Точно так же отсутствует в "пособии" и имя Розанова, хотя есть целый ряд имен его менее, гораздо менее или прямо-таки несоизмеримо менее значительных современников, — таких, как А. Айхенвальд, А. Богданович, С. Венгеров, А. Волынский, А. Горнфельд, Р. Иванов-Разумник, П. Коган, В. Кранихфельд, А. Луначарский, В. Львов-Рогачевский, А. Ляцкий, Е. Соловьев-Андреевич, В. Фриче, Л. Шестов и т.п. Эти авторы, в отличие от Розанова, были так или иначе связаны с кадетами, или эсерами, или социал-демократами.
Любопытно, что в послереволюционное издание своего "пособия" (1918) Владиславлев, — видимо, слегка "поумнев", — включил и Леонтьева, и Розанова.
Но, конечно, для начала XX века характерно не только прискорбное "замалчивание" ценнейшего наследства русской культуры, а и жестокая борьба против него. Вот весьма впечатляющий рассказ В. В. Розанова:
" — Нужно преодолеть Достоевского, — это взял темою себе в памятной речи, посвященной Достоевскому, в Религиозно-Философском собрании (должно быть, в 1913 или 1914 году). — Столпнер [25]. — Диалектика, философия и психология всего Достоевского... такова, что пока она не опрокинута, пока не показана ее ложность, дотоле русский человек, русское общество, вообще Россия — не может двинуться вперед...
Шестов, тоже еврей, сидя у меня, спросил:
· К какой бы из теперешних партий примкнул Достоевский, если бы был жив?
Я молчал. Он продолжал:
· Разумеется, к самой черносотенной партии, к Союзу русского народа и "истинно русских людей"
Догадавшись, я сказал:
· Конечно.
Не забудем, что... Достоевский стал на сторону мясников, поколотивших студентов в Охотном ряду (Москва). На бешенство печати он сказал, обращаясь, собственно, к студентам: "Мясником был и Кузьма Минин-Сухорукий".
Достоевский еще не пережил 1-го марта (то есть убийства Александра II. — В.К.). Можно представить себе ярость, какую бы он после этого почувствовал... Но достаточно и мясников: он очевидно бы примкнул к тем, кто после 17 октября и "великой забастовки" (1905 года. — В.К.) начал громить интеллигенцию в Твери, в Томске, в Одессе". [26]
Стоит добавить к этому, что вдова Достоевского, благороднейшая Анна Григорьевна, стремившаяся так или иначе продолжать его деятельность, сочла своим долгом стать действительным членом "черносотенного" Русского собрания...
Нельзя умолчать о характерной и по-своему забавной ситуации, в которой оказались сегодня, сейчас "прогрессистские" идеологи: с одной стороны, они яростно борются против "консерваторов", но в то же время они не могут теперь не сознавать, что почти все наиболее выдающиеся идеологи России XIX века были отнюдь не "прогрессистами"; последние за редким исключением являли собой нечто заведомо "второсортное". Ныне просто невозможно всерьез изучать сочинения Добролюбова, Чернышевского, Писарева и т.п., чего никак не скажешь о Леонтьеве, Данилевском, Ап. Григорьеве. И возникает диковатый парадокс: многие теперешние "прогрессисты" выше всего ценят в прошлом мыслителей именно того "направления", которое сегодня они с пеной у рта отрицают...
Примечания
1) Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. — М., 1959, T.VI,c.l57,159,165.
2) Цит. по кн.: Степанов С.А. Черная сотня в России (1905— 1914 r.r.).—M, 1992. с.9.
3) Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 24, с. 18.
4) Степанов С.А., указ. соч., с.226.
5) Блок Александр. Собрание сочинений в восьми томах. — М.—Л.,1963,т.7,с.14
6) Звенья. Исторический альманах. Выпуск 2. — М. — СПб, 1992,с.342.
7) Аврех А.Я.Распад третьеиюньской системы.—М., 1985, с.15,16.
8) Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников. — М., 1973,с.69.
9) ТроцкийЛ. Литература и революция. —М., 1991, с.230.
10) Гиппиус Зинаида. Живые лица. Воспоминания. — Тб., 1991,с.26,28.
11) Интеллигенция в России. Сборник статей.—СПб., 1910, с.130,113,171,191.
12) Булгаков С.Н. Христианский социализм. —Новосибирск, 1991,с.302,300.
13) Цит. по кн.: Старцев В.И. Русская буржуазия и самодержавие в 1905—1917г.г.—Л,1977,с.182.
14) Булгаков С.Н., цит. изд., с.310,300,302,313.
15) Булгаков Сергей, прот. Христианство и еврейский вопрос. —Париж, 1991,с.121,137.
16) Сироткин В .Г. Вехи отечественной истории. Очерки и публицистика.—М., 1991,с.58,49.
17) Бердяев Н.А. Новое средневековье.—М., 1991, с.4б.
18) См. "Наш современник", 1990,№ 10, с. 112.
19) Виктор Михайлович Васнецов. Письма. Дневники. Воспоминания. Суждения современников. —М., 1987, с.183.
20) Нестеров М.В. Письма. Избранное.—М., 1988, с.198.
21) Никонова И. Михаил Васильевич Нестеров.—М., 1962,с.101.
22) Шульгин В. Годы. Воспоминания бывшего члена Государственной думы. — М., 1979, с.92.
23) Михаил Васильевич Нестеров. 1862—1942.—М., 1990, с.92.
24) Франк С.Л. Сочинения.—М., 1990.С.154.
25) Столпнер Б.Г. (1871—1967) — лектор и переводчик в области философии, с 1920г. —профессор.
26) Розанов В.В. Мимолетное. 1915. —см. журн. "Начала", 1992,№3,с.21.