Смекни!
smekni.com

Франсия, Хосе Гаспар Родригес де (стр. 2 из 2)

В национальной политике Франсия стремился к созданию этнически однородного населения[8] . Он запретил испаноязычному населению заключать браки в своей среде, поощряя смешанные браки с гуарани. Франсия лично заключал все браки в стране, производя за ними жёсткий контроль и обложив их высокой пошлиной. Сам Франсия, не будучи женат, имел дочь.

Въезд иностранцев на территорию Парагвая находился под жёстким контролем. Любой приезжий тщательно допрашивался и в случае малейших подозрений отправлялся в тюрьму. Въехать в Парагвай было легче, чем выехать. Самым известным примером задержания иностранца стал захват знаменитого ботаника Эме Бонплана. Учёный занимался выращиванием на границе Парагвая чая «йерба-мате», главного продукта парагвайского экспорта. 7 декабря 1821 года 400 солдат парагвайской армии проникли на территорию Аргентины, сожгли чайную плантацию и захватили Бонплана. Знаменитый ученый пробыл в парагвайском плену почти 9 лет. Для освобождения Бонплана его друг, географ Александр Гумбольдт развернул целую кампанию, к которой подключился Симон Боливар. Громкую известность приобрел также случай высылки из Парагвая шотландцев братьев Робертсонов[1]. Для передвижения по территории страны требовались специальные пропуска[6].

Вопрос о расходах на содержание диктатора Франсия решил привычным радикальным образом. Он сначала урезал назначенное ему конгрессом жалованье, а затем просто отказался от него (он был достаточно богат еще до прихода к власти)[1].

5. Внешняя политика

Чтобы защититься от внешних угроз, диктатор решил проводить политику изоляционизма (исп. Aislamiento). Изоляция Парагвая оказалась во многом вынужденной. Со страной граничили всего три государства, два из которых (Горное Перу, ныне Боливия, и Соединённые провинции Ла Плата, ныне Аргентина) были охвачены гражданской войной, третье же — Бразилия — намного превосходила Парагвай по площади[1]. В начале правления Франсии численность парагвайской армии составляло всего несколько сот человек, но парагвайский диктатор готовился к отражению иностранного нашествия, и численность регулярных войск была доведена до 1800 человек[1].

Все внешнеполитические акции правительств Парагвая во многом сводились к обеспечению свободы судоходства по реке Парана, которая открывала выход на мировые рынки. Отношение властей Буэнос-Айреса к транзиту парагвайских товаров то и дело менялось[1].

Более благоприятной для Парагвая была позиция политиков Восточного берега (ныне Уругвай). В сочетании с позицией властей аргентинской провинции Корриентес они позволяли парагвайцам добираться до Монтевидео. Надежды эти рухнули, когда Восточный берег был захвачен португальскими войсками. Остатки сторонников независимости Восточного берега во главе с «отцом» независимости Уругвая Артигасом бежали в Парагвай, где получили убежище и даже земельные наделы[1].

На действия иностранцев в бассейне реки Парана Франсия отреагировал болезненно. В декабре 1819 года была свёрнута торговля и почтовое сообщение с португальцами. Когда Бразилия отделилась от Португалии, Франсия одним из первых в 1822 году признал независимость Бразильской империи. Но признательность нового императора диктатор не заслужил. Бразильский «коридор» для парагвайской торговли остался нереализованной возможностью, отношения с Бразилией остались прохладными.

В 1824 года войска Великой Колумбии во главе с Сукре освободили Горное Перу (Боливию) и приблизились к границам Парагвая. Возглавлявший объединённое государство Боливар всерьёз рассматривал[1] возможность свержения диктатуры Франсии, чтобы включить Парагвай в единую латиноамериканскую федерацию. Через несколько лет идея континентальной интеграции была похоронена самими гражданами Великой Колумбии, но отношения с Парагваем были безнадёжно испорчены.

Основной проблемой[1] для Франсии оставались отношения с Аргентиной, расколовшейся на полусамостоятельные провинции. С некоторыми из местных аргентинских лидеров Франсия поддерживал отношения, но с оглядкой на возможную угрозу[1].

6. Кончина

В 1840 году после прогулки вдоль реки Франсия простудился и умер. Смерть диктатора наступила в 13.30 20 сентября 1840 года[1]. После него страну возглавила хунта, а затем его племянник, Карлос Антонио Лопес.

7. Память

Франсии посвящён роман парагвайского писателя Аугусто Роа Бастоса Я, Верховный (исп. Yo, el Supremo). В Ягуароне, где жил Франсия, открыт его музей.

