Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. Для осуществления своих внешнеполитических замыслов СССР активно использовал Коминтерн. До 1933 г. главной задачей Коминтерна Сталин считал организацию поддержки своего внутриполитического курса на международной арене. Наибольшая критика сталинской политики звучала со стороны социал-демократических партий зарубежных стран, поэтому Сталин объявил главным врагом коммунистов всех стран социал-демократов, называя их пособниками фашизма. Эти коминтерновские установки привели на практике к расколу антифашистских сил, что значительно облегчило приход фашистов к власти в Германии.
В 1933 г. вместе с пересмотром советского внешнеполитического курса меняются и основные установки Коминтерна. Разработку новой стратегической линии возглавил Георгий Димитров — герой и победитель затеянного фашистами Лейпцигского судебного процесса против коммунистов.
Новую тактику утвердил VII конгресс Коминтерна, проходивший летом 1935 г. в Москве. Главной задачей коммунистов теперь провозглашалось создание единого антифашистского фронта для предотвращения мировой войны. С этой целью коммунисты должны были организовывать сотрудничество со всеми силами — от социал-демократов до либералов.
Вместе с тем создание антифашистского фронта и широкие антивоенные акции тесно увязывались с борьбой «за мир и безопасность Советского Союза». Конгресс предупредил, что в случае нападения на СССР коммунисты призовут трудящихся «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной армии над армиями империалистов».
2. Что такое политика «умиротворения», кем она проводилась, каковы её результаты?
В 1935 г. Советским союзом был подписан договор с Францией о взаимопомощи в случае агрессии третьей страны, но он не был подкреплён военной конвенцией (как в 1891-1893 г.). Ратифицирован этот договор был только через девять месяцев после его подписания, в феврале 1936 г.
Ратификация этого советско-французского договора послужила предлогом для ремилитаризации Рейнской зоны Германией, которая приняла закон о всеобщей воинской обязанности. Эти действия Германии были нарушением статей Версальского договора и прямым вызовом в первую очередь Франции и Великобритании, но эти державы ограничились лишь устным протестом. Бессильной в этой ситуации оказалась и Лига наций. Эти события серьёзно изменили военно-политическую ситуацию в Европе. Что касается Советского Союза, то к 1938 г. ни для его новых союзников, ни для Германии не было секретом его значительное ослабление из-за чисток в различных отраслях народного хозяйства, а главное – в Красной Армии. Такая ситуация, безусловно, учитывалась Гитлером при принятии решения о присоединении Австрии к Германии (март 1938 г.) и расчленении Чехословакии, связанной договором с СССР, в соответствии с Мюнхенскими соглашениями 1938 г.
В то же время в декабре 1938 г. Франция подписывает с Германией договор о ненападении, что заставляет советское руководство подумать о безопасности своих западных границ в условиях, когда на восточных было очень неспокойно.
Политика «умиротворения», проводимая западными державами в отношении Германии, Италии и Японии, не давала положительных итогов. Международная напряженность усиливалась. В 1935 г. Германия ввела свои войска в демилитаризованную Рейнскую область; Италия напала на Эфиопию. В 1936 г. Германия и Япония подписали соглашение, направленное против Советского Союза (Антикоминтерновский пакт). Опираясь на поддержку Германии, Япония приступила в 1937 г. к крупномасштабной военной операции против Китая.
Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Германия осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территориальной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиацию и танки. Однако правительство Э. Бенеша от нее отказалось и выполнило требование А. Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную в основном немцами.
Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформило расчленение Чехословакии. Почувствовав свою силу, Германия в 1939 г. оккупировала всю Чехословакию.
3. В чём состояла обоюдная заинтересованность советской и германской дипломатии в подписании пакта о ненападении 23 августа 1939 года?
Гитлер, уже принявший решение напасть на Польшу, также предложил СССР начать переговоры о заключении договора о ненападении и разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Перед Сталиным встал нелегкий выбор: или отклонить предложения Гитлера и тем самым согласиться с выходом германских войск к границам СССР в случае поражения Польши в войне с Германией, или заключить с Германией соглашения, дающие возможность отодвинуть границы СССР на запад и избежать на какое-то время войны. Для советского руководства не были секретом попытки западных держав подтолкнуть Германию к войне с Советским Союзом, равно как и стремление Гитлера расширить «жизненное пространство» Германии за счет восточных земель. Разведка докладывала Сталину и о том, что в случае отказа СССР подписать договор с Германией та была готова договориться с Англией о возможных совместных действиях против Советского Союза.
Сталин все больше склонялся к выводу о необходимости подписать соглашения с Германией. Он учитывал и то, что с мая 1939 г. на территории Монголии в районе реки Халхин-Гол велись крупные боевые действия между советско-монгольскими и японскими войсками. Перед Советским Союзом вырисовывалась реальная перспектива ведения войны одновременно и на восточных, и на западных границах.
23 августа 1939 г. СССР и Германия подписали договор о ненападении. К договору прилагались секретные протоколы о разделе Восточной Европы на сферы влияния между Москвой и Берлином. Устанавливалась линия разграничения между немецкими и советскими войсками в Польше. Эстония, Латвия, Финляндия и Бессарабия относились к сфере влияния СССР.
В тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват Польши и одновременно убедить своих генералов в том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах, как что было в 1914 — 1918 гг. Сталин получил реальную возможность значительно отодвинуть западные границы и получить время для укрепления обороны страны. Советское государство было в основном восстановлено в границах бывшей Российской империи.
Заключение советско-германских соглашений сорвало попытки западных держав втянуть СССР в войну с Германией и позволило перенести направление германской агрессии на запад. Советско-германское сближение внесло определенный разлад в отношения между Германией и Японией, ликвидировало для СССР угрозу войны на два фронта.
Уладив дела на западе, Советский Союз активизировал поенные действия на востоке. В конце августа советские войска под командованием Г. К. Жукова окружили и разгромили японскую армию на Халхин-Голе. Японское правительство было вынуждено подписать в Москве мирное соглашение. Угроза эскалации войны на Дальнем Востоке была ликвидирована.
Таким образом, в 30-е гг. в связи с существенными переменами политической ситуации в мире менялся и внешнеполитический курс СССР. Не найдя поддержки западных государств по вопросу создания системы коллективной безопасности, СССР был вынужден пойти па союз с главным мировым агрессором — фашистской Германией.
1. Белоусова З.С. Советский Союз и европейские проблемы: 1933—1934 годы // Вопросы истории. 1999. № 10. С, 52—64
2. Бодюгов Г.А. Гитлер приходит к власти: новые доминанты внешнеполитических решений сталинского руководства в 1933—1934 годы // Отечественная история. 1999. № 2. С. 27 —45
3. Волошина В.Ю., Быкова А.Г. Советский период российской истории (1917 - 1993 гг.) http://aleho.narod.ru/book2/
4. Камынин В.Д. РОССИЯ В КОНЦЕ 20- х - 30- е ГОДЫ //История России: вторая половина X I X - X X вв. Курс лекций / Под ред. акад. Б.В. Личмана Екатеринбург: Урал. гос.тех. ун-т.1995
5. Нежинский Л.Н. Была ли военная угроза СССР в конце 20-х — начале 30-х годов? // История СССР. 1990. № 6. С. 29—35
6. Случ С.З. Германо-советские отношения в 1918—1941 годах. Мотивы и последствия внешнеполитических решений // Славяноведение. 1996. № 3. С. 106—145