При оценке раннефеодальной монархии на Руси следует иметь в виду два обстоятельства. Первое из них касается политического устройства этого раннефеодального государства. Во главе его стоял киевский князь, который назывался «великим князем». Он правил при помощи совета, состоявшего из других князей и дружинников.
Княжеская дружина делилась на старшую (так называемые бояре, мужи) и младшую (так называемые гриди, отроки). Сбор дани и судебных пошлин осуществлялся, как правило, старшей дружиной. Ее представители получали от князя право на доходы в виде дани с населения, находившегося в их юрисдикции. Постепенно с развитием феодальных отношений все большая часть дружинников становилась земельными собственниками. Они вели собственное хозяйство, эксплуатируя труд закабаляемых ими крестьян. Такие дружинники постепенно набирали силу и уже могли в дальнейшем противостоять великому князю как своими собственными воинскими формированиями, так и своей экономической силой.
По некоторым источникам местная знать заключала с приглашенным князем договор, согласно которому сбор государственных доходов с подвластных племен осуществлялся представителями местных верхов, а не княжеской дружиной. Этот договор, как установлено источниковедческими исследованиями, лег в основу традиционных взаимоотношений новгородцев с князьями.
Города укреплялись княжескими посадниками, которые в ряде случаев могли проводить уже независимую от великого князя политику. Подобная аморфность, нечеткость и достаточно слабая консолидация правящей верхушки характерны для многих раннегосударственных образований.
Второе обстоятельство, касающееся сути раннефеодальной монархии Киевской Руси,- это социально- экономический аспект, заключающийся в нечеткости социальной и классовой структуры Киевской Руси. Класс феодалов в это время весьма пестр по своему составу. Это были великий князь с его приближенными, представители старшей дружины князя, ближайшее окружение князя- бояре, представители феодализирующейся верхушки населения на местах, как правило, потомки старых местных аристократических родов, местные князья.
Зависимое, эксплуатируемое население было также весьма пестрым по своему составу и состояло из различных группировок. К нему принадлежали холопы-люди, утратившие свою свободу в результате продажи, долгов, семейного или служебного положения. Это была и так называемая челядь, т.е. те, кто потерял свою свободу в результате плена; закупы- крестьяне, вынужденные обращаться за помощью к боярину и получавшие от него «купу»- ссуду деньгами, зерном или тягловой силой. Попытка закупа убежать от своего кредитора каралась превращением его в раба- холопа. Можно назвать и рядовичей. Это были зависимые люди, вынужденные заключить с феодалом какой- либо договор- так называемый «ряд»- и вынужденные выполнять согласно этому договору какую- либо работу. Среди зависимого, эксплуатируемого населения были так называемые «изгои», т.е. люди, отторгнутые земледельческой общиной и вынужденные идти в повинностную службу к князьям и боярам.
Основную массу сельского населения в это время составляли свободные общинники, обложенные только данью. Их чаще всего называли смердами. По мере захвата их земель и угодий они превращались в феодально- зависимых людей. Дань, которую они несли, перерастала в оброк, тем самым они превращались из свободных в феодально- зависимых людей.
Грань между свободой и зависимостью, зависимостью и рабством была очень зыбкой. Как таковые, классы раннефеодального общества еще не оформились окончательно, процесс классообразования в это время еще не получил своей завершенной формы. Все это проецировалось на политические институты, экономику и социальную жизнь государства Киевская Русь, придавая ему еще незрелый раннефеодальный характер.
Союзы восточно- славянских племен юга и юго- запада Руси находились в 9 веке в зависимости от Хазарского каганата (северяне, радимичи, вятичи, поляне) и, вероятно, Великой Моравии (волыняне, белые хорваты и другие). Согласно «Повести временных лет», правившие в Киеве Аскольд и Дир освободили полян от хазарской зависимости. Уже в 30-х гг. 9 века Киев был самостоятелен и претендовал на главенствующую роль среди других городов восточных славян. Вероятно, тогда же киевский князь принял титул хакана, уравнивавший его с правителем Хазарии, в то время сильнейшим властителем восточной Европы. Во второй половине 9 века соперничество между «Севером» и «Югом» за гегемонию в восточно- славянском мире усилилось. После похода на Византию в 60-х гг. 9 века южный правитель (или правители?) пошел на сближение с Византийской империей, приняв христианство. Одновременно Киев улучшил отношения с Хазарским каганатом, разрешившим транзитную торговлю русским купцам со странами Востока (по данным арабского географа 9- начала 10 вв. Ибн Хордадбеха).
