Смекни!
smekni.com

Митрополит Филарет Дроздов . Его значение в русской истории (стр. 4 из 5)

Многие письма и бумаги остаются еще не изданными. Что касается резолюций митрополита Филарета, то архимандрит Григорий начал печатание их, преимущественно в "Душеполезном чтении", с 1871 г.

III. Высокая оценка деятельности митрополита

3.1 Зарождение русской библейской науки

Император Александр II оказывал Святителю знаки глубокого уважения. В 1858 г. состоялось по инициативе митрополита Филарета и против желания обер-прокурора гр. Толстого распоряжение о переводе книг Св. Писания на рус. яз., законченном только в 1868 г., уже после смерти святителя Филарета. Он составил манифест 19 февр. 1861 г. об освобождении крестьян. В 1862 г. Митрополит Филарет, чувствуя, что силы его падают, испросил назначение второго викария, но все же оставался на своем посту. 19 ноября 1867 г. он скончался. Долгая жизнь и высокий сан митрополита Филарета при глубоком уме и твердой воле не могли не оказать сильного влияния на русское общество. Знаменателен, с этой точки зрения, ответ святителя Филарета на стихотворение Пушкина: "Дар случайный, дар напрасный". Литература о Филарете очень обширна; для нее составился даже особый термин "Filaretica". По содержанию своему проповеди митрополита Филарета не касались вопросов современности; отрешенные от явлений действительной жизни, они призывают к пассивным добродетелям молчания, смирения, терпения и преданности воле Божией.

Личный характер митрополита Филарета был властный и упорный. Пользуясь громадным влиянием, он иногда выступал против прогрессивных стремлений общества и правительства (защита телесных наказаний ссылками на Свящ. Писание). Об отношениях его к Павскому — см. {Брокгауз} Филарет Дроздов (Василий Михайлович) — святитель, митрополит Московский и Коломенский. † 1867; память 19 ноября/2 декабря, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых, в 3 Неделю по Пятидесятнице в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Митрополит Филарет по праву считается подлинным основоположником русской библейской науки. Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. "Дело перевода было, можно сказать, делом едва ли не всей жизни святителя Филарета, составляло предмет самых заветных его помыслов, желаний и забот... было причиною и великих скорбей для него, и великой славы", — писал профессор МДА И. Н. Корсунский, уделявший этому крайне сложному вопросу большое место в своих иссследованиях. Но не все с пониманием отнеслись к этому новому делу. Архимандрит Фотий (Спасский; † 1838), бывший в 1814 году студентом 1 курса Санкт-Петербургской академии, был противником переводческой деятельности архимандрита Филарета, но признавал его выдающиеся способности как ректора и профессора.

3.2 Плоды научной и проповеднической деятельности

святителя Филарета

Он вел обширную и многостороннюю деятельность. Многочисленные и нелегкие труды митрополита Филарета не оставались без наград, а награды, в свою очередь, свидетельствовали о множестве и тяжести этих трудов. Почти полвека управлял митрополит Филарет Московской епархией, и это время было самым блестящим периодом и в истории епархии, и вообще в истории Русской Церкви. За все время своего служения митрополит Филарет имел ряд наград: 25 декабря 1825 года ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке, 22 августа 1826 года он был возведен в сан митрополита; за заслуги, оказанные Церкви, 7 января 1828 года ему объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов; 19 апреля 1831 года награжден орденом святого апостола Андрея Первозванного за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане; 10 января 1854 года объявлена высочайшая благодарность и благодарность Святейшего Синода за приношение от Свято-Троицкой лавры и от Чудова монастыря 50 000 рублей на воинов и за труды, понесенные в деле обращения Рогожских раскольников; 18 марта 1855 года получил благодарность от императора за пожертвованные 110 600 рублей на военные надобности от Московской епархии; 31 мая 1857 года объявлена благодарность Святейшего Синода за особенное, постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии; 31 октября 1862 года получил благодарность от императрицы за пожертвованные 10 100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей Санкт-Петербурга; 21 июня 1867 года единогласно признан почетным членом императорского Новороссийского университета и получил диплом; 5 августа 1867 года, в день пятидесятилетия служения в епископском сане, за непрерывные заботы о духовном просвещении паствы, за щедрую поддержку благотворительных и воспитательных учреждений, многочисленные пастырские послания и другую деятельность предоставлено право, по киевскому обычаю, предношения креста в священнослужении, ношение креста на митре и двух панагий на персях. При этом пожалована украшенная драгоценными камнями панагия на бриллиантовой цепочке, а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты императора и двух его предшественников.

