Эта дружина не подчиняется уже народному собранию, она превращается в орган давления, который начинает господствовать над соплеменниками.
Верхушка племени, которая выросла из старой племенной знати и богатых соплеменников, постепенно отрывается от соплеменников, возвышается и узурпирует власть. Эта группа объявляет себя собственником земель, облагает подвластное население данью- налогом. Князья и знать захватывают племенную землю в личную наследственную долю, подчиняют своей власти бывшие родоплеменные органы управления.
Накапливая ценности, захватывая земли и угодья, создавая мощную военную дружинную организацию, совершая походы с целью захвата военной добычи, собирая дань, торгуя и занимаясь ростовщичеством, знать восточных славян превращается в силу, стоящую над обществом и подчинившую себе ранее свободных общинников. Таков был процесс классообразования и формирования ранних форм государственности увосточных славян. Этот процесс постепенно привел к образованию на Руси в конце IХ в. раннефеодального государства.
Восточные историки рассказывают о том, что накануне образования древнерусского государства существовали три крупных объединения славянских племен: Куяба, Славия и Ортания. Куябой (или Куявой) тогда называлась область вокруг Киева, Славия занимала территорию в районе озера Ильмень, ее центром был Новгород. Местоположение Ортании, третьего объединения славян, точно не установлено.
Восточные славяне составляли основу населения Древне- русского государства, были носителями древне- русского языка, письменности, создателями древне- русской культуры. На основе древне- русской народности складывались 3 восточно- славянских народа: белорусы, русские, украинцы.
842 год-начало летописного рассказа о русской истории.
В Византии прекращаются богословские споры, утверждается единый христианский догмат, который передается славянским народам, начавшим в то время принимать христианство; тогда же появляется перевод Священного писания на славянский язык благодаря деятельности Кирилла и Мефодия.
854 год- первое упоминание Новгорода в летописи. Новгород становится столицей огромной территории, занимавшей весь север Великой Русской равнины.
Развитие феодализма в русском раннефеодальном государстве прошло несколько этапов. Первый из них, приходящийся на конец IХ- начало Х в.,- это так называемое «окняжение». Он был связан с интенсивным процессом формирования княжеского землевладения. В это время территория, ранее подвластная племенам и их вождям, переходила под власть князей, которые раздавали земли в своеобразные лены- держания своим дружинникам. Население, подвластное им, начинало выплачивать дань, т.е. феодальную ренту в форме «полюдья». Что оно собой представляло? Летом князь со своей дружиной, как правило, находился в далеких походах. В начале зимы, обычно в ноябре, князь с дружиной предпринимал объезд подвластных ему территорий. Одновременно он занимался разрешением судебных дел. Размер собираемых в ходе «полюдья» повинностей не был зафиксирован и регулировался обычаем, т.е. неписаными законами.
Некоторые исследователи считают, что полюдье- не особый вид феодальной ренты, а военная контрибуция, наложенная на покоренные киевскими князьями племена. Некоторые видят в дани часть общегосударственного налога. Некоторые, признавая государство в лице князя верховным собственником всей земли в стране, видят в полюдье феодальную ренту.
Таким образом, в конце IХ- начале Х в. идет интенсивный процесс формирования княжеского землевладения. Возникает и развивается основа феодального общества- феодальная собственность на землю.
При феодализме, особенно на ранней стадии, сохраняется натуральный характер хозяйства (в феодальной вотчине производится большая часть необходимого для жизни), но это не исключает обмена товарами (на всех стадиях развития феодального строя существуют ремесленники и купцы).
Существенной чертой феодального строя является связь землевладения и политической власти.
Процесс классообразования еще далек от завершения. Класс крестьян оформился лишь к ХIV в., а класс феодалов к ХVIIв. Как в экономике, так и в политическом строе существуют пережитки первобытного общества.
Власть князя существенно зависела от поддержки дружины, но ограничиваласьтакже элементами сохранившегося народного самоуправления (вече, старейшины в городах).
В этих условиях происходит образование единого восточно- славянского государства Русь.
Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде в 859 году. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам (так на древней Руси называли жителей Скандинавии, в IХ-Х вв. служивших дружинниками у русских князей), изгнали их за море.
2 половина IХ века- княжение Аскольда и Дира в Киеве.
«Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, отправились с товарищами из Новгорода в Константинополь…; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок…и спросили: чей он? Им ответствовали, что ст его, три брата, давно скончались, и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев; Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве».
Н. М. Карамзин
860 год- неудачный поход киевских князей Аскольда и Дира на Византию.
«…на 200 ладьях приплыла Русь к Царьграду, но попытка не удалась: буря, вставшая, по греческим свидетельствам, вследствие чудесного заступления Богородицы, разбила русские лодки, и немногие из дружины Аскольдовой возвратились с своими князьями назад в Киев».
С. М. Соловьев
862 год- призвание епископа из Константинополя в Киев.
«И народ россов, воинственный и безбожнейший, император привлек к переговорам и, заключив с ними договор, убедил их сделаться участниками божественного крещения и устроил так, что они приняли епископа».
Н. М. Карамзин
После этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить кровопролитие, новгородцы решили пригласить варяжских князей, как третью сторону, стоявшую над борющимися группировками. В 862 году князь Рюрик, живший на землях за Ладогой, был призван на Русь новгородцами, и с него началась русская княжеская династия, которую по традиции называют Рюриковичами.
864 год- образование державы Рюрика.
«До нашего начального летописца дошло очень мало преданий о княжении Рюрика. Он знает только, что по прошествии двух лет от призвания…всю власть принял Рюрик…»
С.М.Соловьев
*Одни историки считают Рюрика скандинавом, другие- выходцем из славян, живших на южном берегу Балтики. Многие историки оспаривают реальность существования Рюрика.
Датой образования древнерусского государства условно считается 882 год, когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив правивших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Поскольку столица стала находиться в Киеве, это государство и стали называть Киевской Русью.
Итак, древнерусское государство сложилось в результате объединения двух главных центров восточных славян- Новгорода и Киева, а также земель (поселения в районе Ст. Ладоги, Гнездова и др.), расположенных вдоль пути «из варяг в греки» и его ответвлений.
*Феодальный способ производства материальных благ- способ производства, при котором главное средство производства (земля) находится в руках крупных собственников- феодалов, а само производство строится на эксплуатации крестьянина, который за пользование наделом отдает часть производимого им прибавочного продукта феодалу в виде феодальной ренты. Разнообразные виды этой ренты можно свести к натуральной, отработочной и денежной.
Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения древнерусского государства. Впервые ее высказали приглашенные в Россию в ХVIII веке немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Согласно этой теории, русские обратились к норманнам (так тогда называли выходцев из Скандинавии), для того чтобы те навели порядок на русской земле. В ответ на Русь пришли трое князей: Рюрик и два его брата- Синеус и Трувор.
Основанием для подобной теории стало укоренившееся в трудах немецких историков положение об отсутствии предпосылок для образования государства у восточных славян.
Последующие исследования убедительно опровергли данную теорию, поскольку определяющим фактором в процессе образования любого государства являются объективные внутренние условия, без которых никакими внешними силами его создать невозможно. Одним из первых противников этой теории был М. В. Ломоносов. С другой стороны, рассказ об иноземном происхождении власти достаточно типичен для средневековых хроник и встречается в древних историях многих европейских государств.
Споры норманистов с их противниками положили начало многовековому спору об основании Древнерусского государства.
Арабским, иранским и средне- азиатским географам были известны 3 политических образования Руси(9-10 вв.): Куявия, Славия, Артания. По свидетельству «Повести временных лет», в 9-10 вв. существовали княжения в землях древлян, дреговичей, полочан. Археологическими раскопками установлено, что в середине 9 века на так называемом Рюриковом городище (в районе современного Новгорода) возникла княжеская резиденция, вещевые комплексы которой имели ярко выраженную скандинавскую окраску, что может быть соотнесено с летописным рассказом о призвании князя верхушкой славянских и местных угро- финских племен «из заморья». В этом государственном образовании доминировали ильменские словене и кривичи.