Смекни!
smekni.com

Митрополит Филарет Дроздов . Его значение в русской истории (стр. 1 из 5)

Московский Патриархат

Белгородская Православная Духовная семинария

(с миссионерской направленностью)

Допускается к защите

Проректор по научной работе

иерей Андрей Хвыля-Олинтер, к.ю.н.

"___"______________ 2010г.

КУРСОВАЯ РАБОТА

по предмету

«Отечественная история»

на тему

«Митрополит Филарет (Дроздов). Его значение в русской истории».

Студент ___________ Рябинин Виталий

3курс

Научный руководитель ___________ протоиерей Сергий Пашков

Белгород, 2010 год

Оглавление

Введение. 3

I.Жизнеописание святителя. 3

1.1Детство, отрочество, юность. 3

1.2 Монашество. Избрание в епископы.. 3

II. Творческая жизнь святителя. 3

2.1 Деятельность митрополита Филарета. 3

2.2 Труды Святителя Филарета Дроздова. 3

2.3 Письма. 3

III. Высокая оценка деятельности митрополита. 3

3.1 Зарождение русской библейской науки.. 3

3.2 Плоды научной и проповеднической деятельности

святителя Филарета. 3

Заключение. 3

Список используемой литературы.. 3

Введение

Религия, бесспорно, имеет положительное влияние на жизнь человека: его поведение, быт, характер, если конечно это не вера в Молоха или Вуду. Даже совсем неверующий человек, атеист, временами обращается к Богу, когда у него большое горе или радость. Иногда человек в приливе чувств говорит: « Помоги мне Боже», или «Спасибо тебе Господи». Во всем мире много религий и много верований, и каждый человек на протяжении жизни задумывается над вопросом о вероисповедании.

Данная работа посвящена трудам и педагогическому подвигу митрополита Филарета Дроздова.

На протяжении многовековой истории нашей страны, случалось множество нападений и со стороны татар, и со стороны немцев.… Но наш народ всегда твердо стояли за свою Родину, потому что с нами всегда были духовные пастыри, поддерживая нас в трудную минуту, укрепляя словом и делом, и, конечно же, молитвой.

Актуальность темы состоит в том, что человек, стремящийся стяжать духовно-нравственные качества должен основываться на духовном опыте высокодуховных людей и знать о фактах, положенных в основу истории.

Знакомство прежде всего основывается на его трудах. Прочитав пространный катехизис, мне захотелось узнать о святителе больше, что и сподвигло меня написать данную работу. В этой работе, я поставил задачу рассказать об огромном вкладе митрополита в русскую историю. Поставленная цель достигается путем решения ряда задач, среди которых:

- рассмотрение духовно-нравственной жизни митрополита Филарета, как пример для подражания современному духовенству

- подробное знакомство с трудами митрополита Филарета.

I.Жизнеописание святителя

1.1Детство, отрочество, юность

Митрополит московский, родился 26 декабря 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 ноября 1867 г. После домашнего воспитания под руководством благочестивых и просвещенных родителей, Дроздов в 1791 г. поступил в коломенскую духовную семинарию и пробыл в ней до 1799 г., когда эта семинария, за перемещением коломенской архиерейской кафедры в Тулу, была упразднена, а город Коломна с уездом был причислен к Московской епархии. Довершать свое образование Дроздову, вследствие этого, пришлось в Троицкой лаврской семинарии, находившейся под особым покровительством и ближайшим попечением знаменитого митрополита московского Платона II Левшина († 1812). Здесь он учился в философском и богословском классах с марта 1800-го и до ноября 1803 г. Окончив курс наук с блестящим успехом в этой, стоявшей тогда наравне с академиями, духовной семинарии, Дроздов 21 ноября того же 1803 г., после произведенного ему лично самим митроп. Платоном экзамена, определен был на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Уже во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова и его образцово-честное поведение. "Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего"[1], писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архимандрит Евграф Музалевский-Платонов. Особенно же блестящий проповеднический талант Дроздова скоро выдвинул его из ряда других учителей и был причиною быстрого движения его по службе. 12 января 1806 г. Дроздов произнес первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митрополит Платон от 4 марта того же года, по прочтении и совершенном одобрении проповеди, писал викарию своему, епископу дмитровскому Августину (Виноградскому): "А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь, и удивитесь[2]". Поэтому в том же 1806 г., 30 августа, молодой учитель перемещен был на высший класс — поэзии и получил должность лаврского проповедника, а 14 января 1808 г. переведен на класс высшего красноречия и риторики, с оставлением в должности Проповедника. Все это делалось по распоряжению митрополита Платона, который прозревал великую будущность скромного учителя семинарии и видел его отличные дарования и высоконравственную жизнь.

