После смерти в 1113 году киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание. Верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Мономаха.
С именем Владимира II легенда связывает появление на Руси короны русских царей, «шапки Мономаха».
«…и царь Константин Мономах тогда добил ему челом и прислал ему дары: венец царский и диадему…».
Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путем несколько смягчить положение низов общества. Так возник устав Владимира Мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился несколько облегчить положение должников и закупов. Таким же духом проникнуто и «Поучение» Владимира Мономаха, где он выступал за установление мира между феодалами и крестьянами.
Княжение Владимира Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Он сумел объединить под своей властью до трех четвертей территории древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. Однако после смерти Владимира Мономаха феодальная раздробленность на Руси усиливается.
В правление Владимира Мономаха монах Киево- Печорского монастыря Нестор составил «Повесть временных лет».
Около 1132 года Русь окончательно распалась на ряд отдельных княжеств, что было до поры до времени прогрессивным явлением. Дело в том, что феодальная раздробленность закрепила наследственное право на отдельные земли за той или иной княжеской ветвью. Это способствовало уменьшению числа междукняжеских конфликтов, благодаря чему в ХII веке мы наблюдаем значительный рост производительных сил, развитие городов и общий подъем русской культуры.
И немного интересной информации. Последний великий князь со славянским именем Ярослав III Ярославич родился вскоре после того, как греки отняли свою столицу Царьград у крестоносцев, владевших ею с 1204 по 1261 год. И сразу после этого события славянские имена русских прекратились, что может свидетельствовать лишь об одном, а именно о перемене религии из- за окончания культурного влияния Западной Европы, что и было вызвано как раз падением латинской феодальной империи на Греко- славянском Востоке. После киевских и владимирских Святославов, Изяславов, Мстиславов, Владимиров, Всеволодов и так далее, мы видим с этого времени и до перенесения столицы в Петербург (и начала в нем новой русской культуры) Василиев, Иванов (Иоаннов), Дмитриев, Федоров и другие греческие имена, свойственные тому самому периоду.
Кстати отметим, что имена типа Святослав (Славящий святых), Владимир (Владеющий миром) и прочие- тоже нерусские. Они, как это принято говорить, славянские, освященные церковной традицией.
Для Руси ключевой «языковой» проблемой была оппозиция церковно- славянского и русского языков. Хотя церковно-славянский (южнославянский в своей основе) и подвергался на протяжении истории постоянной «русификации», все же он был отчетливо противопоставлен русскому некнижному языку.
«Простой» русский народ именовался иначе. Старорусские имена- это или названия животных (кобыла, кошка, лисица), или имена рек (Волга, Дунай, Печора), или нумерация рождения (Первый, Четвертой, Пятой) и многое другое (Мама, Вильям, Озарко, Разгильдяй, Чечуля). Этот список можно долго продолжать.
Литература:
Энциклопедия. 1,2 тома
(Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». Москва 1996 год).
(Издательство «Советская энциклопедия». Москва 1991 год).
(Филологическое общество «Слово», АСТ, Компания «Ключ- С», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова. Москва 1997 год).
(Москва 1998 год)
(Москва «Мир» 1993 год).
(«Родин и компания». Москва 1997 год).
(Москва «Вече» 2006 год)