Смекни!
smekni.com

Франк, Яков (стр. 2 из 2)

Барух Яван, противник Франка, связался тогда с русским православным духовенством и терпеливо объяснил им про деятельность Франка, от чего просьбы франкистов были проигнорированы.

1.9. После освобождения

В августе 1772 русские войска заняли Ченстохову, Франк был отпущен на свободу. Франк с семьёй направился в Варшаву. Выйдя из заключения, он оказался очень богатым - точная причина его богатства не выяснена, по одним предположениям он получил деньги от русских за шпионскую деятельность в пользу России, но скорее всего - от франкистов, которые при дворе в Варшаве сделали карьеру, получили дворянство, перестали вести агитационную деятельность, но охотно жертвовали деньги, которые собирала его дочь Ева Франк.

1.10. Создание общины в Моравии

Далее Якоб направился в Брно, где снова стал организовывать общину - теперь уже не братство, а войско, состоящее из «казаков, улан и гусар». При этом он постоянно искал поддержку австрийских властей и получил даже аудиенцию у императора Иосифа II. Он пытался добиться титула графа, но безуспешно, хотя его дочь Ева стала пользоваться покровительством двора, находясь в интимной связи с императором. В 1788 году он получает титул барона.

1.11. Последние годы, Оффенбах

В последние годы он жил в Оффенбахе, где он снял замок у графа Эрнста фон Гомбург-Бирнштейна за три миллиона гульденов, и стал именоваться «бароном Оффенбаха»[5]. К нему приезжали его приверженцы на паломничество и жертвовали большие суммы. Перед смертью в 1790 он собрал своих друзей, устроив большое празднество, были собраны крупные суммы денег в его пользу. При этом он старался не афишировать своё происхождение среди соседей, и выставлял себя как польский барон. Среди жителей города, поражённых роскошью, ходили слухи, что Франк - лично императр России Пётр III, а Ева - Елизавета Петровна; ходили и более скромные слухи о том, что Ева - внучка или дочь императрицы. Его состояние оценивалось в 800 тыс. дукатов. [6]

1.12. После смерти

Похоронен на католическом кладбище Оффенбаха, однако по еврейскому обряду. Похороны были обставлены с большой помпезностью и надолго запомнились жителям Оффенбаха. Руководство сектой перешло к его дочере Еве. Секта, однако, резко теряла популярность, Ева попала в серьёзные долги, а после смерти Евы в 1816 секта быстро сошла на нет.

В Польше небольшая группа франкистов существовала вплоть до конца XIX века.

2. Характеристика учения

Франк сформулировал три основных положения:

1. Учение о святой троице - «Святого Старца» (Аттика каддиша), «Святого Царя» (Малка каддиша) и «Вышней Госпожи» или Шхины (Матронита элйона). Высшее Божественное начало считалось совершенно отстраненным от творения. Оно было скрыто во втором начале (Царь царей, истинный Бог Израиля, мужская природа). Третье начало воплощало женскую природу.

2. Учение о Мессии как «Святом Царе», который постоянно воплощается и занимается исправлением мира и способствует освобождению святых искр из пучины злых сил (клиппот).

3. Практика реализации Божиего плана творения через сочетание мужского и женского начал Божества. Человеческие страсти, запрещённые Галахой, как раз и являются «Божественными искрами», скованными в душах. Не имея выхода, они препятствуют наступлению желанной гармонии.

Община франкистов называлась «братством», в ней было 12 «апостолов» и 12 «сестер». Хотя Франк считал себя Мессией, он называл себя посланником «Великого Брата». Иисус Христос был лишь оболочкой «святого плода», а собственно плодом Франк считал самого себя. Переход в христианство он рассматривал как снятие ложной оболочки с иудаизма — включая талмудические законы и запреты.

Свое учение он назвал новой религией, «святой верой Эдома». Освобождение пленных искр и их возрождение должно достигаться при помощи оргиастической практики, вызывающей слияние мужского и женского начал Божества. При этом предписания иудаизма, по его мнению, утратили свою силу.

В своих притчах он обращается к образу библейского Исава, у которого его брат Иаков хитростью отнял первородство; он считает, что Исав своей праведностью и добротой не заслужил такого обмана. Так как потомки Исава ассоциируются с христианами. Принятие христианства Якоб Франк трактует как воздаяние дани по поводу несправедливого инцидента с первородством Исава.

Сохранились сочинения самого Франка, записанные под диктовку на языке идиш и переведённые на другие языки, преимущественно на польский. [7][8]. В коротких притчах Якоб рассказывает об эпизодах, в которых он действует как "простак" (польск. prostak) - бесшабашно и напролом, и высшие силы помогают ему. В историях проглядывается символизм. Некоторые истории построены по схеме польских и русских народных сказок. Некоторые истории содержат толкования снов. Исследователь и переводчик Якоба Франка, проф. Гаррис Леновиц отмечает, что с точки зрения психоанализа сны иногда производят впечатление искусственных.

Отношение к франкизму среди других евреев было крайне отрицательное, идеи франкистов почти не оставили следов в религиозной мысли. При этом во времена подъёма франкизма появился хасидизм - движение, которое переосмыслило каббалистические проблемы, поднятые саббатианцами, и нашло решение, альтернативное франкизму.

Список литературы:

1. Юдит Калик. Будущее российское еврейство: евреи в восточных землях Речи Посполитой // «Истории еврейского народа в России: от древности до раннего Нового времени». Под ред. Александра Кулика. Том 1. — М.: Мосты культуры / Гешарим, 2010, стр. 260.

2. Pikulski G. Złość żydowska przeciwko Bogu i bliźniemu. Lwów, 1758.

3. Меер Балабан. «К истории франкистского движения» (מאיר בלבן, 'לתולדות התנועה הפראנקית', תרצ"ד), 1935

4. Дубнов. Краткая история евреев

5. 1788: Ein Messias im Isenburger Schloss - die "Frankisten" in Offenbach

6. LEJBOWICZ, JANKIEW alias JAKOB FRANK

7. Harris Lenowitz (translator) Sayings of Yakov Frank: Berkeley: Tzaddikim: 1978: ISBN 0-917246-05-5

8. Harris Lenowitz. The Jewish Messiah from the Galilee to Crown Heights 1998

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Франк,_Яков