.
Официальное летописание на Руси началось в ХV веке, почти одновременно с завоеванием Царьграда турками (1453 год), и вели его так называемые приказные дьяки, сообщают историки. Этот всеми признанный факт означает лишь одно: мы не имеем надежных материалов по государственной истории России для более ранних времен. И что интересно, в летописях приказных дьяков никаких упоминаний о «древних рукописях» нет.
Изучение истории и систематизация летописных данных началась еще позже. Основными составителями русской истории стали: основоположник норманнской теории происхождения Русского государства Готлиб Зигфрид Байер (1694-1738) и ярый враг норманизма М.В.Ломоносов (1711-1765), В.Н.Татищев (1686-1750) и Герард Фридрих Миллер (1705-1783), и князь М.М.Щербатов (1733-1790), написавший «Историю России с древнейших времен» в семи томах, ставшую как бы прологом к Карамзину (1766-1826). Посмотрите на даты жизни этих ученых! Они составляли древнюю русскую историю в ХVIII веке.
Интересно, что прежде, чем приступить к написанию истории Древней Руси, Г.Ф.Миллер десять лет провел в Сибири, разыскивая ТАМ копии документов по истории Руси. Странно, не правда ли? Отчего же поехал он в Сибирь для собирания исторических документов? Ведь «Древняя Русь» располагалась отнюдь не в Сибири! Очевидно, архивы старых русских городов вызывали у историка сомнения, и он полагал, что вдали от политических центров может найти более достоверные материалы.
Лишь в ХIХ веке, в 1805-1809 году Август Людвиг Шлецер, немецкий историк на русской службе, впервые опубликовал, да и то по- немецки, Несторову летопись. В 1809-1819 годах Д.И.Языков перевел ее на русский язык, посвятив свой перевод императору Александру I. И в это же время, в самом конце ХVIII века или в начале ХIХ, ГРАФОМ а.и.Мусиным- Пушкиным (1744-1817) была открыта Лаврентьевская летопись, а издали ее только в 1846 году. Тот же Мусин- Пушкин в 1795 году обнаружил и рукопись «Слова о полку Игореве».
Первая связная «История государства Российского» со времени его воображаемого основания появилась уже в ХIХ веке. Составил ее Н.М.Карамзин, который в 1816-1825 годах выпустил при субсидии правительства одиннадцать томов, а последний, двенадцатый том вышел в 1826 году после его смерти…
Такова была история сведения воедино данных разных летописей и их первичных толкований. Рассмотрим же историю появления государства Российского.
Апостола Андрея Первозванного, старшего брата апостола Петра, считают святым покровителем Российского государства. Как гласит легенда, он проповедовал христианство в Скифии, совершил путешествие по Днепру, бывал на берегах озера Ильмень, где встретил славян. На киевских горах Андрей установил крест и предсказал, что здесь будет сооружен великий город.
«И проиде в вустье Днепрьское, и оттоле поиде по Днепру горе… И вшед на горы сия, благослови я, и постави крест…идеже послеже бысть Киев…»
Св. ап. Андрей прв.
Через много лет в ХVIII столетии архитектор В. Растрелли возвел в Киеве на месте легендарного креста церковь, названную Андреевской. Высшим знаком отличия в России был орден Андрея Первозванного. В честь святого апостола назван Андреевским флаг военно- морского флота России.
Как же все начиналось?
Древнейшие письменные свидетельства о тех временах содержатся в сочинениях византийских, готских, арабских авторов (Прокопий Кесарийский(VIв.), Иордан, аль Якуби, Ибн Хордадбех и др.). Но самым важным источником считается «Повесть временных лет». Эта летопись включает разнородные материалы, принадлежащие разным авторам конца Х- начала ХIIвв. Но основной текст «Повести» составлен монахом Киево- Печорского монастыря Нестором. Предшественниками «Повести» были летописи, составленные при Владимире I, Ярославе Мудром; летописный свод митрополита Иллариона, создававшего его под именем монаха Никона в 60-70-е гг. ХIв.
Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По языку они относятся к индоевропейской группе народов, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии.
Предков славян, которые населяли бассейн рек Одры, Вислы и Днепра, принято называть праславянами. Греческий историк Геродот, посетивший их территории а V веке до н.э., называл их «сколотами» или «борисфенитами» по месту обитания- реке Борисфену (так в древности назывался Днепр).
В то время территория расселения славян была гораздо меньше, чем теперь. Только с начала нашей эры предки славян заняли территория от Эльбы на севере до Балтийского моря на западе и до Сейма и Оки на востоке. А на юге их границей стала широкая полоса лесостепи, проходившая на восток в направлении современного Харькова.
