министерство образования республики беларусь
Белорусский государственный экономический университет
Кафедра экономической истории
Реферат на тему:
«Брестская церковная уния 1596 года: причины, содержание, итоги»
Подготовила:
Студентка 1 курса ФМК, ДММ-2 Зубрицкая А.Ю.
Проверила: Воронич Т.В.
МИНСК 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3
I. Зарождение идеи объединения церквей:
1) Униатская деятельность великих князей………………………………...5
2) Идея веротерпимости как альтернатива идеи унии……………………..6
II. Возрождение идеи церковной унии (вторая половина XVI века):
1) Курс на локальную церковную унию…………………………………....8
2) Первая волна антиуниатского протеста………………………………….10
III. Принятие унии на Брестском церковном соборе 1596 года:
1) Королевский универсал от 24 сентября 1595 года....................................11
2) Брестская церковная уния: униатский и православный соборы………..12
3) Антиуниатский протест…………………………………………………...13
VI. Итоги унии:
1) Итоги Брестского варианта церковной унии………………………….....14
2) Судьба униатской церкви (XVII-XXI века)……………………………...15
Заключение…………………………………………………………….………..18
Список используемых источников.....................................................................19
ВВЕДЕНИЕ
Заключенная в 1596 г. на Брестском церковном соборе и отмененная в 1839 г. на Полоцком соборе уния православной и католической церквей является одним из переломных событий белорусской истории. Она втянула в свою орбиту многие государства и народы, политические и религиозные силы, географические и культурные пространства. Четыре столетия после 1596 г. белорусская духовно-культурная и общественно-политическая жизнь так или иначе была связана с влиянием Брестской церковной унии, которая стала переломным моментом восточнославянской конфессиональной истории. За время своего существования униатство в значительной мере потеснило позиции традиционных религий на Беларуси и в XVIII в. стало конфессиональной доминантой. Несмотря на многоразовую делегализацию (в 1839 г. на Беларуси, в 1875 г. на Подляшье, в 1946 г. на Украине), уния в Берестье оказалась наиболее стойкой из всех предыдущих попыток объединения христианства. Вобрав в себя и отразив многие из тех проблем и противоречий, которыми жило белорусское общество XVI – XIX вв., она принадлежит к тем историческим явлениям, которые еще не отошли в прошлое, а существуют до нашего времени.[5].
История униатского религиозно-церковного движения в восточноевропейском регионе – научная проблема, над решением которой работали, работают и еще долго будут работать ученые. Проблема эта связана с рядом актуальных вопросов истории белорусского народа, в первую очередь, с вопросами специфики религиозно-церковной и общественно-политической жизни Беларуси в XIII-XX вв., становления государственности, развития национальной культуры и т.д. Этой церковной унии посвящено множество литературы, которая вмещает в себе самые разнообразные, абсолютно противоположные оценки данного исторического события.[1, с.8-10]
Автор выбрал именно эту тему, поскольку считает, что уния – явление противоречивое и неоднозначное. Ее невозможно охарактеризовать или со знаком “минус”, или со знаком “плюс”. Рассматривать церковную унию необходимо в ее динамике, в историческом развитии, как событие, прямо или косвенно связанное со сложной социальной, государственной, духовно-культурной жизнью белорусского и украинского народов, начиная с возникновения Великого княжества Литовского и до наших дней.
Работа состоит из трех основных частей: введения, основной части, состоящей из 4 глав, и заключения. Во введении рассказывается об актуальности вабранной автором темы. В основной части очень тщательно прослеживается путь, который прошла уния от зарождения идеи о греко-католической церкви, принятия ее на Брестском церковном соборе в октябре 1596 г., антиуниасткого протеста и до положения униатской церкви в современной жизни. В заключении подытоживается и тезисно излагается все то важное, что касается принятия Бресткой унии и последствий этого исторически важного события.
При написании работы автор использовал некоторые литературные источники. Основной материал пр написании реферата взят из научного пособия “Унія. Дзяржаўнасць. Культура” автора Подокшына С.А., поскольку в нем весьма полно, глубоко и подробно описывается весь путь унии от ее зарождения, принятия и до ликвидации. Также автором были использованы разнообразные статьи. Например, газета “Дзедзіч”, в которой имеется любопытная информация о современном положении греко-католической церкви, или статья Морозовой С.В. о “Берасцейскай царкоўнай уніі 1596 г. у беларускай гістарыяграфіі”.
I. Зарождение идеи объединения церквей
1)Униатская деятельность великих князей.
