В Москве этот уровень образования был выше по нескольким причинам.
Московский университет способствовал развитию просвещения. Журнальная деятельность с переездом Новикова была перенесена в Москву и концентрировалась вокруг Московского университета и его типографии. Москва, по определению Белинского, до Петра I являла собой «старинную неподвижность». Но европейское влияние в XVIII в. вторглось и в московскую жизнь. В Москве за столетие перемешались черты европеизма и азиатизма (под азиатизмом Белинский понимал неподвижность)[70].
Москва, город по преимуществу дворянский, воспринималась русским человеком как оплот старого духовного начала. Кроме того, Москва была местом, куда ссылали «опальных» дворян, не угодивших императрице. Дворцы и зимние квартиры в Москве имели не только москвичи, представители дворянской элиты ряда смежных губерний, но и сами петербуржцы. Екатерина 2, никого не ссылая насильно, оставалась недовольна тем или иным служащим, и он уезжал в Москву «как естественный центр, в котором приятнее и удобнее всего было стремиться всякому существованию».[71]
Нравы москвичей отличались пестротой и разнообразием в силу ее истории. Тут резче сталкивались противоположности и, притупляясь, обретали более гладкие формы. В ортодоксальной Москве была сильна духовная традиция – «как учили деды и прадеды». Соответственно европейское влияние получило в Москве свое прочтение, отличное от петербуржского. В московском обществе не сложилась четкая система норм и правил, поэтому европейские заимствования принимали здесь менее уродливые кальки.
До 70-х годов XVIII века в Москву, как и в Петербург, начинает проникать масонское учение. Начинается период формирования второго полюса философского социума – московского. Кружок просвещенных и посвященных дворян Москвы состоял из представителей таких профессий как Трубецкие, Херасковы, Черкасские, Нарышкины, Шереметьевы, Салтыковы, Хованские и др. Они окружали себя учеными, литераторами, художниками, путешественниками и проводили время в оживленных беседах. Часто многие из перечисленных были меценатами и покровителями наук, в частности, это касается помощи в работе университетской типографии. За время ее деятельности количество книг и уровень чтения увеличился в несколько раз[72].
Сочетание духовности и патриотизма, нигилизм по отношению к слепому подражанию Западу – вот что отличало московское общество от петербургского. В Москве, в силу глубинности ее положения и отсутствия жесткого государственного контроля над обществом, просветительское масонское учение смогло приобрести реальную аудиторию и последователей.
Внутренняя московская жизнь до 1791 года была устроена следующим образом: существовавшие в Москве ложи были как и в Петербурге разрознены и подчинялись разным системам. Но в каждой из них были энергичные и влиятельные руководители, которые сумели объединиться для наиболее успешной координации действий. [73] В ложу, которую назвали «Гармония», входили Н.Н.Трубецкой, М.М.Херасков, князь Черкасский, И.П. Тургенев, князь Энгалычев, А.М. Кутузов, И.Г.Шварц, Ю.Н. Трубецкой.
В московской среде активно шло самообразование. Взять, например, деятельность И.Г. Шварца, который, будучи преподавателем университета, был также автором 3-х курсов лекций, организатором «Дружеского общества», сыгравшего важную роль просветительского института, и учредителем «Переводческой семинарии».
Сношения московских масонов с петербургскими были ни деятельны, ни очень дружественны. Первые показывали самостоятельность, стремление к объединению и первенству в среде русского масонства. Вторые уделяли внимание лишь пышным церемониям и формальностям. [74]
2.2. московский университет.
Московский университет существовал уже несколько десятилетий. Многие его выпускники занимали видные посты в государстве. «Влияние его, - по словам М.Н. Лонгинова, - отразилось в том общении, которое в значительной мере стало обнаруживаться между наукой и обществом».[75]
О преподавательском составе нужно сказать отдельно. Преподавали в университете уважаемые и известные люди, среди которых было немало тех, кто сыграл важную роль в формировании русской общественной мысли XVIII века.
В середине столетия в «таком масонском гнезде, каким был в то время Московский университет» фактически формируется просветительская среда, благотворно влияющая на развитие передовых идей и учений.
Несомненно, важной вехой в истории Московского университета сыграло назначение на должность куратора известного писателя, масона М.М. Хераскова. С его именем связана организация Московского университетского благородного пансиона.[76] Важным является и то, что при нем активно действовал Новиков. С ним был заключен контракт по арендному содержанию университетской типографии, вместе с которой в его ведение поступили книжная лавка и газета «Московские ведомости»[77]. Типографское дело усилиями Новикова вскоре было сдвинуто с мертвой точки и служило источником распространения просветительской и эзотерической литературы вплоть до ареста Новикова.
