С точки зрения многих авторов мораль масонства была хорошо проработана. Основу ее составили нравственное совершенствование личности на основе стремления к добру, самопознания и нравственного избегания зла. В пику вольтерьянству в масонстве существовал запрет на смех, ибо это разрушало братскую любовь. Надлежало также избегать чувственных удовольствий, чревоугодия, физической близости, смиренно сносить бедности и болезни.
1.2. Практика.
Нравственная философия масонства раскрывается в единстве теоретической и практической сторон и строится на общих принципах и конкретных правилах, предписывающих определенный образ действия.[41] К общим принципам, соответствующим различным степеням посвящения, относятся такие, как "Познай самого себя", "Убегай зла", "Стремись к добру", "Ищи в самом себе Истину". Состав конкретных правил зависел от символики лож и степеней посвящения ученика или мастера. К числу наиболее значимых правил для ученической степени, являющихся предметом размышления на любой ступени посвящения, относятся следующие: молчание, предохраняющее от осуждения ближнего и приучающее к самопознанию; благонравие, приучающее к кротости и смирению; повиновение, как нравственная предпосылка власти над самим собой и другими; деятельная любовь к ближнему, как христианская и общечеловеческая заповедь; бодрость, противостоящая унынию и формирующая бесстрашное отношение к смерти; щедрость, свидетельствующая об отсутствии привязанности к земным вещам и предписывающая совершение благодеяний в тайне, без показного благочестия; наконец, любовь к смерти, означающая каждодневное размышление о смерти и соприкосновение с ней, формирующее ощущение смерти как естественного процесса, ведущего к нравственному преображению и обожению. «На первой ступени посвящения - ученической - умирает наше "своеумие"; на второй - товарищеской - своеволие (или своенравие) и на третьей - ступени мастера - "плотский человек", вследствие чего достигается состояние обожения. Нравственная философия масонства раскрывается здесь как путь нравственного восхождения человека от тварной, греховной личности к божественной природе»[42].
Это не значит, что масонская мораль была лишь внутри ордена. Всем внешнеполитическим событиям масоны давали оценку с позиций нравственности.
Отступлением от Бога и величайшим злом (проявлением гордыни) признали они Великую французскую революцию. Постигая ее смысл, писатели-масоны новиковского круга убеждались в невозможности распространения добра и справедливости путем насилия, они считали, что нравственное дело должно совершаться исключительно нравственным путем[43].
Говоря о масонстве в России, нельзя не упомянуть об общекультурном наследии масонов. Как утверждали сами масоны, добродетели должны были процветать и вознаграждаться именно на национальном поле.[44] Поэтому, наряду с верой в доброго царя-просветителя масоны принимали активное участие в образовательных программах.
Эта цель должна быть достигнута на путях христианского нравоучения, максимально приближенного к ее евангельскому духу. В связи с этим одной из задач масонства было издание духовных книг, "наставляющих в нравственности истинно Евангельской" (И.В. Лопухин)[45].
Как известно, Н.И. Новиков и его единомышленники с определенной целью задумали издавать литературные журналы «Утренний свет», «Вечерняя заря», «Покоящийся трудолюбец», издаваемых Шварцем, Новиковым и Лопухиным. В этих журналах печатались как теоретические статьи, так и нравственные проповеди масонов, произносимых на заседаниях ложи. Главная цель журналов - духовное воспитание современников посредством тех литературных произведений, которые помещали в них. Вот, например, некоторые мысли масонов об идеальном правителе: он является благодетелем для подданных, не упускает ни одного дня для служения Отечеству, преодолевает в себе всяческие пороки, не отдаляется от народа, а наоборот во всех своих начинаниях опирается на его волю, не начинает войн, не забывает о своих обещаниях[46].
Одной из программных работ масонства является также сочинение И.В. Лопухина с характерным названием "Некоторые черты о внутренней церкви, о едином пути истины и о различных путях заблуждения и гибели".[47]
Как пишет исследователь масонства Ю.С. Крюкова, составившая нравственный облик масона 18 века по произведениям И.В. Лопухина, черты, присущие облику масона должны быть следующими:
1. глубокая вера в Бога
2. привнесение «Духа любви» в мирскую жизнь
3. молчание
4. смирение; глубокое самоотвержение
5. терпение
6. аскетизм
7. самопознание, умение «ощутить в себе «тму невежества» и «ненависть к порокам»
8. не должен впадать в отчаяние
9. воздержание от жизненных соблазнов[48].
