Смекни!
smekni.com

Влияние нравственно-философских аспектов масонского учения на складывание московского и петербур (стр. 1 из 7)

Министерство культуры и образования

ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Курсовая работа

на тему

«Влияние нравственно-философских аспектов

масонского учения на складывание

московского и петербургского социумов».

Выполнила: студентка 4 курса исторического

факультета 141 гр. Соколова Е.М.

Научный руководитель: к.и.н. Е. Л. Сараева.

Ярославль, 2008 год

Введение

Русская культура, духовность, самосознание, наконец, общественная мысль формировались веками. Их изменения, как правило, связаны с определенными действиями «сверху», но зарождение и формирование происходило не под влиянием властей, а в силу своей самобытности. Существуя в тех или иных рамках, общественная мысль могла быть стержнем духовного мира господствующей системы, или альтернативной, что в свою очередь вело к ее слому. Чтобы лучше понять проблему развития русской духовности, необходимо вернуться к ее истории.

Эпоха царствования Екатерины II, хронологическими рамками которой ограничена данная работа, имела огромное значение для развития русской духовности. Это время, когда оформлялись черты новой русской культуры, культуры нового времени. Для человека конца XVIII века характерны попытки найти свою судьбу, выйти из привычного для него строя, реализовать свою собственную личность[17]. Распространение в России идей Просвещения, и вместе с тем, эзотерических учений, явилось ведущим фактором формирования национального самосознания. Приоритетом провозглашается воспитание нравственности, русского самосознания, способности поддерживать самодержавие и адаптироваться к просветительским концепциям.

«Можно с уверенностью утверждать, что русская мысль данного периода переживала некий кризис, связанный с крахом общепринятых идеалов и устоев. Происходит расщепление сознания людей, они теряют ориентиры, начинают путаться в представлениях о добре и зле. Традиционные, унаследованные от отцов православно-христианские представления хотя и прочно сохранились в основной массе дворянства, но испытывали сильное воздействие деистических и скептических идей Просвещения, которые проникали в быт и каждодневное поведение людей. При всем обилии философско-религиозных идей и концепций, которые сменяли друг друга в головах людей XVIII — начала XIX века, отчетливо выступает одна их общая черта: все страсти, помыслы и желания сосредоточены на земной жизни»[18].

Появляются новые альтернативы объяснения мироздания – эзотерические учения. Просветители, среди которых было немало масонов, на протяжении всего XVIII столетия активно влияли на духовно-нравственную, идеологическую жизнь страны. При их непосредственном участии происходит ломка старых стереотипов консервативной идеологии, которая под влиянием тех же идей перешла на новый качественный уровень.

Масонство – один из величайших феноменов мировой культуры, общественной и философской мысли. Масонство оценивается многими исследователями как "пароксизм совестливой мысли" (В.О. Ключевский), "психологическая аскеза и собирание души" (Г. Флоровский), "школа морального гуманизма" (В.В. Зеньковский)[19]. Масонство принято считать "первой нравственной философией в русском обществе" (А.Н. Пыпин). Основанием для такой смелой оценки является, во-первых, то, что масонство недвусмысленно заявило о нравственной цели и задачах своего движения, а, во-вторых, создало нравственное учение в традициях "истинного христианства", с элементами нравственной метафизики и практической морали. Масонство возникло в России в условиях нравственного кризиса общества, вызванного "повреждением нравов" (М.М. Щербатов) в ходе петровских преобразований и секулярных реформ.

С открытием новой столицы в России зарождаются две противоречивые тенденции: столкновения русской духовности с западной. Особенно ярко это проявляется в сравнении петербургского и московского общества конца XVIII века, когда начинают складываться не только два различных социума, обусловленных социальной разницей и историческими предпосылками, но складываются две мировоззренческие системы, влияние которых мы можем чувствовать на себе даже сейчас. Несомненную роль в складывании этих систем внесло масонское нравоучение и практическая деятельность, связанная с ним.

«Уже к началу 1780-х годов стало ясно, что время доминирующей роли Петербурга в русском масонстве прошло. Признанным центром вольного каменщичества в России в 80-е годы XVIII века была уже Москва. Именно Москва, или, правильнее сказать, особая, отличающаяся от казенного Петербурга, более свободная московская духовная атмосфера как раз и помогла вдохнуть в уже угасавшие вследствие очевидной пустоты их занятий русские масонские ложи новые силы»[20].

