Земледелие.
Земледелие жителей поселения городища Красного представляло собой подсечно-огневое. После истощения земли жители переходили на новый участок. Выращивали в основном зерновые культуры (ячмень, просо, рожь, пшеницу). Обработка земли велась в ручную, с помощью мотыг из рога лося. Убирался урожай тоже в ручную с помощью серпа. Однако бесспорно, что жители городищ умели пользоваться лошадью, по крайней мере для верховой езды. На это указывают находки костных остатков лошади и деталей конской упряжи.
Животноводство.
Другим не менее, а может быть и более важным занятием населения было животноводство, Из домашних животных разводили крупный рогатый скот, лошадь, меньше свинья, мелкий рогатый скот. Животноводство давало людям не только продукты питания, но и шкуры, шерсть, кость, тягловую силу. При раскопках на городище были найдены предметы, доказывающие это занятие населения: детали конской упряжи, колокольчики, которые подвешивались на шее животным, чтобы они не потерялись в лесной местности, глиняная фигурка животного.
Охота и рыболовство.
Она велась практически на всех животных и птиц, обитавших в округе. Для охоты на крупного зверя (лось, кабан, медведь и др.) использовались копья с железными наконечниками, рогатины, топоры, ножи. Для охоты на мелкого зверя и птиц - лук и стрелы с костяными (очень редко бронзовыми) наконечниками, (См. приложение № 7) различные силки, ловушки и капканы. Особую роль в жизни населения играло рыболовство. Вокруг поселения было расположено много богатых и удобных мест рыбного лова: р. Десна с ее притоками, пойменные озера. Рыбу ловили сетяными снастями с глиняными грузилами и поплавками из бересты, на мелководье лучили рыбу острогами.
Ремесло
Огромную роль в жизни людей играла простая глина. Изготовление глиняных изделий производилось вручную (гончарный круг еще не был им известен.) Лепилось посуда, грузила, ядра для пращи и др. При необходимости нанести орнамент использовалась заостренная палочка или просто палец. После того, как изделие было готово, оно подвергалось обжигу. Естественно, что при таком примитивном производстве было очень много брака и изделия получались достаточно грубыми. Однако легкодоступность материала и его простота в применении с лихвой окупали эти недостатки, и эти изделия вполне удовлетворяли наших нетребовательных земляков.
Из дерева строились укрепления, дома, лодки. Из него изготовлялись многие орудия труда, некоторые виды оружия, предметы быта и украшения.
Продолжает играть свою роль обработка кости. Этот древний материал широко используется жителями наряду с новыми.
На долю женщин по-видимому выпадало изготовление одежды и работы, связанные с этим. Одежда изготавливалась из шкур животных (зимняя) и из шерсти и льна. О том, что женщины умели прясть шерсть и лен говорят находки грузиков пряслиц.
Торговли как таковой не существовало, денег тоже. Однако торговля в виде натурального обмена имела место. Обмен происходил в первую очередь с ближайшими соседями. Но некоторые находки на юхновских городищах (привозная бронза, скифские наконечники стрел, скифский проушной топор) указывают на связь будинов со скифским миром. Будины, вероятно, являлись поставщиками меха в скифский и греческий мир.
Укрепления, оружие, военная организация.
От кого же готовились обороняться наши земляки? Кто им мог так угрожать, что пришлось селиться на удалении от воды, участков плодородной земли, на мысу с трудными и неудобными подходами к нему, да еще и укреплять свой поселок валом и частоколом? В этой ситуации очень убедительным выглядит мнение Е.А.Шинакова: [ Первоначально, когда внешней опасности фактически не было опасаться следовало ближайших соседей и соплеменников. Данный факт свидетельствует в пользу отсутствия развитой племенной организации и постоянного войска-«дружины». Небыло тогда и достаточно сильной и авторитетной власти, стоявшей над отдельными родами и могещей пресикать межродовое столкновение. Именоо последнее и были единственным видом военных действий. Причиной же столкновений мог быть или неурожай, или падеж скота…][3]
Стать причиной войны могло и элементарное желание завладеть чужим добром, чужими женщинами. Именно эти причины в первую очередь и толкают каждую большую семью как можно лучше обезопасить свой родовой поселок как выбором соответствующего места, так и возведением укреплений.
