План
Введение
1 Молодость
2 «Сталинский нарком»
3 Политическая позиция в 1920—1930-е годы, участие в репрессиях
4 Великая Отечественная война
5 После войны
6 После смерти Сталина
7 Внешнеполитическая деятельность
8 Закат карьеры
9 Микоян и реклама
10 Мемуары А. И. Микояна
11 В фольклоре
12 Память
13 Семья
Список литературы
Введение
Анаста́с Ива́нович (Оване́сович) Микоя́н (арм. Անաստաս Միկոյան;13 (25) ноября 1895, село Санаин, Борчалинский уезд, Тифлисская губерния (ныне в Армении) — 21 октября 1978, Москва) — советский государственный и политический деятель, Герой Социалистического Труда (1943).
Анастас Микоян начал свою политическую карьеру при жизни Владимира Ильича Ленина и ушёл в отставку лишь при Леониде Ильиче Брежневе.
1. Молодость
Анастас Иванович Микоян родился 13 (25) ноября 1895 года в селе Санаин Тифлисской губернии (ныне север Армении).
Окончив сельскую школу, поступил в духовную семинарию в Тифлисе.
В конце 1914 года Анастас Микоян записался в армянскую добровольческую дружину, после чего воевал на Турецком фронте вплоть до весны 1915 года, но из-за заболевания малярией оставил армию. После возвращения в Тифлис, вступил там в РСДРП(б).
В духовную академию в Эчмиадзине поступил в 1916 году, а в следующем году вёл партийную работу в Тифлисе и в Баку.
Уже членом Президиума бакинского комитета РСДРП(б), Анастас Микоян был редактором газет «Социал-демократ» и «Известия Бакинского Совета».
Во время мартовских событий в Баку командовал отрядом, а затем был комиссаром в бригаде Амазаспа (Третья бригада Красной армии). После бегства бакинских комиссаров, остался в Баку, возглавив подпольный обком большевиков.
Перед взятием Баку турками Микоян добился у главы Диктатуры Центрокаспия Велунца разрешения на освобождение и последующую эвакуацию бакинских комиссаров. Вскоре Анастас Микоян вывез комиссаров на пароходе «Туркмен», но в Красноводске они были арестованы. Микоян был освобождён в феврале 1919 года и в марте того же года возглавил Бакинское бюро Кавказского крайкома РКП(б).
В октябре 1919 года был вызван в Москву, где стал членом ВЦИК. С 1920 года Микоян был вновь на Кавказе. С занятием Баку большевиками вступил в город в качестве уполномоченного Реввоенсовета XI армии и после чего до 1920 года руководил Нижегородским губкомом.
2. «Сталинский нарком»
Входя в группу так называемых «кавказцев» (бывших членов закавказской организации), Анастас Микоян поддерживал курс Сталина во внутрипартийной борьбе.
По рекомендации Иосифа Сталина Микоян с лета 1922 года был назначен секретарем Юго-Восточного бюро ЦК РКП(б), а затем и председателем Северокавказского краевого комитета партии. На последнем посту Микоян проводил более гибкую политику в отношении казачества.
С 1922 года был кандидатом, а с 1923 года — членом ЦК РКП (б)
По рекомендации Иосифа Сталина, Микоян с 1926 года являлся кандидатом в члены Политбюро, а также народным комиссаром торговли[1]. На посту наркома торговли занимался продажей произведений искусства из советских музеев.
С 1930 года был наркомом снабжения, а с 1934 года — наркомом пищевой промышленности. На последнем посту посетил США с целью ознакомления с новейшими технологиями и сумел добиться быстрого развития пищевой отрасли, о чём до сих пор напоминает название мясокомбината.
По настоянию Анастаса Микояна в Советском Союзе были введены рыбные дни.
С 1929 года - кандидат в члены Политбюро ЦК ВКП(б). С 1935 года стал членом Политбюро, с 1937 года — заместителем председателя Совнаркома, а в 1938 — 1949 годах - наркомом внешней торговли. В 1957 - 1964 годах - Первый заместитель Председателя Совета Министров СССР.
3. Политическая позиция в 1920—1930-е годы, участие в репрессиях
В 1920-е годы Микоян занимал умеренную линию, которая выразилась во время его пребывания на Северном Кавказе в его политике в отношении к казачеству, а по отношению к крестьянству занимал чуть ли не правую позицию, тем самым предлагая бороться с кризисом хлебозаготовок не чрезвычайными мерами, а расширением поставок в деревню промышленной продукции.
Во время «великого перелома» поддержал Сталина. Так же он вёл себя и во время репрессий 1937 года, то есть не проявлял инициативы, но и не сопротивлялся им. Возглавлял комиссию ЦК по определению судьбы Бухарина и Рыкова. Осенью 1937 года вместе с Маленковым выезжал в Армянскую ССР для организации чисток.