8. Оценки деятельности Франсии

Деятельность Франсии вызывает крайне неоднозначные оценки. С одной стороны, в его правление не существовало разделения властей — вся государственная власть находилась в руках диктатора, проводились репрессии против лиц, недовольных политикой Франсии, из-за проводимой политики изоляционизма были ограничены связи Парагвая с зарубежными странами. С другой стороны, в правление Франсии Парагвай достиг больших успехов в экономическом развитии: в частности, была проведена земельная реформа, в результате которой множество крестьян получили наделы. Также вызывает противоречивые оценки отношение Франсии к коренному населению Парагвая — индейцам гуарани. Ниже приведены цитаты из работ нескольких отечественных и зарубежных исследователей, в которых даются различные оценки деятельности парагвайского диктатора.

Из статьи Сергея Семёнова «Злоключения одной химеры»:

Диктатор жестоко истреблял независимые индейские племена, жившие на территории Парагвая и являвшиеся его аборигенами. Он приказал казнить всех „непокорных“ индейцев, а их головы надеть на пики и выставить вдоль дорог для устрашения. Так, только в 1816 году он приказал казнить более 5 тысяч индейцев лишь одного племени и впоследствии не раз повторял подобные операции. Число рабов-негров при нем составляло не менее 100 тыс. человек. Ни один индеец, негр или мулат не занимал ни при нем, ни при его преемниках сколь-нибудь крупной административной или военной должности.

— [2]

Из статьи У. Г. Девиса «Война Тройственного альянса с Парагваем»:

Индейцы гуарани, занимавшие до Франсии весьма скромное положение, стали фактически государственной элитой. В Парагвае существовало черное рабство, но только для детей.

— [9]

· Из публикации Юрия Нерсесова «Геноцид во имя демократии»:

„мировое сообщество“ заклеймило Франсиа как кровавого тирана, хотя на самом деле за годы его правления преследованиям властей подверглось всего около 1000 человек, из них 68 было расстреляно, а остальные отделались тюрьмой или высылкой.

— [10]

Из «Истории Латинской Америки» Н. Н. Марчука:

Расхождение между постулатами общей теории буржуазных революций и реальной практикой в Парагвае обусловило серьёзные разногласия между учеными и в оценке парагвайской революции. Ведь в уже рассмотренных деяниях революции явно проступают бескомпромиссная революционность, а также искренний и глубокий демократизм. Потому многие историки характеризовали режим Франсии именно как революционно-демократическую диктатуру.

— [11]

Из статьи Вадима Скуратовского «СССР в Парагвае — XIX»:

Отодвинув в сторону розовые утопии вдохновивших его мыслителей, доктор Франсиа занялся самым конкретным обустройством своей власти. Парагвай был превращён в образцовое полицейское государство. В котором решительно все принадлежало „народу“. То есть государству, то есть его „верховному правителю“. Народ же оставался абсолютно закрепощённым в „коллективных хозяйствах“.

— [12]

Из статьи Андрея Заостровцева «Маленькая страна больших диктаторов»:

Франсия разрушил власть олигархии. Раскинув сеть доносительства, он раскрыл заговор, обвинил в нём 200 наиболее известных представителей элиты и казнил их. Ежегодно он отправлял по 400 своих политических противников в лагеря, где они пребывали лишенными каких-либо человеческих условий существования. Люди арестовывались без обвинения и исчезали без суда.

— [8]

Список литературы:

1. Либерея "Нового Геродота": Биография Франсии на русском языке (рус.).

2. Сергей Семёнов. Злоключения одной химеры (рус.).

3. Большая Советская Энциклопедия (рус.).

4. Андрей Заостровцев. Маленькая страна больших диктаторов (рус.).

5. Либерея "Нового Геродота": Краткая биография Франсии (рус.).

6. Н. Н. Марчук. История Латинской Америки (рус.).

7. "Революция в Парагвае победила!" Статья из журнала "Наука и религия" (рус.).

8. А. П. Заостровцев. Маленькая страна больших диктаторов (рус.).

9. У. Г. Девис. Война Тройственного альянса с Парагваем (рус.).

10. Юрий Нерсесов. Геноцид во имя демократии (рус.).

11. Н. Н. Марчук История Латинской Америки (рус.).

12. Вадим Скуратовский СССР в Парагвае - XIX (рус.).

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Франсия,_Хосе_Гаспар_Родригес_де