Вот что писал о митрополите Филарете епископ Ладожский Гермоген (Добронравии; † 1893): "Велик был Московский святитель как ученый деятель. Все, что возросло благого, что зрело и явилось плодоносным в вертограде нашем, — все росло, зрело и приносило плоды под твоим мудрым надзором и попечением. Твоему проницательному взору предоставлено было обозреть первые опыты трудящихся в академии и направить их стремления вернее к целям духовного образования. И с той поры доныне неусыпным взором ты следишь за всеми движениями мысли в области высшего учения и даешь немощному силу, благому преспеяние. Под твоим охранением процветало и цветет здесь любомудрие, послушное вере; под твоим блюдением в уроках богословия всегда проповедовалась чистая истина Христова".

Скончался митрополит Филарет 19 ноября 1867 года. Святитель Филарет был поистине великим мужем Христовой Церкви. Все сразу почувствовали ничем не наполнимую пустоту, и как в 50-летний юбилей его неслись со всех сторон в Москву голоса глубокого к нему благоговения и удивления, так и по кончине его не только со всех концов России, от людей всякого звания и состояния, но и из заграничных стран, особенно с православного востока, неслись в Москву и Петербург выражения глубокого сочувствия и сострадания общерусской скорби об утрате, понесенной в лице архипастыря, к голосу которого так долго и так внимательно все прислушивались и который более полувека служил истинным украшением церкви и отечества, опорой и столпом православия.

Заключение

Митрополит Филарет - великий Московский святитель и хранитель Православия, пастырь и благодетель бедных вдов и сирот, государственный муж, строгий инок. Везде и во всем чувствовалось величие этого святителя. Как оратор — это образец истиннохристианского витийства. Обилие, сила и высота мыслей, сжатость и своеобразие выражений — неотъемлемое свойство почти каждого его слова, каждой речи. Они "блещут мыслями, как алмазами, его слова как будто скованы из стали и золота". Как литератор он стоял и будет стоять на высоте недосягаемой. Он был и оратор, и историк, и догматист, и экзегет, и апологет. Даже поэзия была не чужда ему. Был защитником Православия во всей его чистоте, во всей заповеданной Вселенскими Соборами и отцами Церкви неприкосновенности. Все сокровища Православного вероучения, толкования духовных тайн, раскрытие силы Таинств Церкви, руководящие пути к жизни духовной — все это, накопленное веками вдохновенной мудростью святых учителей и пастырей церковных, весь этот многовековой опыт отразился в творениях митрополита Филарета. По богословским трудам своим он может быть назван отцом Церкви. По составленному им катехизису училась вся Россия. О ревности его как епархиального архиерея можно судить по тому, что он за сто дней успел объехать всю Тверскую епархию, причем проповедовал в каждой церкви. В течение полувекового своего пребывания в Москве он совершенно перевоспитал и изменил духовенство. Поставил на значительную высоту духовно-учебные заведения своей епархии и подготовил целые поколения ревностного, твердо православного духовенства. В служении был неутомим. Богослужения в памятные дни в лавре неопустительно совершал сам. Митрополит Филарет был истинный монах, строгий подвижник. Никто не знал, сколько времени он отдыхал. Келейник, уходя от него поздно вечером и приходя ранним утром, заставал его за занятиями. Принявший при постриге имя праведного Филарета Милостивого, он был его подражателем в делах милосердия. Бесчичлены были пожертвования бедным. Во многих проповедях святителя чувствуется стремление его в пустыню, вдаль от многомятежных, но необходимых дел правления. Эти наклонности к уединенному подвижничеству он удовлетворил, создав близ лавры в 1844 году Гефсиманский скит.

Таким образом, рассмотрев труды и деятельность митрополита Филарета, мы раскрыли поставленную цель нашей работы.

Пришли к выводу об огромном историческом влиянии митрополита Филарета как церковного деятеля. Вряд ли найдется еще такой человек, который проявил себя столь блистательно и многогранно во многих областях деятельности. Его значение велико для науки. Он трудился как на благо церкви, так и на благо своей страны.