1.2 Монашество. Избрание в епископы

Наилучшим путем для обнаружения дарований и приложения их к делу на пользу церкви и отечества в то время был путь служения в иноческом чине, и митрополит Платон еще с 1806 г. стал располагать Дроздова к принятию монашества, что вполне соответствовало и настроению самого Дроздова; итак он в июле 1808 г., 25-ти лет отроду, подал прошение, а 16 ноября был пострижен в монашество, с именем Филарета (в память св. праведного Филарета Милостивого, 1 дек.), в лаврской трапезной церкви. 21 ноября того же 1808 г. инок Филарет был митрополитом Платоном рукоположен в иеродиакона. В этом сане он был вызван в Санкт-Петербург в декабре означенного 1808 г. для замещения должностей в тамошних духовно-учебных заведениях, которые в то время подвергались коренному и всестороннему преобразованию и нуждались в даровитых деятелях. Такой вызов, хотя и основывался на лестных рекомендациях лаврского семинарского начальства и самого митрополита Платона, однако был и неожиданным и горьким для последнего, ибо расстраивал планы старца на служение Филарета под его ближайшим ведением. Он горько жаловался в своих письмах к викарию Августину, что у него " берут" или "отнимают" Филарета; писал петербургскому митрополиту Амвросию: "прошу Филарета отпустить ко мне; я крайнюю имею нужду в ректоре". Но ничто не помогало. Филарет был еще нужнее в Петербурге. В начале января 1809 г. Филарет прибыл в Петербург, а 1 марта был определен Комиссиею духовных училищ на должность инспектора санкт-петербургской духовной семинарии, с занятием в ней кафедры философских наук, в звании бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии, а 28 марта посвящен митрополитом Амвросием в иеромонаха. Затем, 9 авг. того же 1809 г., был назначен на должность ректора Александро-Невского духовного училища, с оставлением в прежних должностях. Но сопряженные с ректорскою и инспекторскою должностями административные и хозяйственные заботы и преподавание философии, как не соответствующего духовному сану предмета, тяготили его. "Вы знаете, думаю", — писал он 14 февраля 1809 г. своему родителю, — что я люблю богословию, ибо нахожу в ней утешение: но теперь должен заниматься холодною философиею[3]". Поэтому можно понять его радость, когда он 8 февраля 1810 г. был перемещен в самую академию не с титулярным лишь, как было доселе, званием, а на действительную должность бакалавра богословских наук. Из них, в бытность свою на службе при академии, он преподавал св. писание (герменевтику), библейскую и церковную историю с древностями церковными, церковное право и часть догматического богословия. Здесь-то с особенною силою и яркостью развернулись его дарования и энергия. Ревностное и честное исполнение обязанностей, талантливое преподавание и особенно отличие в проповедовании слова Божия сделали свое дело. Уже 30 июня 1811 г. был Всемилостивейше пожалован наперсным крестом с драгоценными камнями, а 8 июля возведен в сан архимандрита, не имея еще и 30-ти лет от роду. К тому времени святитель Филарет все более и более приобретал известность. Если в Троицкой лавре покровителем и благодетелем его был митрополит Платон, то в Санкт-Петербурге главными покровителями его явились такие властные лица, как первенствующий член Священного Синода митрополит Амвросий и обер-прокурор Синода князь А. Н. Голицын. Они высоко ценили Филарета, найдя в нем могучее орудие для осуществления наилучших целей и для выполнения труднейших задач своей широкой деятельности на благо церкви и государства. Поэтому они стали облекать его полным доверием и возлагать на него всевозможные поручения. В 1812 г., 11 марта, был назначен на пост ректора Санкт-Петербургской духовной академии, со званием ординарного профессора богословских наук. Став во главе академии, митрополит Филарет учредил в ней порядки, послужившие образцом для всех академий, в 1814 г. переделал академический устав (1808 года) и возвел вверенную ему академию на высокую степень, подобающую высшему духовно-учебному заведению. Почти одновременно с назначением на должность ректора Филарет получил звание настоятеля первоклассного новгородского Юрьева монастыря и сделан присутствующим членом Санкт-Петербургской духовной консистории. Затем, в бытность свою ректором, он, или по просьбе частных лиц, или по собственному желанию, рассматривал и сам составлял многие сочинения, конспекты преподавания разных наук, проекты и проч., участвовал в заседаниях разных обществ и учреждений, скоро стал и затем во все время стоял во главе многолетнего и весьма важного дела перевода Библии на русский язык и т. д. Он сам после признавался, что никогда так много не работал, как в бытность свою ректором академии. И действительно, ему приходилось считать свободою от занятий время, когда у него, по его собственным словам, "за раз было только одно дело на руках, а не три или пять". Зато многочисленные и нелегкие труды митрополита Филарета не оставались и без наград, как, в свою очередь, и они сами свидетельствовали о множестве и тяжести этих трудов. В 1820 г. Ему было велено стать архиепископом Ярославским, а следующим указом 2 июля 1821 г. — архиепископом одной из старейших и важнейших епархий — Московской, и священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры.