Смекни!
smekni.com

Восточные славяне. Киевская Русь (стр. 5 из 8)

«И живяше Олег мир имеа ко всем странам княжа в Киеве…»

В 912 году Олег умер.

«…Летописец повествует о следствия кончины Олеговой: народ стенал и проливал слезы. Что можно сказать сильнее и разительнее в похвалу Государя умершего? Итак Олег не только ужасал врагов: он был еще любим своими подданными. Воины могли оплакивать в нем смелого, искусного предводителя, а простой люд- народозащитника. Присоединив к Державе своей лучшие, богатейшие страны нынешней России, сей князь был истинным основателем ее величия».

Н.М.Карамзин

В поисках первоисточников, давших основания для написания «Начальной» Несторово- Сильвестровой летописи мы с удивлением обнаруживаем скандинавскую сагу.

Сага о норвежском витязе Олдуре повествует: «Воротившись в Норвегию, Олдур сказал своей дружине:- Посмотрим на погрязший в болото курган, под которым погребли мы коня Факса. Он пришел к кургану и сказал: -Теперь нет уже никакой опасности от предсказания ворожеи, угрожавшей мне смертию от Факса. И вдруг загорелось болото и никаких следов не осталось от кургана: лежала только гнилая голова коня. Увидев ее, Олдур сказал: -Узнаете ли голову коня? Кругом стоявшие подтвердили: - Это Факсова голова. Тут выскочила из конской головы змея и уязвила его в пяту, отчего все тело его заразилось ядом».

А вот и русский (уже не саговый, а летописный) текст пд годом 6420 (912). «Олег спросил кудесника: «Отчего ми есть умрем?» И рече ему кудесник один: «Княже, конь, егоже любиши и ездиши на нем, от то и умрети». Олег же приим въ уме, си рече: «Николи же всяду на нь, ни вижю его боле того», и повелелъ кормити и не водити его к нему, и пребы неколико лет не виде его, дондеже на греки иде. И пришедшу ему к Кыеву и пребывьшю 4 лета, на пятое лето помяну конь, от него же бяхуть рекл волсвли умрети, призва старейшину, конюхом, рече: «Како есть конь мой, его же бех поставил кормити и блюсти его?» Он же рече: «Умерл есть». Олег же посмеялся и укори кудесника, реча: «То ли неправо глаголють волсви, но все ложь есть: конь умерлъ есть, а я живъ». И повелелъ оседлати конъ: «А то вижу кости его». И приде на место, идеже беша лежащее кости его голы и лоб гол, и сседе коня, и посмеялся рече: «От сего ли лба смерть было взяти?» И вступи ногою на лоб; и выникнувши змия изо лба и уклюну в ногу, и с того разболелся и умре».

Откуда кто взял? Норвежцы ли из «Нестора», или Нестор у норвежцев?... Или никто у кого не «брал»? Ведь переселенцы из одной земли в другую, став дедами, в старину, как и теперь, любили рассказывать внукам приключения своей молодости. А внук, сам ставши дедом, передаст историю потомкам, уже не задумываясь, где и когда происходили дела старины седой… и происходили ли вообще. Так норвежские события становятся русскими или наоборот; для сборника сказок это неплохо, но вот когда иностранная сказка становится фактом отечественной истории- возникает путаница.

После смерти Олега великим князем киевским стал Игорь, правивший до 945 года. Князь Игорь считается фактическим родоначальником династии Рюриковичей. Одни историки считают его сыном Рюрика, а другие- потомком легендарного Кия. В любом случае, с вокняжением Игоря (912-945 гг.) окончательно утвердилась династия киевских князей. Его правление оказалось менее бурным, чем его предшественника и опекуна- Олега. В летописи сделано всего пять записей за 33 года. Он подавил восстание древлян, отложившихся было от Киева, подчинил своей власти восточнославянские племенные объединения между Днестром и Дунаем. Игорь первым из русских князей столкнулся с печенегами. В 915 году ему удалось заключить с ними мирный договор. Но в 920 году была война князя Игоря с печенегами. Правда, народное предание не донесло до летописца сведений об этой войне.

В 941 году совершил неудачный поход на Константинополь. Поход 944 года ознаменовался успехом, Византия предложила Игорю выкуп, между греками и русскими был заключен договор. «В 941 году русский князь пошел морем к берегам Империи, болгары дали весть в Царьград, что идет Русь; выслан был против нее протовестиарий Феофан, который пожег Игоревы лодки греческим огнем. Потерпев поражение на море, русы пристали к берегам Малой Азии и по обычаю сильно опустошали их, но здесь были застигнуты и разбиты патрикием Вардою и доместиком Иоанном, бросились в лодки и пустились к берегам Фракии, на дороге были нагнаны, опять разбиты Феофаном и с малыми остатками возвратилися назад в Русь. Второй поход Игоря на греков летописец помещает под 944 годом; на этот раз он говорит, что Игорь… собрал много войска…Тогда, по преданию, послал к Игорю лучших бояр с просьбою: «Не ходи, но возьми дань, которую брал Олег, придам и еще к ней».

