составляющую уже доныне несколько томов в печатном издании, и находит время писать стихи и принимает посетителей. На все это он находил время, и притом, если что говорил, писал или делал, то с весом, знанием дела и глубокою основательностью, а когда требовалось участие сердца, то и с глубокою сердечностью. Управление Филарета епархией было в полном смысле образцовое, которое, строго основываясь на канонических устоях церкви, вместе с тем вполне соответствовало и потребностям времени. Но столь же образцовым администратором митрополит Филарет был и в более широкой сфере высшего церковного, синодального управления. С тех пор как он в 1819 г. сделался членом Священного Синода, он главным образом направлял течение дел этого управления. Ни одного сколько-нибудь важного дела не решали в Синоде без митрополита московского и обыкновенно ожидали его приезда в Петербург, чтобы решить эти дела, и митрополит Филарет "мудрый" решал самые запутанные, самые трудные из них, часто сам составляя бумаги по синодальному делопроизводству, даже, по-видимому, маловажные, каковы записки и проекты о метрических и исповедных книгах, о скуфьях для священников и т. под., не говоря о делах такой важности, как, например, устав попечительства о бедных духовного звания (1823 г.), воссоединение униатов с православною церковью (1839 г.), возобновление дела перевода Священного Писания на русский язык (1856 г.) и т. д. К этому все так привыкли в Синоде, что митрополит Серафим, бывший первенствующим членом Синода с 1821 по 1843 г., обыкновенно, не просматривая дела, подписывал его, если знал, что его просмотрел, исправил и одобрил митрополит Филарет Московский. При таком мудром, проницательном, неутомимом деятеле, каким был Святитель Филарет, все и везде как-то невольно подтягивалось.
Кроме дел гражданского ведомства, так или иначе соприкосновенных с церковными, митрополит Филарет принимал влиятельное участие и во многих чисто гражданских делах. Так, кроме того, что многие части законоположений, вошедших в Свод законов, написаны им (напр. законоположения о раскольниках), ему принадлежит составление или редакция таких важных государственных актов, как акт о престолонаследии после бездетного Императора Александра Павловича, и мн. др. Наконец, и за пределы России простиралось влияние великого ума и неутомимой деятельности святителя московского, особенно же на дела православного востока. На это указывают, с одной стороны, перевод многих его сочинений на иностранные языки и распространение их за границей, а с другой — его многочисленные мнения и отзывы по устройству церковных и гражданских дел на востоке.
Вся эта неутомимая деятельность Святителя, среди которой он, по его собственным словам, отдыхал только "на разнообразии занятий", соединялась в нем, кроме того, с подвижническою жизнью, которая делала его истинным святителем и еще более возвышала его значение, делала имя его народным. Строгий пост и молитва были всегда соприсущие ему два крыла, на которых он возносился над современниками. С постом и молитвой, исполненными глубокого смиренномудрия, прощения, покаяния, дел милосердия и т. п., митрополит Филарет постоянно жаждал соединять уединение и совершенное отшельничество для высших подвигов иноческого жития. Святитель не скрывал волновавших его чувств и жажды пустынного уединения даже в проповеди с церковной кафедры, из глубины души взывая, например, в одной из проповедей 1842 года: "мне же, который не долго беседую с пустынею и о пустыне, и потом долго пребываю в молве и попечениях града и дел человеческих, — кто даст ми криле яко голубине; и полещу и почию? Могу ли сказать себе, — или когда наконец возмогу сказать: ce удалихся бегая, и водворихся в пустыни?[4]" Эта жажда особенно усиливалась за такие тяжкие для него времена, как 1824, 1828 и 1842 гг., когда он подвергался особенно сильным, хотя и несправедливым, нападениям со стороны то Шишкова с его сообщниками (в 1824 г.), то графа Пратасова (в 1842 г.), или когда другие, у кормила власти стоявшие лица, противодействуя его стремлениям непоколебимо стоять на канонической почве, доводили его до необходимости подавать прошение на Высочайшее имя об увольнении от дел управленим, как это было в 1828 году. Принимая во внимание и эту святую жизнь великого архипастыря, и его свыше чем полустолетнюю деятельность на благо церкви и государства, и его личные достоинства и заслуги, Государь Император, после того как митрополит Филарет получил на московской кафедре уже все возможные в его положении награды, желая достойно наградить его в 50-летний юбилей епископского служения 5 августа 1867 г., сам лично обращался к нему.