1.3. Влияние розенкрейцерства, мартинизма, и иллюминатства
«Просветительские и педагогические стремления, в соединении с духом человеколюбия, служили двигателями Мартинистов, которые для успешнейшего достижения своих целей основали «Дружеское общество», имевшее в виду именно предметы этого рода». [49]
С 80-х годов XVIII века центр духовной жизни переместился в Москву – общественная мысль начала развиваться независимо от государственной власти. Поэтому мы встречаемся с такими явлениями как розенкрейцерство и мартинизм - учения, в основе которых лежит классическое масонство. Согласно мнению А.А. Гусейнова, розенкрейцерство является третьим и высшим этапом развития русского масонства[50].
Розенкрейцерство было доставлено в Россию И.Г. Шварцем после получения заграничного путешествия, из которого он вернулся в 1782 году[51].
Его видными представителями являлись Н.И. Новиков, И.В. Лопухин, И.Г. Шварц. Русское розенкрейцерство как масонское учение органически соединяло в себе две части: духовно-нравственную и научно-теософскую. Первая выступала против упадка нравственности и указывала пути к спасению; вторая давала ключ к самостоятельному изучению природы на основе Священного Писания.
Однако реальная, практическая деятельность розенкрейцеров 1780-х годов была связана не столько с их моральным самоусовершенствованием, сколько с усилиями братьев, направленными (прежде всего, путем массового издания книг и журналов) на просвещение русского общества и возбуждение в нем широких умственных интересов.[52]
Н. И. Новикова же привлекала в масонстве, главным образом, его нравственная и тесно с ней связанная просветительская сторона, чему, собственно, и была посвящена вся его последующая деятельность, как при издании журналов, так и в организации общественных институтов. Еще будучи рядовым масоном в Петербурге, Новиков организовал ряд народных училищ (уже в ноябре 1777 года первое из этих училищ (Екатерининское) - при церкви Владимирской Божьей Матери, начальное народное училище - Александровское, при церкви Благовещения на Васильевском острове).[53]
Когда в конце 70-х годов он переезжает в Москву, то сталкивается с духовными исканиями московских масонов, отличными от петербургских.[54]
Педагогическая и просветительская деятельность мартинистов поразительна: уже в 1779 году было создано первое в России частное учебное заведение, готовившее учителей – Учительская или Педагогическая семинария при Московском университете.
Там же с целью анализа литературных произведений было открыто Собрание университетских питомцев - первое научно-литературное студенческое общество в России. В июне 1782 года по плану И.Г. Шварца при Московском университете на пожертвования братьев-масонов была открыта еще одна семинария или гимназия - переводческая (филологическая). Несомненным успехом была организация Дружеского ученого общества, целью которого было печатание учебных книг, а также изучение и повсеместное распространение философских, исторических, педагогических и естественнонаучных знаний или, иначе говоря, просвещения в обществе[55]. Опять же наряду с общим просветительским характером учреждений, создавались они с целью распространения масонского учения.
Но лишь ученических степеней иоанновского масонства московским мартинистам не хватало. Поэтому после получения И.Г. Шварцем теоретической степени Соломоновых наук мартинисты стремятся к высшему масонству – розенкрейцерству.
Крупным успехом И.Г.Шварца стал переход на его сторону сразу четырех московских лож, в одночасье решивших отложиться от изрядно уже надоевшей им тамплиерской системы (Брауншвейгский ритуал) и перейти в розенкрейцерство. Это были ложи «Трех знамен»[56] (П.А.Татищев), «Озириса» (Н.Н.Трубецкой), «Латоны» (Н. И. Новиков) и «Сфинкса» (Г.П.Гагарин) [457]. В 1783 году все они официально вошли в Орден Злато-розового Креста, образовав в нем так называемый «четверной союз».