Образование единого восточнославянского государства Русь связывается с именем варяжского князя Олега (Вещего) (879-912 гг.), родственника полулегендарного Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика при малолетнем Игоре. До 882 года Олег правил в Новгороде. В 882 году он совершил поход в земли кривичей и захватил Смоленск, затем взял Любеч и Киев, который сделал столицей своего государства и назвал «матерью городов русских».
«Княжение варяга Олега в Киеве- незначительный и недолговременный эпизод, раздутый некоторыми проваряжскими летописцами и историками- норманистами».
Б.А.Рыбаков
Борьба между «севером» и «Югом» закончилась победой «Севера», когда в 882 году, согласно «Повести временных лет», Олег захватил Киев и сделал его столицей государства, объединившего северные и южные земли восточных славян (Киевская Русь), а затем освободил земли северян и радимичей от хазарской дани.
Перенос столицы вновь образованного восточнославянского государства из северного Новгорода в южный Киев положил фактическое начало истории Киевской Руси как единого государства под властью одного князя.
Позже Олег присоединил земли древлян, северян, радимичей, вятичей, хорватов и тиверцев. Покоренные племена обложил данью. Успешно воевал с хазарами. В 907 году осадил столицу Византии Константинополь и наложил на империю контрибуцию. В 911 году Олег заключил выгодный торговый договор с Византией, открывший возможности торговли русскими богатствами (медом, воском, мехами) с другими странами. Таким образом, при Олеге начинает формироваться территория раннерусского государства путем насильственного присоединения племенных славянских союзов к Киеву. Для укрепления своей власти вокруг Киева он «поставил» многочисленные острожки. Со времени правления Олега складываются внутригосударственные отношения (межплеменные, общественные), которые были столь характерны для Древнерусского государства и в более позднее время его существования и даже сохранились в период раздробленности.
Олег был активным врагом проникшего на Русь христианства. К слову сказать, некоторые восторженные люди любят повторять, что у нас уже более тысячи лет народ- православный!.. На самом деле о православном народе можно стало говорить лишь с ХVII века. Ведь то, что в Х веке крестили часть населения города Киева, еще ничего не значит. Православие стало массовым у нас в стране, когда появилось достаточное количество храмов, доступных для большинства населения. То же самое можно сказать и об исламе приволжских народов.
А что же происходило с нововведенным культом от момента его появления на территории нашей страны и до занятия им действительно господствующего положения в обществе? Он адаптировался к традициям этой территории.
В 903 году для князя Игоря избрали супругу- будущую княгиню Ольгу.
«В особенном ее Житии сказано, что Ольга была Варяжского простого рода, и жила в веси, именуемой Выботскою, близ Пскова; что Игорь, приехав из Киева, увеселялся там некогда звериною ловлею; увидел Ольгу, говорил с нею, узнал ее разум, скромность, и предпочел сию… сельскую девицу всем другим невестам. Обыкновения и нравы тогдашних времен, конечно, дозволяли князю искать для себя супруги в самом низком состоянии людей: ибо красота уважалась более знаменитого рода; но мы не можем ручаться за истину предания, неизвестного нашему древнему Летописцу…»
Н.М.Карамзин
Но вернемся к Олегу.
И так, в 907 году был поход Олега на Византию.
«Когда русские корабли явились пред Константинополем, говорит предание, то греки замкнули гавань, заперли город. Олег вышел беспрепятственно на берег, корабли были выволочены, ратные рассеялись по окрестностям Царьграда и начали опустошать их: много побили греков, много палат разбили и церквей пожгли; пленных секли мечами, других мучили, расстреливали, бросали в море. Предание прибавляет, что Олнг велел поставить лодки свои на колеса, и флот при попутном ветре двинулся на парусах по суше к Константинополю».
С.М.Соловьев
«Получается отталкивающая картина диких разрушений и грабительских погромов»
А.В.Карташев
После взятия Константинополя (в 907 году) и через четыре года (в 911 году) с греками были заключены два договора, которые дали русам возможность получить преимущественные права торговли в Константинополе. Но если договор 907 года был следствием военного успеха, то заключенный через четыре года документ свидетельствовал о высоком статусе государства восточных славян, с которым приходилось считаться столь могущественному соседу, как Византия.
«Доселе одни словесные предания могли руководствовать Нестора, но желая утвердить мир с Греками, Олег вздумал отправить в Царьград послов, которые заключили с империею договор письменный, драгоценный и древнейший памятник Истории Российской, сохраненный в нашей летописи».
Н.М.Карамзин