В его словах заключалась высшая и наилучшая оценка и личности, и жизни, и деятельности, и заслуг митрополита Филарета. Всеобъемлющий, глубокий, сильный, строго дисциплинированный ум этого иерарха, его необыкновенная проницательность, мудрость, памятливость, — его многолетняя опытность в делах всякого рода, замечательный во всем такт, административные способности, непоколебимость убеждения, твердость воли и строгая последовательность мышления и действий — уже давно заставляли всех, имевших с ним те или другие дела и отношения, видеть в нем необыкновенного человека, самого выдающегося деятеля. По какому бы самому сложному вопросу, или запутанному делу к нему ни обращались, он всегда умел найтись для решения вопроса и устранения всех затруднений. Изданное в 1885—1888 годах Св. Синодом, под редакциею архиепископа тверского Саввы, многотомное "Собрание мнений и отзывов митрополита Филарета по учебным и церковно-государственным вопросам" служит наилучшим подтверждением сказанного о многосторонней, неустанной деятельности Святителя и его огромном влиянии на разного рода дела духовного и светского характера.
Различные учения общества и учреждения издавна спешили избирать митрополита Филарета в свои действительные или почетные члены. Основанием к тому для них служили как высокие дарования его и заслуги для просвещения, так особенно его учено-литературные труды, уже в 1814 г. стяжавшие ему ученую степень доктора богословия. Святитель был ординарным академиком Императорской Академии наук, почетным членом конференций духовных академий Санкт-Петербургской, Киевской и Казанской и действительным — Московской, почетным членом Московского университета, Общества истории и древностей российских, Санкт-Петербургской медико-хирургической академии, обществ — Археологического, Географического и других. Вот перечень наиболее важных произведений пера его в хронологическом порядке: стихотворение "Старость", написанное в 1807 г. (в честь митрополита Платона) и напечатанное впервые в "Тульских епарх. ведом.", 1877, № 6, и отсюда перепечатанное в "Чтениях в общ. люб. дух. просвещ.", "Христиан. чтении" и других изданиях. — "Изложение разности между восточною и западною церковию в учении веры"; писано в 1811 г., напечатано впервые в "Чтениях в общ. истории и древн. росс.", 1870, по частям напечатано в "Чтениях в общ. люб. дух. просв." за 1871—1874 и 1876 годы, в русском переводе, под разными заглавиями, как-то: "Замечания на книгу Исход", "Руководство к познанию книги Псалмов", "Учительные книги Ветхого Завета" и т. д. — "Рассуждение о нравственных причинах неимоверных успехов наших в настоящей войне" (т. е. в войне 1812 г.); напечатано было и в "Сыне отечества", 1813, ч. VI, и отдельно брошюрою, СПб., 1813; рассуждение представляет собой ответ на письмо А. Н. Оленина, просившего о составлении его. — "Опыт объяснения псалма LXVII", СПб., 1814; из уроков СПб. дух. академии. — "Молебное пение об избавлении церкви и державы Российския от нашествия Галлов и с ними двадесяти язык"; писано в 1814 г.; с тех пор печатаемо было много раз; совершается в церкви ежегодно 25 декабря. — "Разговор между испытующим и уверенным о православии восточной греко-российской церкви, с присовокуплением выписки из окружного послания Фотия, патриарха цареградского к восточным патриаршим престолам", СПб., 1815; издаваемо было потом несколько раз и переведено на другие языки; писано по просьбе князя А. Н. Голицына. — "Записки на книгу Бытия, руководствующие к разумению письмени ея и к испытанию духа ея, при посредстве сличения переводов с подлинником, мнений св. отец и толкователей, преимущественно