Смекни!
smekni.com

Компетенция правительства. Прокуратура в зарубежных странах (стр. 2 из 3)

Субъектами делегированного законодательства являются также органы местного управления. Акты делегированного законодательства в Великобритании по своему числу намного превосходят парламентские законы. Парламентский и судебный контроль над делегированным законодательством, юридически существующий в Великобритании, на практике применяется слабо.

В США делегированное законодательство осуществляется как президентом, так и главами исполнительных департаментов и многочисленных федеральных агентств. Издаваемые в этом порядке указы, приказы, прокламации, военные приказы, директивы, регламенты и т. д. обладают такой же юридической силой, как и акты конгресса. Пределы делегированного законодательства не установлены.

В V Французской Республике основными субъектами делегированного законодательства являются президент, премьер-министр и министры, которые издают ордонансы, декреты, решения, постановления, циркуляры, инструкции, регламенты и т.д. Делегированное законодательство во Франции не только по своему объему и значимости превосходит нормоустанавливающую деятельность парламента, но и трудно контролируемо. Составление и исполнение бюджета является чисто правительственным полномочием, поскольку роль парламента в этом процессе фактически номинальна.

Составление доходной и расходной частей бюджета осуществляется различными административными ведомствами, а окончательный проект представляется на утверждение правительства министерством финансов. Прохождение проекта бюджета через парламент иногда представляет собой чисто формальную процедуру, так как принятие поправок и дополнений к нему - явление достаточно редкое. Парламент лишь утверждает бюджет, составленный правительством.

После утверждения бюджет полностью выходит за сферу деятельности парламента, его исполнение целиком сосредоточено в руках правительства и подчиненного ему административного аппарата. Формально принадлежащее парламенту право контроля за исполнением бюджета не всегда эффективно. Осуществление внешней политики в современных зарубежных странах прежде всего входит в компетенцию правительства.

2. Конституционные основы организации и деятельности прокуратуры в зарубежных странах

В одних государствах прокуратура связана с судебной властью, другие отдали предпочтение связи ее с исполнительной властью, а в некоторых странах мы наблюдаем связи прокуратуры с законодательной властью.

Вообще, в отличие от судопроизводства, зародившегося в далеком прошлом, прокуратура в механизме государственности возникла сравнительно недавно (в странах Европы создание прокуратуры относится к ХVI-ХIХ вв.). Считается, что первая прокуратура появилась во Франции в ХIV в. Король Филипп V Ордонансом от 25 марта 1302 г. учредил прокуратуру как орган представительства интересов монарха. В дальнейшем прокуратура Франции претерпевала различные преобразования. Тем не менее, ее основное предназначение оставалось неизменным: обеспечение незыблемости держателя верховной власти в государстве. Эти функции прокуратуры были особенно важны в связи с распространением казнокрадства и взяточничества, бороться с которыми представлялось возможным лишь с помощью специальной государственной службы. Не случайно именно прокуратура Франции послужила образцом для создания аналогичных правовых институтов в других странах, в том числе в России.

Анализ мирового опыта прокурорского надзора, позволяет выделить следующие его основные типы:

Североевропейский тип (фискально-контрольный) - основная деятельность прокуратуры сводится к контролю за функционированием аппарата государственной власти, в связи с чем уголовно-процессуальная составляющая находится на втором плане.

Французский тип - прокуратура является институтом уголовного преследования, как на стадии следствия, так и судебного разбирательства; участником гражданского и административного процесса; надзорной инстанцией по судебным делам.

Английский тип - основная задача прокуратуры сводится к представлению интересов государства в суде; общенадзорные функции рассматриваемого института в данной системе отсутствуют.

Международная практика отводит органам прокуратуры весьма ограниченную сферу компетенции: уголовно-правовую.

Нередко конституции зарубежных государств упоминают о прокуратуре в разделе о судебной власти, поскольку там органы прокуратуры входят в судебную систему (Испания, Латвия, Грузия). В Греции имеется генеральный прокурор при Ареопаге (Верховном суде), прокуроры при апелляционных и окружных судах.

Конституция Японии (1947) посвящает прокуратуре одну строчку: "Прокуроры должны следовать правилам, устанавливаемым Верховным судом".

В ряде государств прокуратура входит в исполнительные органы власти в составе министерства юстиции (Австрия, Бельгия, Дания, Франция, Германия). В Италии, Румынии прокуратура занимает промежуточное положение между исполнительной и судебной властью. В судах Италии, например, обвинение по уголовным делам поддерживают прокуроры либо назначенные преторами другие государственные служащие, в том числе офицеры полиции. Действующие при кассационном и апелляционных судах генеральные прокуроры, а при трибуналах республиканские прокуроры, находятся в подчинении министра юстиции.

