Смекни!
smekni.com

Геноцид в Руанде (стр. 2 из 3)

· Государственное радио и частная станция, с ним аффилированная, известная как «Тысяча холмов» (Radio Television Libre des Mille Collines), подогревали обстановку призывами к убийству тутси и зачитывали списки потенциально опасных персон, бургомистры на местах организовывали работу по их идентификации и убийству. При помощи административных методов в организацию кампании массовых убийств были вовлечены и обычные граждане, и многие тутси были убиты своими соседями. Орудием убийства в основном служило холодное оружие (мачете). Наиболее жестокие сцены разыгрывались в местах временной концентрации беженцев в школах и церквях.

· В ночь на 7 апреля боевые действия начинает отряд РПФ в 600 человек, расквартированный на окраине Кигали в соответствии с Арушскими соглашениями августа 1993 года. В тот же день на севере страны начинают боевые действия основные силы РПФ.

· 8—9 апреля — Бельгия и Франция начинают операции по эвакуации своих граждан.

· 11 апреля — Организация Красного креста сообщает, что погибли уже десятки тысяч руандийцев.

· 11 апреля — убийство 2000 тутси в Школе технических служащих Дон Боско (Кигали), после эвакуации бельгийских миротворцев.

· 14 апреля — Бельгия заканчивает вывод своих военнослужащих из Руанды.

· 15 апреля — в центре Святого Иосифа, Кибунго, 2800 человек народности тутси атакованы солдатами армии Руанды и ополченцами интерахамве и закиданы гранатами.

· 18 апреля — по приказу префекта Кибуе 15 тысяч тутси были собраны на стадионе «Гатваро» г. Кибу и убиты членами интерахамве. 2000 человек убиты руками членов интерахамве в римско-католической церкви в Мабиризе, префектуре Чьянгугу. 18-20 апреля 4300 человек убиты в приюте Святого Иоанна.

· 19 апреля — глава «временного правительства Руанды» Теодор Синдикубвабо лично призывает по радио к убийству «сообщников» в Бутаре, последней префектуре, еще не захлестнутой волной насилия. В ту же ночь в Бутаре прибывает президентская гвардия и начинает казни тутси, сталкивая людей в предварительно вырытые и наполненные горящими шинами траншеи. Гибнут тысячи человек.

· 21 апреля — Международный Красный Крест сообщает о возможных казнях сотен тысяч гражданского населения. В этот же день Совет безопасности ООН единогласно голосует за сокращение штата МООНПР до 270 человек — одного мотострелкового взвода из Ганы.

· 22 апреля — резня от 5000 до 7000 тутси в монастыре Сову. Святые сестры из этого бенедиктинского монастыря выдали боевикам хуту тысячи человек, спасавшихся там от резни. Из этих нескольких тысяч человек около 600 сожжены заживо в гараже, причем, по некоторым данным, монахини сами снабжали боевиков бензином[2].

· 3 мая — президентская директива № 25 (PDD 25), ограничивающая участие американских вооруженных сил в операциях ООН по поддержанию мира; имеет место точка зрения, что США не вмешивались в конфликт, опасаясь повторения событий 3-5 октября 1993 в Сомали.

· 13 мая — Генеральный секретарь ООН Б.Бутрос-Гали говорит о двух миллионах перемещенных лиц и о гуманитарной катастрофе в регионе, а также о необходимости воссоздать миссию ООН по помощи Руанде (МООНПР). В тот же день Совет безопасности ООН готовится провести голосование по поводу восстановления численности МООНПР, однако представитель США в ООН, Мадлен Олбрайт, откладывает голосование на 4 дня.

· 17 мая — Совет безопасности ООН резолюцией 918 вводит эмбарго на ввоз оружия в Руанду и голосует за восстановление численности МООНПР до 5500 человек, но из-за разногласий по вопросу финансирования миссия, получившая название МООНПР II, к началу июля все еще не действовала.

· 19 мая ООН запрашивает у США 50 бронетранспортеров для МООНПР II, но начинаются разногласия по вопросу стоимости.

· К 31 мая РПФ контролирует половину территории страны и закрепляется на окраинах Кигали, в том числе захватывает аэропорт.

· 22 июня — Совет безопасности ООН, признавая вопрос об организации МООНПР II зашедшим в тупик, призывает своих членов организовать международную операцию по поддержанию мира в Руанде под национальным командованием; начало операции «Бирюза» французских вооруженных сил. Операция продлилась по 21 августа 1994 года, цель ее состояла в создании демилитаризованной безопасной зоны в треугольнике Гома — Жиконгоро — Чьянгугу и проведении гуманитарных акций.

· 4 июля — отряды Руандийского патриотического фронта вошли в столицу. 5 июля ими был взят Бутаре, 14 июля — Рухенгери, 17 июля — Гисеньи и к 18 июля РПФ контролировал большую часть страны. 2 миллиона хуту, опасаясь кто расплаты за геноцид (в военизированных отрядах было 30 тысяч человек), а большинство — геноцида со стороны тутси, покинули страну.