Быстро поменяв скромную должность преподавателя немецкого языка на звание профессора философии, основатель русского розенскрейцерства И.Г. Шварц писал: «Разум научает нас, но он не может раскрыть истину… Одно лишь Откровение может ясно показать нам истинный свет. Человек, - проповедовал он, - в настоящее время гнилой и вонючий сосуд, наполненный всякой мерзостью. «Просветлить» его могут только розенкрейцеры, ибо только им удалось сохранить «искру Адамову» предвечной мудрости тайного знания, доставшуюся им от еврейских сект ессеев и терапевтов»[78].
Свое профессорство И. Г.Шварц - кандидат права Иенского университета - рассматривал, прежде всего, как хорошую возможность масонской пропаганды среди своих слушателей. «Живые познания ничем не искоренятся, их истребить невозможно, они вечны и, как вестальский огонь, питаются любовью к Богу, к ближнему, к Отечеству и к самим врагам. Закон Божий для нас есть такая святость, которая не может подвержена никаким историческим изысканиям»[79].
В работе по популяризации масонства активно участвовали студенты: переводили литературу, помогали в организации печати и живо интересовались новыми веяниями.
При университете на протяжении второй половины XVIII века работало много различных литературных и научных обществ. Большую роль в развитии школьного обучения играло «Типографическое общество», в котором большую роль сыграл видный писатель-сатирик и просветитель - педагог Н. И. Новиков. Общество собирало пожертвования на организацию книжных лавок, местных типографий и библиотек в провинциальных городах, а также издавало много учебной литературы для школ и домашнего обучения.
В деятельности типографии при Московском университете и литературных обществ большое место занимали переводы лучших зарубежных педагогических трудов. Так, был переведен на русский язык учебник Коменского «Мир чувственных вещей в картинках» и другие его произведения, трактат Локка «Мысли о воспитании», книга Руссо «Эмиль, или О воспитании» (последняя была запрещена Екатериной II к продаже).[80]
Таким образом, Московский университет, будучи проводником просветительских идей, в XVIII веке сумел сплотить вокруг себя думающую дворянскую элиту, способную к философской рефлексии и развитию национального самосознания.
Заключение.
Общественная деятельность русского масонства внесла многие новые важные черты в развитие культурной жизни русского общества последней четверти XVIII века.
Русское розенкрейцерство - первое в России интеллигентное общественное движение, в первый раз сплотившее русских людей и направившее их в сторону служения общественным нуждам и интересам в формах широкой благотворительности и борьбы против вольтерьянства, поколебавшего ход нашей культуры. Именно розенкрейцеры открывали больницы и аптеки, создавали успехи русского просвещения. Розенкрейцерство дало русским людям миросозерцание, это была первая философская система в России, которая, составляя определенное идеалистическое мировоззрение, сыграла важную просветительскую роль в XVIII веке: успешно борясь с влиянием чуждого русскому духу вольтерьянства, розенкрейцерство воспитывало, дисциплинировало русские умы, давало им впервые серьезную внутреннюю пищу.
Основная заслуга розенкрейцеров состоит в том, что они начали издание морально–нравственной литературы в то время, когда основным спросом у читателя пользовался французский развлекательный роман. Под руководством Н.И. Новикова была организована книгоиздательская деятельность и книжная торговля не только в столице, но и в целом по стране.
В то же время на средства петебургских и московских братьев были учреждены различные благотворительные общества, такие как "Собрание университетских питомцев" и переводческая семинария, где также работали студенты Московского Университета. На каждом собрании вносились деньги для пожертвования бедным.
И если московские розенкрейцеры сделали здесь намного больше других, то связано это было, в первую очередь, с тем, что от так называемой внутренней работы, направленной на собственное моральное усовершенствование они перешли к работе внешней, направленной на усовершенствование, просвещение не отдельных индивидуумов, а всего русского общества.
В просветительской и филантропической работе московских мартинистов находил свое отражение основной принцип учения о самопознании, самовоспитании и самосовершенствовании.
Оценивая нравственную философию масонства, следует отметить, что она представляет собой тип синкретичной христианской этики, с элементами мистического морализма и гражданской нравственности, построенной на внецерковной основе. Нравственное учение масонства оказало глубокое влияние на формирование отечественной гуманистической традиции.