В VI веке н.э. из единой славянской общности выделяется восточнославянская ветвь (будущие русские, украинцы, белорусы). Примерно в это же время возникают крупные союзы славянских племен. Большей частью племенные союзы у славян были связаны не единством происхождения, а районом расселения, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми. Такой племенной союз включал от ста до двухсот племен и представлял мощную военную силу.
Около Киева, на правом берегу Днепра, жили поляне, по верхнему течению Днепра и Западной Двине- кривичи, по берегам Припяти- древляне. На Днестре, Пруте, в нижнем течении Днепра и на северном побережье Черного моря жили угличи и тиверцы. Севернее, в западных областях современно Украины,- волыняне. Еще севернее- от Припяти до Западной Двины- дреговичи. По левому берегу Днепра и вдоль Десны- северяне, по реке Сож, притоку Днепра,- радимичи. Вокруг озера Ильмень- ильменские славяне (словене).
Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге- печенеги и хазары, на востоке- волжские болгары и многочисленные5 угрофинские племена (мордва, марийцы, мурома).
Ранняя история западных славян представлена Волынцевской, Корчакской, Роменско- Боршевской и другими археологическими культурами.
* (Археологические культуры- совокупность памятников, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие особенности.)
Общие черты этнического облика восточных славян сложились в 6-9 вв. на территории Восточной Европы в результате длительной и сложной перегруппировки славянских племенных объединений (анты, склавины, дулебы и др.), во взаимодействии с разноэтнической средой, в которой они обитали и расселялись (балты, финно- Угры, потомки сарматов, тюрки и др.) и с которой контактировали (арабы, византийцы, скандинавы).
Следует отметить неравномерность развития хозяйства у отдельных восточнославянских объединений. Благодаря интенсивным торговым связям наиболее высоким уровнем развития отличались поляне. Именно их территория стала называться Русью. Историки считают, что это наименование связано с названием реки Рось, притока Днепра, давшей имя племени, на территории которого жили поляне.
К 9-10 вв. восточные славяне занимали территорию от Чудского и Ладожского озер на севере до черного моря на юге; от Восточных Карпат на западе до нижней Оки на Востоке.
С начала 8 века у восточных славян происходили значительные сдвиги в социально- экономической жизни, сопровождавшиеся ростом населения.
Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена ржи, ячменя, проса, а также огородных культур: репы, капусты, моркови, свеклы, редьки.. Выращивали славяне и технические культуры- лен, коноплю.
Благодаря мягкому климату и достаточно плодородной почве на южных землях славян сложились более древние земледельческие традиции, чем в северных районах.
У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, где основная территория была покрыта лесами, применялись подсечно- огневая система. В первый год на осваиваемом участке рубили деревья и оставляли их лежать на земле. За зиму деревья высыхали, и на следующий год их сжигали вместе с пнями и в землю, удобренную золой, сеяли зерно. Подготовленный таким образом участок два- три года давал достаточно высокий урожай, потом земля истощалась, и приходилось осваивать новый участок тем же способом.
Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга, заступ и борона- суковатка. Убирали урожай при помощи металлических серпов, а затем размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.
В южных районах, где преобладала открытая местность, ведущей системой земледелия был перелог. Из- за большого количества плодородных земель участки засевали в течении нескольких лет, а после истощения почвы ее оставляли отдыхать и переходили (перекладывались) на новые поля до их истощения. Затем все снова повторялось.
Землю обрабатывали вначале деревянным валом, а затем плугом с железным лемехом. Применение железных орудий позволило увеличить площади распаханных земель и перейти к пашенной форме земледелия. Славянам были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двухполье заключалось в том, что вся земля делилась на две части. Одна использовалась для выращивания хлеба, а другая половина отдыхала- находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля, засеваемого осенью, выделялось еще и яровое, на котором сеяли весной. Однако эта форма получила распространение преимущественно в южных районах, поскольку на лесном Севере долго не было необходимых площадей распаханной земли. Там долго сохранялась подсечная форма земледелия.
При раскопках были обнаружены ямы- хранилища. Некоторые из них могли вместить до 5 тонн зерна, что свидетельствует о масштабах производства.
Восточные славяне также занимались оседлым скотоводством- разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, а в лесной полосе- лошадей.
Охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел) сохраняли важное место в хозяйстве. Мясо и рыба являлись необходимым дополнением к столу, особенно в то время, когда нельзя было убивать скот. Мед, пчелиный воск и меха были основными предметами внешней торговли.