История зарождения галереи Павла Михайловича Третьякова.
Родословную Павла Михайловича Третьякова можно проследить лишь до третьего колена, так как все архивы города Малоярославца, откуда происходят его предки, сгорели в 1812 году при отступлении Наполеоновской армии.
Это был древний, но небогатый купеческий род. Прадед Павла Михайловича, Елисей Мартынович, семидесятилетним стариком в 1774 году прибыл в Москву с семьей – женой Василисой Трифоновной, дочерью малоярославского купца Трифона Бычкова, и двумя сыновьями – Захаром и Осипом. Был Елисей Мартынович купцом третьей гильдии, и поселились они в приходе церкви Пророка Алексея между Тверской и Никитской. Позднее, в 1795 году, когда родители уже умерли, Захар Елисеевич вместе с женой Лукерьей Яковлевной и четырьмя детьми поселился в "собственном доме Якиманской части в приходе церкви Святого Николая, что в Голутвине на Бабьем городке". Там после смерти жены вдовец с пятью малолетними детьми женился вторично. В 1801 году у него от второй жены, Авдотьи Васильевны, родился сын Михаил, а в 1808 – сын Сергей. После смерти Захара Елисеевича у семьи остался домик в Николо-Голутвине, пять смежных лавок на углу холщового и златокружевного рядов и деньги, внесенные в опекунский совет до совершеннолетия младших сыновей.
Несмотря на молодость, Михаил Захарович проявлял в торговле большую энергию и способности. Разнообразного текстиля (пестрядь, холст, тик, канифас) было в его лавках достаточно, а когда в 1831 году умер родной брат Сергей, ему по завещанию досталась доля Сергея от семейного раздела, и он оказался намного богаче своих сводных братьев.
В 1831 году Михаил Захарович женился на Александре Даниловне Борисовой, дочери крупного коммерсанта по экспорту сала в Англию. Сначала тесть, Данила Иванович, считал брак дочери неравным, но время показало, что этот зять Борисова оказался самым деловым и удачливым. В 1832 у молодых родился первенец – Павел Михайлович Третьяков.
Ещё подростком Павел сделался помощником отца, вместе с младшим братом Сергеем исполнял обязанности "мальчика при лавке". Они помогали приказчикам, бегали по поручениям, выносили помои.
Михаил Захарович был человеком слабого здоровья. В 1847 году он написал завещание с "советами жене и семье, как жить, и назначением, кому чем владеть". Назначая жену опекуншей детей, Михаил Захарович указывал, что, если к моменту его смерти Павел достигнет совершеннолетия, вторым опекуном должен быть он. Далее глава семьи завещал "дочерей держать при себе и по исполнении возраста выдать их замуж по своему усмотрению, а сыновей Павла и Сергея до совершеннолетия воспитывать, "не отстранять от торговли и от своего сословия [...] и прилично образовывать". Михаил Захарович умер в 1850 году сорока девяти лет от роду. После его смерти осталось новое завещание, согласно которому Александре Даниловне следовало ведать всеми делами до достижения 25-летия младшего из сыновей – Сергея.
В 1852 году, ввиду приближающейся свадьбы сестры Елизаветы Михайловны и старшего приказчика Владимира Дмитриевича Коншина, братья решили приобрести жилье – дом с большим двором и садом в приходе Николая Чудотворца, что в Толмачах. Молодые поселились внизу в двух комнатах с окнами в сад. Рядом с ними устроились братья. Сестра Софья с матерью заняли две комнаты в бельэтаже, а маленькая сестренка Надежда с гувернанткой жили в антресолях. За домом был тенистый сад.
После смерти мужа Александра Даниловна считалась "временно" купчихой второй гильдии и сдала дело сыновьям в 1859 году. Они взяли себе в компаньоны мужа сестры Елизаветы, и в 1860 году появился "Магазин полотняных, бумажных, шерстяных товаров, русских и заграничных Торгового дома П. и С. братьев Третьяковых и В. Коншина в Москве, на Ильинке, против Биржи, д[ом] Иосифского монастыря".
В юности Павел Третьяков любил музыку, театры. Находясь в 1852 году по делам Торгового дома в Петербурге, он шлет домой восторженные письма о железной дороге, о своем приподнятом настроении, о посещении театров.
Уже тогда интерес к искусству влечет его к собирательству. Не случайно в шутливом приятельском стихотворном послании Павлу Третьякову упоминается:
Он сгонит мглу туманных дней
На рынке Сухаревой башни...
Действительно, первые покупки безымянных (для потомков) произведений относятся к этому времени. В июле 1853 года на Сухаревке, где он приобретал книги, было куплено 11 картин – так Павел Михайлович называл графические листы. Но уже в следующем 1854 году приобретены картины, написанные масляными красками. Это были работы старых голландских мастеров. Позднее Третьяков отдаст предпочтение русским художникам, а "голландцев" отправит в Ильинский переулок, в дом, где с 1865 года жила его мать. Впрочем, эти картины потом вернутся в Лаврушинский переулок и будут украшать кабинет Павла Михайловича.
