Смекни!
smekni.com

Компьютерная преступность как разновидность организованной преступности (стр. 2 из 3)

2. Закон РФ от 22 октября 1992 г. «О правовой охране топологий интегральных микросхем».

3. Закон РФ от 9 июля 1993 г. №5351-I, с изменениями и дополнениями «Об авторском праве и смежных правах».

4. Закон РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».

5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

6. Федеральный закон от 16 февраля 1995 г. №15-ФЗ «О связи».

7. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. №24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» и другие.

Большинство из этих актов не отвечает современному уровню развития информационных отношений, не смотря на изменения и дополнения они не выстраивают эффективный законодательный барьер для развития преступных кибергруппировок. С точки зрения правоприменительной практики представляется оправданным создание одного специализированного акта, регулирующего юридические, процедурные аспекты по противодействию киберпреступности (к примеру, Закон «РИКО» § 1962 или директивы президента США (PDD-63) об организации работ по защите национальной инфраструктуры в США)1.

Сейчас главным для нас должно являться: создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; устранение внутренних противоречий в федеральном законодательстве; противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; а также конкретизация правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Не произведено законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Имея определенную политическую волю, противодействием, на своем уровне, могли бы заняться власти Саратовской области. На уровне локального нормотворчества можно решить вопросы организационного характера, вопросы по созданию материальной базы для правоохранительных органов. Как положительный пример можно привести Постановление Губернатора Саратовской области от 9 июня 1997 года №470 «О создании в структуре Совета Безопасности Саратовской области отдела по защите информации». Хотя сложно представить себе, как может реально повлиять на ситуацию отдел со штатной численностью в 3 человека. Тем не менее, 77,5% респондентов оценивают предпринимаемые правоохранительными органами, и органами государственной власти Саратовской области меры по борьбе с организованной киберпреступностью как неэффективные из-за отсутствия материально-технической базы. И лишь 62,5% считают, что неспособность противодействовать организованной преступности сложилась из-за отсутствия локального законодательства, регулирующего компьютерную отрасль.

Было бы логичным предположить, что критическая ситуация с ростом компьютерной преступности и особенно её организованным и транснациональным аспектом связана с отсутствием единой политики государства (государств), направленной на борьбу с этим видом преступности. На сегодняшний день в информационной отрасли действует Доктрина информационной безопасности Российской Федерации от 9 сентября 2000 г. N ПР-1895 (Текст доктрины опубликован в «Российской газете» от 28 сентября 2000 г. №187). Только на 3 месте указывается, что составляющая национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере включает в себя развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.

Основные направления борьбы

Основными направлениями международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности должны являться:

– противодействие развитию преступных транснациональных организованных групп, совершающих компьютерные преступления;

– обеспечение безопасности международного информационного обмена, в том числе сохранности информации при ее передаче по национальным телекоммуникационным каналам и каналам связи;

– предотвращение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации в международных банковских телекоммуникационных сетях и системах информационного обеспечения мировой торговли, к информации международных правоохранительных организаций, ведущих борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, распространением наркотиков и психотропных веществ, незаконной торговлей оружием и расщепляющимися материалами, а также торговлей людьми.

При осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности особое внимание должно уделяться проблемам взаимодействия с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.1

Для осуществления этого сотрудничества по указанным основным направлениям необходимо обеспечить активное участие России во всех международных организациях, осуществляющих деятельность в области борьбы с организованными транснациональными преступными кибергруппировками;

– создание системы сбора и анализа данных об источниках угроз информационной безопасности Российской Федерации, а также о последствиях их осуществления;

– разработку нормативных правовых актов, определяющих организацию следствия и процедуру судебного разбирательства по фактам противоправных действий в сфере компьютерной информации, а также порядок ликвидации последствий этих противоправных действий;

– разработку составов правонарушений с учетом специфики уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной ответственности и включение соответствующих правовых норм в уголовный, гражданский, административный и трудовой кодексы, в законодательство Российской Федерации о государственной службе;

– создание защищенной многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно-розыскного, справочного, криминалистического и статистического характера на базе специализированных информационно-телекоммуникационных систем со свободным доступом правоохранительных органов различных государств.

2. Предоставить МВД средства на улучшение материальной базы структур МВД, занимающихся противодействием организованной преступности. Усилить обмен информацией о преступлениях и преступниках с иностранными спецслужбами.

3. Повышение профессионального уровня сотрудников соответствующих силовых структур, привлечение «специалистов», общественности к правоохранительной деятельности.

4. Организация фундаментальных и прикладных научных исследований в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Разработка специальных методик, позволяющих выявлять и привлекать к ответственности членов организованных преступных групп, занимающихся преступной деятельностью в сфере компьютерной информации.

5. Разработка федеральной и региональных программ обеспечения противодействия развитию организованных преступных кибергруппировок и координация деятельности по их реализации;

– проведение единой технической политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Все вышеизложенные предложения и рекомендации, прежде всего, базируются на соблюдении принципов законности, баланса интересов граждан, общества и государства в информационной сфере.

Соблюдение принципа законности требует от федеральных органов государственной власти и органов государственной власти Саратовской области при выявлении преступных группировок, занимающихся киберпреступлениями неукоснительно руководствоваться законодательными и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в этой сфере.

Заключение

Соблюдение принципа баланса интересов граждан, общества и государства в киберсфере предполагает законодательное закрепление приоритета этих интересов в различных областях жизнедеятельности общества, а также использование форм общественного контроля деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Реализация гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина, касающихся деятельности в информационной сфере, является важнейшей задачей государства в области информационной безопасности.

Данное исследование имеет своей целью – обращение внимания научной общественности, сотрудников правоохранительных органов на ситуацию, сложившуюся вокруг развития организованных групп, занимающихся преступлениями в сфере компьютерной информации. Анализируя официальную статистику, результаты анкетирования, интервьюирования, можно прийти к выводу, что киберпреступность как разновидность организованной и транснациональной преступности существует на территории Саратовской области. А отсутствие реальных уголовных дел по данной категории является следствием отсутствия государственной политики в этой отрасли, низким уровнем профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов, отсутствия методик противодействия организованным преступным киберсообществам. Если сейчас не будут приниматься меры, способствующие противодействию развитию данного вида преступности, то в скором времени мы столкнемся с огромным количеством преступлений, вытекающих из этой сферы: вирусным шантажом, компьютерными мошенничествами, кибертерроризмом и другими тяжкими преступлениями.