же ясных, и собою другия объясняющих, мест самого свящ. Писания"; из уроков СПб. дух. академии, читанных в 1810—1812 гг.; напечатано впервые в СПб., 1816; затем издаваемо было несколько раз, с небольшими переменами, напр. с русским переводом текста книги Бытия (СПб., 1819; Москва, 1835, 1867). — "Начертание церковно-библейской истории"; также из уроков СПб. дух. академии; в первый раз издано в СПб., 1816; затем переиздаваемо было много раз (1819, 1823, 1839 и т. д.) и долгое время служило учебною книгою. — Перевод Евангелия от Иоанна на русский язык, предназначенный и вошедший в состав священных книг новозаветных в русском переводе издания Российского библейского общества, СПб., 1819. — "Таблицы чтения из св. Писания, церковной и гражданской печати"; изданы Главным правлением училищ, СПб., 1819. — "Толкование на II псалом", писанное в 1820 году, а напечатанное в первый раз в "Чтениях в общ. люб. дух. просв." за 1873 год. — Стихотворение "Вечерняя песнь путешественника", писанное в 1820 г., напечатано впервые в "Душепол. чтении" за 1867 г., сентябрь. — "Чтения из четырех евангелистов и из книги Деяний апостольских, для употребления в гражданских училищах"; изданы Главным правлением училищ, СПб., 1820, изд. 1-е и 2-е; далее, СПб., 1823, Москва, 1853 и др. Переведены и на английский язык. — Первое собрание проповедей Ф. вышло в 1820 г. под заглавием: "Поучительные слова, говоренные в разное время синодальным членом Ф., архиеписком Ярославским", СПб., 1820; далее следуют, с дополнениями новых, а частию и прежних, проповедей, собрания изданий 1821, 1822, 1835, 1844—1845 (в трех томах), 1847—1843 (I и II томы) и 1861 (III том), и 1873—1855 гг. (посмертное), в пяти томах, в Москве, самое полное, под заглавием: "Сочинения Филарета, митрополита Московского и Коломенского", с портретом автора; проповеди Ф. равно так же издавна переводимы были на иностранные языки, а на французском и английском языках выходили даже в виде сборников. — "Исторические чтения из книг Ветхого Завета", для употребления в училищах; изданы департаментом народного просвещения, СПб., 1822. — "Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия, почерпнутое из достоверных источников, читанное (впервые) в лавре его на всенощном бдении июля 4 дня 1822 г.", Москва, 1822. — "Христианский катехизис православной кафолической восточной греко-российской церкви", СПб., 1823; затем его было несколько изданий; с значительными изменениями и дополнениями вышли редакции 1828 и 1839 гг. с их группами изданий; издание в редакции 1839 г. остается доселе неизменным и перепечатывается во множестве оттисков. — "Краткий катехизис православной кафолической восточной греко-российской церкви", СПб., 1824; составлен чрез сокращенное извлечение из упомянутого сейчас "Христианского катехизиса". Уже по особому плану составлены для учебных заведений, хотя также, конечно, не без отношения к пространному, краткие катехизисы редакций 1828 и 1866 гг. с их группами, под названием: "Начатки учения христианского, или краткая священная история и краткий катехизис". Как пространный, так и краткий катехизисы выдержали множество изданий и переведены на многие европейские и азиатские языки. — "Пушкин, от мечтаний перешедший к размышлению"; стихотворение, писанное в ответ на стихи Пушкина, напечатанные в "Северных цветах" за 1830 г.: "Дар напрасный, дар случайный, — Жизнь, зачем ты мне дана?" и начинающееся словами: "Не напрасно, не случайно Жизнь судьбою мне дана". Напечатано впервые (с подписью буквы Ф) почти одновременно с появлением в печати стансов Пушкина; затем — в журнале "Звездочка" 