Еще в 1853 году появилось "Описание картинной галереи тайного советника Федора Ивановича Прянишникова". Личное знакомство с этой коллекцией в 1856 году, посещение Эрмитажа в Петербурге и побудило Павла Михайловича к собирательству. Но, не имея тогда достаточно средств, он предпочел покупать картины своих еще мало известных современников. Одной из первых в 1856 году была приобретена картина В.Г. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами" (1853). Несколько позднее появилась у молодого коллекционера картина Н.Г. Шильдера "Искушение" (1850-е). П.М. Третьяков называл годом основания своего собрания – 1856.
Дальнейшее становление и развитие Третьяковской галереи.
В 1856 году 24-летний купец Павел Третьяков приобретает несколько картин современных русских художников. В 1860 году, впервые отправившись за границу по делам своего Торгового дома и для самообразования, Павел Михайлович Третьяков составил завещательное письмо. В нем были примечательные строки: "Капитал же сто пятьдесят тысяч р. серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи [...]". Подчиняясь именно этому желанию, он продолжал свою собирательскую деятельность.
Павел Михайлович приобретал работы не только современников. Чутье коллекционера безошибочно подсказывало ему, что в галерее должна быть представлена во всей полноте картина русской живописи. Во время первого путешествия по Италии он знакомится с архитектором А.С. Каминским, который позднее стал мужем сестры Павла Михайловича – Софьи. Зная о произведениях К.П. Брюллова, находящихся в Италии, Третьяков просит приобрести у наследников археолога М. Ланчи его портрет. Так в 1860 году в коллекции появилась первая работа К.П. Брюллова "Портрет археолога М.Ланчи" (1851). Собиратель и позднее стремился приобретать полотна "великого Карла".
Со многими художниками Третьякова связывала искренняя дружба. При необходимости он поддерживал их материально. Подчас покупка произведения определяла дальнейшую творческую судьбу мастера. Так было с картиной В.Г. Перова "Сельский крестный ход на Пасхе" (1861). Антиклерикальный настрой полотна не всем пришелся по вкусу. "Слухи носятся, – писал Третьякову художник В.Г. Худяков, – будто бы Вам от Священного Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично?" Павел Михайлович вынужден был дать властям подписку, что картина не будет выставляться на всеобщее обозрение. Позднее он приобретет многие работы Перова и среди них – картину "Тройка". Ученики мастеровые везут воду" (1866).
Реалистическое направление живописи второй половины XIX века поднимало "больные вопросы" общества, которые волновали и Третьякова. Не случайны его приобретения: "Неравный брак" (1862) В.В. Пукирева, "Воспитанница" (1867) Н.В. Неврева, "Искушение" Н.Г Шильдера, "Княжна Тараканова" К.Д. Флавицкого, в которых художники раскрывали актуальную тему – бесправие женщины. Третьяков писал в своем завещании 1860 года: "[…] капитал /8186 р./ и что вновь приобретется в торговле на мой капитал прошу употребить на выдачу в замужество бедных невест, но за добропорядочных людей".
В 1865 году Павел Михайлович женился. Его жена Вера Николаевна, урожденная Мамонтова, приходилась двоюродной сестрой хлебосольному хозяину подмосковного Абрамцева Савве Ивановичу Мамонтову и двоюродной тетушкой Вере Мамонтовой, ставшей моделью для работы В.А. Серова "Девочка с персиками" (1887). Жизнь семьи складывалась счастливо, все дети дружили между собой. Старшие Вера и Саша были погодками, потом шли Люба и Миша, позднее, через четыре года после Миши, родилась Маша, а за ней последний – Ванечка, всеобщий любимец. Увы, Миша родился больным и не был дееспособным. Большое горе обрушилось на семью в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложненной менингитом, умер восьмилетний Ваня.
Семья любила свой дом в Толмачах. Там жил до женитьбы Павел Михайлович с матерью, сестрами, семьей брата Сергея. Туда молодой женой пришла Вера Николаевна, там выросли все их дети, оттуда девочки вышли замуж. Начиная с 1869 года с мая по сентябрь жили на даче в Кунцеве, а потом стали выезжать в Куракино по Ярославской дороге.
Родители предпочли дать детям домашнее образование. Если отец, неутомимый труженик, был примером трудолюбия, развивал вкус к хорошей живописи, то Вера Николаевна наградила дочерей своей музыкальной одаренностью. В зале стояли два концертных рояля фирмы "Бехштейн". Вера, Саша, Люба и Маша постоянно занимались музыкой, но особенно способной была Вера. Друг семьи Петр Ильич Чайковский рекомендовал Вере поступать в консерваторию, но отец, придерживавшийся строгих взглядов, не разрешил.
Воспитание детей проходило в общении с яркими людьми. В доме Третьяковых бывали И.С. Тургенев, композиторы Н.Г. Рубинштейн и П.И. Чайковский, художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.Г. Перов, И.Н. Крамской. С некоторыми из них семья была в родстве: брат П.И. Чайковского Анатолий был женат на племяннице Павла Михайловича; жена художника В.Д. Поленова, Н.В. Якунчикова, приходилась племянницей Вере Николаевне. Дети росли, ежедневно видя в кабинетах отца и матери картины О.А. Кипренского, В.А.Тропинина, А.Г. Варнека, П.А. Федотова. В столовой висели картины Сильв.Ф. Щедрина, Л.Ф. Лагорио, К.П. Брюллова.