Большие реформы при Ярославе Мудром произошли и в церковной организации. Русская церковь считалась частью константинопольской патриархии. Ее главой был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В 1051 году киевский митрополит впервые был избран не в Константинополе, а в Киеве собором русских епископов. Им стал митрополит Илларион, выдающийся писатель и церковный деятель.
Однако последующие киевские митрополиты по- прежнему назначались в Константинополе. В это же время в крупных городах учреждаются епископские кафедры, которые становятся центрами церковных округов- епархий. Во главе епархий находились епископы, назначенные киевским митрополитом. Епископам подчинялись все расположенные на территории епархии церкви и монастыри. При Ярославе Мудром была зафиксирована и церковная десятина- десятая часть получаемых князем дани и оброков отдавалась на нужды церкви.
В это же время на Руси появляются и первые монастыри. Самым крупным из них стал Киево- Печорский, основанный в середине ХI века. Благодаря монастырям на Руси стала интенсивно развиваться литература и, в частности, летописание. Необходимо отметить, что русские летописи писались на родном языке, в отличие от стран Западной Европы, где хроники составлялись в основном на латыни.
При Ярославе Мудром книжность впервые выходит за пределы монастырей. В городах появляются профессиональные переписчики книг. Все это приводит к формированию единой общей культуры и общего для всех районов Руси древнерусского языка.
При Ярославе Мудром Русь была «ведома и слышима во всех концах земли». В Киеве на месте победы над печенегами возводится тринадцатиглавая Святая София, строится парадный въезд в столицу- Золотые ворота. Сыновья и дочери великого князя были связаны династическими браками с представителями крупнейших королевских дворов Европы, а сам Ярослав взял в жены шведскую принцессу.
А теперь подробнее о «Русской Правде». Ее создание начинается при Ярославе Мудром. Она- важнейший памятник древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности Руси. Дошла до нас в списках ХIII-ХVIII веков в трех редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной.
Первые сведения о древнерусской системе права содержатся в договорах русских князей с греками, где сообщается о так называемом «законе русском». По- видимому, речь идет о каком- то не дошедшем до нас памятнике законодательного характера.
Наиболее древним юридическим памятником является «Русская Правда». Она состоит из нескольких частей. Самая древняя часть памятника- «Древнейшая Правда», или «Правда Ярослава»,- представляет собой грамоту, изданную Ярославом Мудрым в 1016 году. Ею регулировались отношения княжеских дружинников с жителями Новгорода и между собой. Кроме этой грамоты в состав «Русской Правды» входит так называемая «Правда Ярославичей» (принята в 1072 году) и «Устав Владимира Мономаха» (принята в 1113 году).
Все эти памятники образуют достаточно обширный кодекс, регулирующий жизнь человека того времени. Это было классовое общество, в котором еще сохранились традиции родового строя. Однако они уже начинают заменяться иными представлениями. Так, основной общественной единицей, о которой говорится в «Русской Правде», является не род, а «мир», то есть сельская община.
Древнейшие законы отразили и четкое разделение общества на различные группы. Основное внимание она уделяет защите интересов «мужей». «Муж»- это военный человек, который противопоставлен рядовым общинникам- земледельцам. Он живет в хоромах, окруженный многочисленной челядью.
В «Русской Правде» впервые отменен такой распространенный обычай родового общества, как кровная месть. Вместо него опр5еделены размеры виры, то есть возмещения за убитого, а также наказание, которое накладывается на убийцу. Любопытно, что виру платит вся община, на земле которой найдено тело убитого. Величина этого наказания зависела от социального положения убитого. Самый высокий штраф накладывался за убийство огнищанина, главы общины. Он был равен стоимости 80 волов или 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась в 16 раз дешевле.
В «Русской Правде» также предусматривались наказания за побои, нанесение увечий, укрывательство беглых холопов, порчу оружия и одежды. Самыми тяжкими преступлениями считались разбой, поджог и конокрадство. За них предусматривалось наказание в виде потери имущества, изгнания из общины или лишения свободы.
Любопытно, что кроме штрафа, который взимался в пользу князя, преступник обязан был выплатить вознаграждение потерпевшему.
С появлением записанных законов Русь поднялась еще на одну ступень в своем развитии. Отношения между людьми стали регулироваться законами, что сделало их более упорядоченными. Это было необходимо, поскольку вместе с ростом экономического богатства жизнь каждого человека усложнялась, и необходимо было защищать интересы каждого отдельного человека.
И так, процесс «окняжения», в качестве первого этапа становления и развития феодализма на Руси, пришелся в основном на время существования раннефеодального государства Киевская Русь.
Второй этап становления феодальных отношений на Руси приходится примерно на конец ХI- начало ХII веков. В это время идет интенсивный процесс роста боярского землевладения, который принято называть «обояриванием» земель. Для него характерно то, что теперь уже набирают силу и прогрессируют представители старшей дружины великого князя, а также члены местной феодализирующей верхушки. Так называемое обояривание земель и дальнейший рост боярского землевладения становятся реальной экономической и политической силой. Этот процесс подрывал силу и относительную мощь раннефеодального государства Киевская Русь и в конце концов стал одной из основных причин будущей феодальной раздробленности.
Процесс развития феодальных отношений в древнерусском государстве привел к значительному усилению власти местных князей и боярства, начавших борьбу за власть с великим киевским князем. Появление таких тенденций стало очевидным еще при Ярославе Мудром. После его смерти на месте Киевской Руси постепенно образовалось целое созвездие из полутора десятков земель и княжеств, в каждом из которых восседал свой великий князь. Оборонительные сооружения строились не против кочевников, а для того чтобы оградить одно княжество от другого. Началась многолетняя кровавая междоусобица, сделавшая страну легкой добычей врагов. Однако идея единства русской земли жила в сознании людей. Она нашла яркое отражение в «Слово о полку Игореве» (1185).
«Почто вы распря имата межи собою? А погании губять землю Русьскую…»
Правление сыновей Ярослава- Изяслава, Святослава и Всеволода, этого своеобразного княжеского триумвирата, распоряжавшегося в 1054-1072 годах всеми делами на Руси, не спасло ее от все более усиливавшихся центробежных тенденций. Одновременно значительно усилилась угроза русскому государству со стороны степняков- кочевников. В 1097 году в Любече состоялся съезд русских князей с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из- за уделов и сплотиться против половцев. Присутствовало на съезде шесть князей- Святополк Изяславич, Владимир Мономах и другие. На съезде был провозглашен принцип наследования князьями земель своих отцов. Однако Любечский съезд не смог дать реальных гарантий своих постановлений, и междоусобные войны между князьями продолжились.
Необъятное государство Русь уже перестало выполнять свою положительную историческую функцию- громоздкое, трудноуправляемое, оно не отвечало новому этапу развития общества. Этот этап характеризовался тем, что наряду с Киевом появилось около полутора десятков больших городов вроде Новгорода, Чернигова, Смоленска, Полоцка и других. Выходом из наметившегося кризиса могло стать образование самостоятельных, сравнительно небольших княжеств, которые являли бы собой более управляемые политические государственные организмы. Тенденции к этому наметились еще в ХI веке, однако реально процесс феодальной раздробленности обозначился только в ХII веке. Столь поздний распад Киевской Руси на отдельные княжества объясняется тем обстоятельством, что процесс создания отдельных самостоятельных и легкоуправляемых княжеств был приостановлен нашествием половцев в 1068-1093 годах. Для отражения нападения сильного врага снова потребовалось сильное единое государство. Это прекрасно понимали бояре и местные князья, давно тяготевшие к сепаратизму, но отчетливо понимавшие слабость центра. Поэтому временно единство государства еще сохранилось. Более того, в период княжения Владимира Мономаха Киевская Русь испытала период определенного подъема и усиления.
Владимир Всеволодович Мономах, князь киевский в 1113-1125 годах, был сыном князя Всеволода Ярославича, внуком Ярослава Мудрого. Мономахом его прозвали по имени матери- дочери византийского императора Константина Мономаха. В 1078 году отец Владимира стал киевским князем, а сам он получил Чернигов. С 1093 года Владимир Мономах вел войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому был вынужден в 1094 году уступить Чернигов, и обосновался в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Он был вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев в 1103, 1107 и 1111 годах. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.