1848 г. № 10 и в других изданиях. — "Дух Премудрости"; изъяснение главы 7 из книги Премудрости Соломона (ст. 22 и след.); напечатано в "Христианском чтении" 1830, ч. XXXIX. — "Изъяснение 53-й главы пророчества Исайи об Иисусе Христе", заключающее в себе и перевод ее; напечатано в "Христиан. чтении", 1832, ч. XLVI. — "Сказание о обретении мощей св. Митрофана, еписк. воронежского", СПб., 1832. — "Молебное пение по случаю совершеннолетия Наследника Престола", СПб., 1834. — "Льготная запись, данная от приказчика села Хороброва Патрикия Кузьмина", сообщение, писанное в 1834 г. и напечатанное в VIII части "Трудов и летописей общества истории и древностей российских". — В 1834—1840 годах постепенно выходили и в "Христианском чтении", и отдельными брошюрами, а в 1840 г. в первый раз напечатаны в одной книге совокупно все "Беседы к глаголемому старообрядцу"; эти "Беседы" потом (с разновременными дополнениями к ним) выдержали еще несколько изданий и печатались в синодальных типографиях, преимущественно московской, в весьма большом числе экземпляров (напр., в одном 1835 г., к Москве, в 5000 экз.); издаются и доселе от Св. Синода. — "О русской риторике XI века", записка, читанная в Императорской Акад. наук 18 янв. 1836 г.; напечат. в "Журн. минист. народн. просв.", 1836, ч. IX. — "Великий канон Андрея Критского", в русском переводе; в "Христ. чтении", 1836, ч. I, и отдельною брошюрою. — "Житие преподобного Никона, игумена Радонежского", читанное на всенощном бдении, 16 ноября 1843 г., Москва, 1843. — "О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого LXX толковников и славянского переводов Священного Писания"; составлено в 1845 г., напечатано в "Приб. к твор. св. отцев" за 1858 г., ч. ХVII, и отдельною брошюрою, Москва, 1858. — "Нечто о древнем образе крестного знамения"; писано в 1847 г., напечат. в "Чтениях в общ. люб. дух. просв.", 1865, кн. II. — "Цветы из сада св. Ефрема Сирина", Москва, 1847; после еще неоднократно издаваемо было. — "Воспоминания, относящиеся к восшествию на престол Государя Императора Николая Павловича "; писаны в 1849 г., напечатаны в первый раз у Сушкова в его биографии митроп. Ф., прилож., стр. 80—86, Москва, 1868; потом в "Собран. мнен. и отзыв. митроп. Ф.", т. III, стр. 161—171, СПб., 1885. — "О стологадании", в "Прибавл. к твор. св. отц." за 1853 г., ч. XII, и в других изданиях. — "О древних иконах"; писано в 1853 г., напечат. в "Душепол. чтении", 1868, май. — "Акафист Пресвятой Богородице", в русском переводе, с предисловием, в "Приб. к твор. св. отцев", 1855 г., ч. XIV. — "Изъяснение о проклятии, наложенном от собора 1667 года", в "Приб. к твор. св. отцев", 1855, ч. ХIV. — "Значение церковной молитвы о соединении церквей", в "Приб. к твор. св. отцев" за 1860 г., ч. XIX. — "Нечто о ращении власов", там же. — "Песни из канона преподобным Кириллу и Мефодию"; напечатано в "Душеполезн. чтении", 1863, май. — "К вопросившему о значении слов книги Бытия: се Адам бысть, яко един от нас", в "Душепол. чтении", 1865, август. — Стихотворное переложение с греческого "Песни увещательной" св. Григория Богослова: "Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю", и проч. Писано в 1866 г., напечатано впервые в "Чтениях общ люб. дух. просв.", 1867, кн. III. Наконец, заслуживают полного внимания: 1) уже упомянутое выше "Собрание мнений и отзывов Филарета"; это "Собрание" состоит из V томов, тома дополнительного и, сверх того, одного тома мнений и отзывов по делам Востока (СПб. и Москва, 1885—1888); 2) "Письма" его к разным лицам и учреждениям и 3) резолюции; тех и других доселе издано также несколько томов.