Микоян несёт прямую ответственность за участие в массовых репрессиях. С его санкции были арестованы сотни работников системы Наркомпищепрома, Наркомвнешторга СССР. Микоян не только давал санкции на арест, но и сам выступал инициатором арестов. Так, в письме на имя Ежова от 15 июля 1937 года он предлагал осуществить репрессии в отношении ряда работников Всесоюзного научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Наркомпищепрома СССР. Аналогичные представления делались Микояном и в отношении работников ряда организаций Внешторга СССР. Осенью 1937 года Микоян выезжал в Армению для проведения чистки партийных и государственных органов этой республики от «врагов народа». В результате этой кампании погибли сотни и тысячи кадров партийных, советских работнико. Микояна в этой поездке сопровождал Маленков и группа работников НКВД. Результатом непосредственной деятельности Микояна и Маленкова был арест 1365 коммунистов.
Микоян возглавлял комиссию по обвинению в контрреволюционной деятельности видных членов партии. Он, в частности, вместе с Ежовым был докладчиком на февральско–мартовском Пленуме ЦК ВКП(б) по делу Бухарина (1937 г.). Именно Микоян выступал от имени Политбюро ЦК ВКП(б) на торжественном активе НКВД, посвященном 20-летию органов ВЧК–ГПУ–НКВД. После восхваления деятельности Ежова, оправдания массовых репрессий Микоян закончил свой доклад словами: «Славно поработало НКВД за это время!», – имея в виду 1937 год[2].
4. Великая Отечественная война
С 1941 года Микоян был председателем комитета продовольственно-вещевого снабжения РККА, а также членом Совета по эвакуации и Государственного комитета по восстановлению хозяйства освобожденных районов, с 1942 года был член Государственного комитета обороны.
В 14:55 6 ноября 1942 года на Красной площади с Лобного места по остановившейся перед перегородившим дорогу извозчиком машине Анастаса Микояна были произведены три выстрела из винтовки дезертировавшим красноармейцем Савелием Дмитриевым из Усть-Каменогорска, затем завязавшим целый бой с кремлёвской охраной. Только с помощью двух гранат его удалось обезвредить. Дмитриев принял машину Микояна за машину Иосифа Сталина. Дмитриев был расстрелян в 1950 году.
5. После войны
В 1946 году Микоян был назначен на посты заместителя председателя Совета Министров и министра внешней торговли СССР.
К концу 1940-х годов Микоян, наряду с Молотовым, оказался в угрожающем положении из-за готовившейся Иосифом Сталиным новой «чистки». Показания против Анастаса Микояна выбивались у обвиняемых по делу «Еврейского антифашистского комитета»[3].
В 1949 году был снят с поста министра внешней торговли, а в 1952 году Иосиф Сталин обрушился на него с нападками на пленуме ЦК после XIX съезда. Он был избран в Президиум ЦК, но не был включён в бюро Президиума, заменившее Политбюро.
6. После смерти Сталина
После смерти Сталина, Микоян вновь был назначен на посты заместителя председателя Совета министров и министра внутренней и внешней торговли (с сентября 1953 года — и министра торговли).
В острых вопросах Микоян, как всегда, занимал уклончивую позицию: так, во время обсуждения судьбы Берия он согласился со всеми обвинениями, но в то же время выразил надежду, что Берия «учтет критику». Аналогичная позиция была у него поначалу и относительно разоблачения Иосифа Сталина: когда на заседании Президиума ЦК перед XX съездом в 1956 году Хрущёв предложил обсудить вопрос об осуждении действий Сталина, Микоян не высказался ни за, ни против. Однако во время съезда выступил фактически с антисталинской речью (хотя и не называя Сталина по имени), заявив о существовании «культа личности», подчеркнув необходимость мирного сосуществования с Западом и мирного пути к социализму, подвергнув критике труды Сталина — «Краткий курс истории ВКП(б)» и «Экономические проблемы социализма в СССР». Вслед за этим, Микоян возглавил комиссию по реабилитации заключённых. На пленуме ЦК 1957 года твёрдо поддержал Хрущёва против антипартийной группы, чем обеспечил себе новый взлёт партийной карьеры.
Имя Анастаса Микояна связано с подавлением антикоммунистических выступлений в Польше и Венгрии в 1956 г., а также с расстрелом рабочих в Новочеркасске в 1962 году, куда Микоян выехал как представитель Президиума ЦК вместе с Ф.Козловым. Сам Микоян в своих мемуарах, впрочем, всю вину за расстрел возлагал на Козлова, утверждая, что сам он сразу увидел справедливость требований рабочих и пытался мирно разрешить конфликт.
7. Внешнеполитическая деятельность
Никита Хрущев уже в 1954 году поручил Микояну дипломатическую задачу: как человек, не ассоциировавшийся со сталинской внешней политикой, он был направлен в Югославию для урегулирования отношений с Тито.
После 1957 года Микоян стал одним из главных доверенных лиц Хрущева: он совершает поездку по странам Азии, а в 1959 году для подготовки визита Хрущева посетил США, а также вел переговоры с Фиделем Кастро об установлении советско-кубинских отношений; в 1962 году активно участвовал в урегулировании «Карибского кризиса».
8. Закат карьеры
С июля 1964 года Анастас Микоян был назначен на пост председателя Президиума Верховного Совета СССР. Во время октябрьского пленума пытался осторожно защищать Хрущева, подчеркивая его внешнеполитические заслуги. В результате, в ноябре 1965 года Микоян был отправлен в отставку, как достигший 70-летнего возраста и заменен на лояльного Брежневу Николая Подгорного, но остался членом ЦК и Президиума Верховного Совета. При этом получил шестой орден Ленина.