Генеральный атторней Канады, на аппарат которого возлагается поддержание обвинения и надзор за следствием, возглавляет Министерство юстиции.

В отдельных странах прокуратуры вовсе нет, но есть разветвленная сеть иных структур. Конституция США ничего не говорит о прокуратуре, поскольку там (а также в Великобритании, Канаде) действует институт атторнеев - консультанты органов власти, осуществляющие функции уголовного преследования и обвинения.

Испанская Конституция (1978) в разделе "О судебной власти" подчеркивает, что прокуратура должна способствовать отправлению правосудия в целях защиты законности, прав граждан и общественных интересов, охраняемых законом. Генеральный прокурор назначается королем по предложению правительства с учетом мнения Генерального Совета судей.

По-разному за рубежом организовано и расследование уголовных дел. В Германии расследование ведут в основном полицейские службы. По небольшому числу сложных дел расследование ведется прокуратурой с участием полиции. В некоторых случаях в порядке "судебного расследования" следственные действия осуществляются судьями-дознавателями, обязанности которых выполняют обычные участковые судьи.

В США расследование ведут федеральное бюро расследования (ФБР) и множество других федеральных служб, а также независимые друг от друга полицейские учреждения, которые подчиняются либо властям штата, либо местным властям. Аресты, обыски и другие следственные действия производятся полицией с санкции суда. В ряде случаев предварительное расследование осуществляется аппаратом федерального атторнея (имеются в каждом федеральном судебном округе), либо генерального атторнея штата, либо местного атторнея (графства, города и т.д.). Департамент (министерство) юстиции возглавляет назначаемый президентом страны генеральный атторней США. Во многих штатах имеется Большое жюри, состоящее из 12-23 присяжных, которые проверяют наличие у обвинения доказательств для передачи дела в суд (иногда Большое жюри может выступать и в качестве органа расследования).

На атторнеях лежит обязанность по поддержанию обвинения в суде. Они вправе обжаловать приговоры по уголовным делам, кроме оправдательных, вынесенных судом присяжных. Федеральные атторнеи назначаются президентом США с согласия сената. В большинстве штатов и на местном уровне атторнеи выбираются населением.

В Греции функционирует система административной юстиции, возглавляемая Государственным советом, который вправе отменять административные акты, принятые с нарушением закона или в результате злоупотребления властью. Аналогичными функциями на местах обладают административные суды (налоговые суды). Расследование большинства уголовных дел проводит полиция (в крупных городах) либо жандармерия (в остальных городах и в сельской местности). По сложным уголовным делам расследование поручается следственным судьям.

В Италии расследование уголовных дел проводится органами судебной полиции, преторами (единоличный судья в претории), республиканскими прокурорами и следственными судьями.

В Испании уголовные дела расследует судебная полиция, а по наиболее сложным преступлениям - следственные судьи, которые входят в судейский корпус, но не могут участвовать в разбирательстве расследованных ими дел.

С организационной точки зрения Генеральный прокурор может, например, назначаться Президентом республики по предложению Высшего судебного сове­та (Болгария), Национального совета (Словакия), избираться Скупщиной (Югославия), Государственным собранием по представлению Президента республики (Венгрия). Вопрос заключается в том, перед кем должен отчитываться Генеральный прокурор - непосредственно перед парламентом, либо перед исполнитель­ной властью. Наделение Министра юстиции в ряде стран полномочиями Генерального прокурора порождает противоречие, поскольку членство в правительстве ставит под вопрос независимость прокурора.

В Германии нет федерального базового закона о прокуратуре, который комплексно регулировал бы ее деятельность, как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных земель. Деятельность прокуратуры в Германии регулируется Конституцией страны, Конституциями земель, нормативными распоряжениями Федерального министерства юстиции Германии и органов юстиции земель и другими нормативными актами.

Форма организации прокуратуры и возложенные на неё функции зависят от истории страны, экономического развития, правовой культуры. Но единой остается цель: создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, эффективной защиты прав и свобод человека и гражданского общества. Исходя из целей закрепленных в конституциях и законах, определяются и функции прокуратуры, а исходя из исполняемых функций, можно прийти к выводу о том, что в мире сложились две основные модели прокуратуры: первая модель рассматривает прокуратуру как орган надзора за законностью, вторая - как орган уголовного преследования (КНР, КНДР и др).