3. Преступления против человечности, совершенные участниками геноцида

Участники ополчения — интерахамве и импузамугамби — использовали различное оружие, в том числе огнестрельное, которое им раздавали солдаты армии. Но в основном они в качестве оружия использовали мачете, топоры, дубины, палки, железные прутья. Иногда убийцы сначала отрезали своим жертвам пальцы, кисти, стопы, руки, ноги, и только после этого отрубали голову или разбивали череп. Свидетели рассказывали, что часто жертвы просили своих палачей и предлагали им деньги за то, чтобы их застрелили, а не зарубили мачете. В случае затруднений на помощь ополченцам приходили солдаты армии, имеющие более тяжелое оружие: взрывали запертые двери, забрасывали помещения гранатами. Зачастую и после убийств над телами жертв совершали издевательства — разрубали их на куски и т. д. Убийства были крайне жестоки и в своей неумолимости. Нападающие выжигали огнем места, где могли спрятаться их жертвы — дома с труднодоступными помещениями, церкви, леса и перелески и т. п.

По оценкам, во время геноцида было изнасиловано около 250 тысяч женщин. Насилию подвергались, в том числе, и девочки; унижающего человеческое достоинство обращения не избежала даже убитая премьер-министр А.Увилингийимана, причем уже после смерти. Многие избежавшие смерти женщины теперь больны заболеваниями, передающимися половым путем, в том числе СПИДом[3]. Одна из выживших женщин говорит о случившемся с ней: «Я не пойду на гачачу (общинный суд), потому что мне слишком трудно давать показания. Да я и не знаю, кто именно убил моего мужа, и кто меня изнасиловал… У меня семеро детей, но лишь двое из них ходят в школу, потому что мы бедные. У меня СПИД, и я не знаю, кто позаботится о них, когда я умру».

Специальный докладчик Комиссии по правам человека ООН Рене Деньи-Сеги в своем третьем докладе о положении в области прав человека в Руанде от 14 ноября 1994 г. пишет:

Различные расследования позволили обнаружить несколько мест массовых захоронений по всей стране. Два или три таких места можно найти в каждой коммуне. <…> Что касается жителей Ньярубуйе и окрестностей, то их вообще не удостоили погребения. Тела некоторых из них лежат во дворе и аллеях прихода, тела других сложены штабелями в учебных помещениях приходской школы и в церкви, не считая трупов, обнаруженных в соседней деревне, причем у некоторых из убитых руки были связаны за спиной перед казнью. Обнаруживаются также скелеты людей различного возраста: женщин, мужчин, стариков и даже грудных детей. Картина невыносима для органов чувств — зрения, обоняния и осязания.

Свидетельство журналиста Фергала Кина, посетившего Руанду сразу после окончания активных боевых действий, из его книги «Season of Blood: A Rwandan Journey» (New York, 1995):

Начнем с реки. <…> Я оборачиваюсь и вижу первые два трупа, проплывающие мимо, то скрываясь в воде, то показываясь вновь. Потом еще три. Они показываются из травы и листьев (которые несет река) и снова скрываются. Их несет к водопаду. Один прибивает к берегу, и я замечаю, что это женщина, изрубленная, с отрубленными частями тела. Не пролом в ее голове и не рубленные раны на спине и руках пугают меня и оскорбляют мои чувства — больше всего меня шокирует ее обнаженность. <…> «Не волнуйся, ничего удивительного, — говорит шофер-руандиец. — Они сотнями приплывали». Река Кагера течет с руандийских нагорий вниз через всю страну и потом через границу в Танзанию, потом в Уганду, и впадает <…> в озеро Виктория. Поэтому река стала идеальным местом для сокрытия следов геноцида. Людей просто выстраивали для казни на берегу и потом сталкивали в поток. Другой метод убийства — заставить людей прыгать в быстрое течение. <…> Бандиты интерахамве заметили, что этот метод особенно эффективен для убийства маленьких детей. <…> Но и другие реки и озера страны — почти все — стали свалками мертвых. <…> Когда они, наконец, доплывали до озера Виктория, угандийские рыбаки выходили на своих лодках подбирать их, чтобы достойно похоронить. <…> В части страны близ границы с Танзанией не осталось ничего. Там не было ни людей, ни скота, ни кошек, ни собак. Бандиты прошлись по этим холмам, круша все на своем пути. <…> Фрэнк, водитель-руандиец, рассказал о бойне в местечке Ньярубуйе, недалеко от танзанийской границы. Примерно 3000 тутси пытались найти убежище в приходской церкви и рядом с ней. <…> Мы подъезжаем ближе, <…> над дверью — белая мраморная статуя Христа, под ней, на ступенях — тело мужчины со связанными ногами… Пройдя через ворота, я должен обогнуть тела нескольких человек, среди них — обезглавленный ребенок и еще три трупа. <…> Вижу сотни разлагающихся трупов с лужами зловонной воды вокруг… <…>