Общую картину укреплений на рассматриваемом городище мы уже рассмотрели выше - это ров, земляной вал и частокол по периметру площадки (См. приложение №8). Основу войска составляла не приспособленная пехота, предназначенная для обороны крепости. Не было никакой либо особой военной тактики. В связи с этим специфического дружинного оружия (меч, боевой топор) также не существовало. В основном оружие было тем же, которое использовалось на охоте: копья с железными наконечниками, универсальные топоры, ножи. Применялся лук и стрелы с бронзовыми и костяными наконечниками. Особым, наиболее распространенным оружием, применявшимся при защите крепостей в массовом порядке, была праща.
Ядра для пращи изготовлялись из обожженной глины, сама праща из кожаного ремня. (См. приложение №9) Это древнее оружие, известное почти всем народам и успешно применявшееся лучшими армиями Древнего Мира (например македонской и римской) при небольшом навыке могли использовать не только мужчины, но и женщины, и даже дети (вспомним библейский пример Давида и Голиафа). Простота в изготовлении и обращении, достаточная эффективность в близком бою (полет ядра до 100 метров) делала пращу основным и в тех условиях, пожалуй, незаменимым оружием.
Некоторые стороны быта, религия.
По результатам археологических раскопок и с определенной долей воображения можно судить и о некоторых других сторонах быта. Одной из характерных находок на всех юхновских городищах являются посохо-видные булавки, изготовленные как правило из железа. Эти булавки были по-видимому одновременно и украшением и застежкой и отличительным племенным знаком. Практически они могли применяться как застежка для плаща, откуда мы можем сделать вывод о широком распространении этого вида одежды. Кстати, короткий плащ с застежкой на плече до сих пор присутствует в прибалтийском национальном костюме. Среди уже упоминавшихся выше стоит еще раз остановиться на гривнах - шейных украшениях, представлявших бронзовый обруч, височных кольцах, браслетах и различных ожерельях.
Мы не в состоянии достоверно и подробно судить о мировоззренческих и религиозных взглядах древних балтов, скорее всего языческих, но об одном культе, существовавшем тогда, мы можем утверждать определенно. Это культ змеи. У всех балтских племен было распространено культовое почитание змей вплоть до ХVI столетия. Бесспорно с этим культом связаны и различные украшения со стилизованными змеиными головами, столь распространенные в древних могильниках балтских племен. В верхнем поднепровье среди русских и белорусов также наблюдались отголоски этого культа. Поклонялось население также медведю. Широкую известность получило юхновское капище на Благовещенской горе (Жуковский район с.Вщиж), исследованное академиком Рыбаковым (См. приложение №10)
Заключение.
История нашей Родины чаще всего подробно начинает освещаться различными исследователями с момента возникновения Древнерусского государства и представляется как история славян. Однако сегодня бесспорно, что территория брянщины начинает заселяться славянами не ранее VIII-IX в.н.э.. Кто же и как жил на нашей земле тогда, когда в мире возникали и рушились могучие государства вроде империи Александра Македонского, подробно изучаемые нами по истории Древнего мира? Ответы на эти вопросы в учебниках очень общие и потому скучноватые. А между тем прямо рядом с нами имеется материальный памятник той эпохи, который исследовался учеными, но о котором у нас, местных жителей, очень общие, а зачастую, искаженные представления. И если мне удалось собрать воедино разрозненные сведения об культуре и памятнике, представить более или менее образную картину жизни наших земляков в эпоху раннего железного века, то я свою задачу на данном этапе выполнили. Работа кропотливая, но очень интересная и увлекательная. Она позволяет глубже понять те процессы, которые нашли своё отражение в школьном учебнике истории, прочувствовать давно прошедшее, ощутить свою связь с родной землёй.
Благодаря этой работе мне удалось познакомиться с традициями, бытом, особенностями различных сторон жизни наших предков. Конечно, я могла бы изложить информацию более емких объемов, но к сожалению, размеры работы не позволяют этого сделать. Но все-таки мне стало известно многое такое, о чем раньше не догадывалась, не задумывалась.
После завершения работы, я пришла к четкому выводу: события которые происходили много лет назад не утратили своего значения и имеют прямое отношение к нашей повседневной жизни, т. е. настоящему, а в дальнейшем и будущему.