В 945 году был заключен договор Руси с греками. Но он был не так выгоден для Руси, как договоры Олега- видны ограничения в торговле, свободе передвижения по Византии, а также времени пребывания там. Договор ограждал крымские владения Византии от посягательств со стороны Руси.

Вообще, за время его правления с Византией было заключено два договора.

В этом же 945 году киевский князь Игорь, в нарушение всех обычаев, сделал попытку дважды получить дань с древлян. За что и был ими убит.

В 945-957 гг. правила княгиня Ольга в качестве регентши малолетнего князя Святослава. После убийства Игоря она отомстила за смерть мужа. Жестоко подавила восстание древлян. Затем предприняла объезд некоторых земель, установив фиксированный размер повинностей для древлян и новгородцев, организовав специальные административные центры для сбора дани- становища и погосты. Так была установлена новая форма получения дани- так называемый «повоз». К определенному сроку дань доставлялась на становища или погосты, причем в качестве единицы обложения было определено крестьянское земледельческое хозяйство (дань от рала) или дом, имеющий очаг (дань от дыма).

Ольга значительно расширила земельные владения Киевского великокняжеского дома. В 955 году она посетила Константинополь, где приняла христианство. Следствием этого путешествия было и то, что во все времена царствования Константина Багрянородного, сына его и Никифора Фоки Киевская Русь соблюдала мир и дружбу с Византией. Ольга правила в период малолетства своего сына Святослава Игоревича и позднее, во время его походов. В 968 году ей пришлось руководить защитой Киева от нападения печенегов.

Поход княгини Ольги на древлян и новгородцев означал начало ликвидации автономии союзов славянских племен, входивших в состав русского раннефеодального государства. Это привело к слиянию военнодружинной знати племенных союзов с военнодружинной знатью киевского князя. Так произошло объединение древнерусской служилой рати, возглавляемой великим князем киевским. Постепенно он становится верховным собственником всех земель русского государства.

В Х веке на Руси происходит процесс формирования великокняжеской вотчины. Так назывались земли, которые полностью принадлежали русским феодалам и передавались по наследству. Одновременно с образованием соседской общины бывшая племенная знать превращается в профессиональных воинов. Они защищали (наступая и обороняясь) земли своего племени, для чего забирали определеннуюдолю продуктов труда земледельцев и ремесленников. В укрепленных дворах феодалов находились запасы железных изделий, зерна, холста, мяса и других продуктов. В случае стихийного бедствия или неурожая крестьянин мог прийти на этот двор, чтобы взять взаймы то, что ему жизненно необходимо.

Феодалам это было выгодно, поскольку в противном случае крестьянин был вынужден уйти в другие места, чтобы не умереть с голоду. Получивший такую ссуду (купу) крестьянин превращался в закупа. Если он не отдавал выданные ему продукты в установленный срок, то он становился холопом, то есть попадал в полную зависимость от феодала. Количество несвободных людей постепенно росло.

Вотчина была своеобразным государством в миниатюре. В ее составе были крестьяне- общинники (люди), крестьяне- смерды (обязанные нести и военную службу), а также закупы, работавшие как на своем, так и на господском поле. Кроме того, были управители, работавшие на основании договора, заключенного с хозяином (рядовичи). А также те, кто непосредственно обслуживал хозяйство,- дворовая челядь, холопы, воины- дружинники.

Во главе вотчины находился князь, который являлся в ней судьей и военачальником. Нередко хозяйство одной вотчины включало в себя несколько населенных пунктов. Как и европейская феодальная усадьба, русская вотчина существовала на основе натурального хозяйства. Поэтому она не нуждалась в развитии торговли. Однако такая замкнутость неизбежно мешала ее развитию, поскольку оно было невозможно без постоянных торговых связей.

Великий князь Киевский

Дружина

Старшая дружина: бояре, мужи

Младшая дружина:

гриди, отроки, детские

Местные (удельные) князья, посадники, волостели

Местная дружина

Погосты, становища, волости

В 964 году в правление Русью вступает достигший совершеннолетия Святослав Игоревич (945-972). При нем до 969 года Киевским государством в значительной мере правила его мать- княгиня Ольга, так как Святослав Игоревич почти всю жизнь провел в походах. Святослав прежде всего был князем- воином, стремившимся приблизить Русь к крупнейшим державам тогдашнего мира. При нем завершился столетний период далеких походов княжеской дружины, обогативших ее.

Историки единодушно отмечают, что в Святославе удачно слились талант полководца и талант дипломата. Проводя большую часть времени в походах и битвах, он не набирал большого войска, а доверялся немногочисленной дружине из числа отборных воинов.

«Идя в поход, возов за собою не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтями конину, или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; так вели себя и все его воины».