Таким образом, мы имеем ряд ключевых обстоятельств, на которые будем опираться при изучении темы:

1. христианская эзотерика, ставшая основой русского масонства;

2. необходимость изучения духовно-нравственного кризиса и соотношение с ним нравственной системы масонства;

3. проблема европейского заимствования и культурной самобытности на фоне открытия новой столицы;

4. значение масонского учения и связанной с ним деятельности для дальнейшего развития русского самосознания.

Таким образом, перечисленные обстоятельства при их соотнесении с нынешней ситуацией придают особую актуальность изучению нравственной системы масонства и влиянию его на складывание двух полюсов развития русского самосознания.

Актуальность имеющихся противоречий и проблемы масонства в современном мире позволили сформулировать тему исследования - «Влияние нравственно-философских аспектов масонского учения на складывание московского и петербургского социумов».

Нельзя сказать, что тема русского масонства исследована недостаточно в русской и западной историографии. Но и здесь есть свои нюансы. За последние сто лет подготовлено огромное количество работ, публикаций, монографий на темы, связанные с масонством. Наметилась любопытная закономерность: те авторы, которые высоко оценивают роль Екатерины 2, признают гонения на масонов оправданным, рассматривают их как некое зло. Историографическая ситуация осложнена еще и тем, что достоверных источников о деятельности масонов изучаемого периода не сохранилось, что мешает более менее объективному анализу ситуации. Выделяют два подхода на объект и сущность русского масонства. Один из них был заложен самой императрицей в работе «Тайны противонелепого общества» (1780 года). Отсюда пошла традиция эмоционального, а не познавательного отношения к масонству. Масонов путали с иллюминатами, евреями, цель которых – мировой захват власти. Такая традиция сохраняется и в современной России. Примером может служить книга О. Платонова «Терновый венец России»[21], где за себя говорят даже названия глав: «мастера государственной измены», «масоны в антирусском путче 1825» и др. Издания такого рода предназначены для формирования определенного стереотипа у массового читателя. Это более подчеркивает актуальность темы работы.

Другая традиция рассмотрения сущности масонства представлена такими историками и философами как В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, Р.В. Иванов-Разумник, М.Н. Лонгинов, А.Н. Пыпин и др. Они по-разному понимали идеологию и общественную деятельность русских масонов, каждый по-своему оценивал вклад масонов в формирование русской культуры. Их роднит одна общая черта: они считали масонство в России явлением далеко не случайным, подходили к его изучению как к изучению особого социально-политического и культурного феномена, работали с опорой на источники.

Примерно та же ситуация обнаруживается при рассмотрении темы «Москва-Петербург».

Всю литературу, использованную для написания данной работы, можно разделить на три группы: работы по педагогике и воспитанию в 18 веке, собственно масонская литература и материалы, посвященные проблеме «Москва-Петербург».

Что касается первой группы использованной литературы, то здесь необходимо выделить работы В. И. Морякова «Русское просветительство второй половины XVIII века», А.Константинова, Е.Н.Медынского, М.Ф.Шабаевой «Просвещение, школа и педагогическая мысль в России в XVIII веке», и диссертацию проф. В.И. Блинова. Эти работы позволили войти в проблему с педагогической точки зрения, нарисовав картину русского нравственного образования в XVIII веке.

Вторая группа более объемная – исторические труды по масонству. Весомый вклад в понимание изучаемого периода внес библиограф, мемуарист, специалист по истории литературы XVIII - XIX века М. Н. Лонгинов. Особый интерес представляет его работа «Новиков и московские мартинисты» - исследование, основанное на изучении всех известных автору материалов, связанных с жизнью и деятельностью известного русского просветителя Н. И. Новикова и его единомышленников. Кроме того, в работе присутствуют материалы по истории масонства екатерининского и постекатерининского периодов. Книга вышла в середине XIX столетия, но до сих пор не утратила научного значения как источник по истории развития русской общественной мысли.

Вторая работа – доктора филологических наук В. И. Сахарова «Иероглифы вольных каменщиков. Масонство и русская литература XVIII – XIX века» представляет собой литературоведческий анализ произведений масонов. Подробно рассматривается эзотерическая традиция масонства в век Просвещения, поэзия и проза русских масонов, участие в масонских ложах таких знаменательных людей XIX столетия как Пушкин и Карамзин. В конце книги опубликованы источники по истории и культуре масонства, которые также были использованы при написании данной работы.

Третья книга – «Из истории русского розенкрейцерства» Н. П. Киселева описывает московскую ложу «Трех знамен», которая была материнской по отношению к остальным ложам во второй половине XVIII века. Примечания Киселева имеют огромное источниковедческое значение и содержат не только статистические данные, но и материалы эпистолярного жанра.