Католичество начало проникать в ВКЛ еще до Кревской унии. После ее заключения в 1385 г. начало происходить массовое крещение литовцев, и католичество, как и православие, становится государственным вероисповеданием. Несмотря на это православная церковь оставалась в ВКЛ довольно влиятельным церковно-идеологическим и социально-политическим институтом, за которым стояло большинство представителей разных сословий и простого народа. Мощной поддержкой православного вероисповедания в ВКЛ являлась доминирующая роль культуры славянского этноса, государственное положение белорусского языка.
Положение православия начало резко ухудшаться после Городельского постановления 1413 г., согласно которому на высокие государственные должности в ВКЛ назначались только лица римско-католического вероисповедания.
Вместе с тем великие князья понимали, что бирелигиозность основного населения ВКЛ таит в себе определенную социально-политическую опасность. В этой связи возникновение идеи унии было естественным явлением. Когда в 1396 г. Вильно посетил московский митрополит Киприан Цамблак, между ним и Ягайло произошел разговор о необходимости унии между православной и римско-католической церквями. Король и митрополит обратились к константинопольскому патриарху, который поддержал эту идею, но посчитал необходимым ее реализацию отложить.
Церковная политика Витовта вытекала из его общегосударственной деятельности. Стремление к церковной автономии и унии являлось частью его внутренней и внешней политики.
В начале 1414 г. произошла встреча белорусско-украинских епископов, на которой Витовт выдвинул на престол митрополита своего кандидата – Григория Цамблака, выдающегося церковного и культурного деятеля. Осенью 1414 г. на соборе православных церковных иерархов ВКЛ Григорий Цамблак был избран митрополитом. Он направился в Константинополь для утверждения патриархом, но его опередил московский ставленник Фотий.
В начале 1415 г. Витовт снова созвал собор, на котором убедил белорусских и украинских епископов без санкции патриарха поставить Цамблака на митрополию, что и было сделано 15 ноября того же года в Новогрудке.
В 1418 г. во главе большой делегации Григорий Цамблак направился в Констанцу, где должен был пройти XVI Вселенский собор католической церкви, с целью добиться более-менее тесного союза между православной и католической церковью. В своих выступлениях на соборе Цамблак призывал к восстановлению былого единства христианства. Но его план создания равноправного союза между католической и православной ветвями христианства не был принят ни Папой, ни большинством православных епископов.
В годы княжения Казимира Ягайловича (1447-1482) была предпринята новая, довольно удачная попытка создания православной автокефалии. В 1458 г. Казимир дал согласие на основание отдельной православной митрополии для ВКЛ. Управлять белорусско-украинской церковью был назначен Григорий. После его смерти в 1473 г. белорусско-украинским митрополитом стал епископ Мисаил (1475-1480), который являлся сторонником унии. Мисаила поддерживали две наиболее влиятельные православные организации ВКЛ: Киево-Печерская лавра и Виленский Свято-Троицкий монастырь, которые в 1476 г. отправили Папе Сиксту IV письменную просьбу о необходимости объединении двух церквей.
С 1480 г. в ВКЛ установилась довольно демократическая процедура назначения православных митрополитов: с согласия великого князя они выбирались собором, а патриаршее посвящение получали на месте от патриаршего экзарха. Белорусско-украинские митрополиты жили главным образом в Вильно, но формально их резиденцией считалась Киево-Печерская лавра. В конце XV в. снова была проведена попытка реализации униатской идеи, инициатором которой выступил белорусско-украинский митрополит, смоленский епископ Иосиф (1497 - 1501). Он вступил в контакт с римским Папой Александром VI. При этом римско-католическая сторона определила ряд догматических отличий, которые препятствовали объединению. Православные должны были:
1. не признавать, что Святой дух исходит и от Сына;
2. причащаться квасным хлебом;
3. использовать не только виноградное, но и ягодное вино;
4. причащать всех, даже младенцев;
5. не признавать чистилища;
6. признавать первенство римского Папы.[1, с.16-21]
2) Идея веротерпимости как альтернатива идеи унии.
В XV – первой половине XVI в. в ВКЛ произошла определенная стабилизация внутренней социально-политической, религиозно-церковной и духовно-культурной жизни.
Был принят ряд правовых актов, привилеев, которые уравнивали в правах православных и католиков, постепенно установили в стране атмосферу религиозной толерантности. Значительно улучшилось положение православных при великом князе Жигимонте I (1506-1548). За годы его правления значительно увеличилось количество православных монастырей (с 30 до 50). Количество православных церквей в Вильно увеличилось до 20, в Пинске – до 12, в Полоцке – до 7, в Гродно – до 6.