Смекни!
smekni.com

Повстанческое движение в Дагестане и Чечне в 20-х годах ХХ века (стр. 1 из 2)

ПОВСТАНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДАГЕСТАНЕ И ЧЕЧНЕ В 20-Х ГОДАХ ХХ ВЕКА.

Мы каждый день смотрим выпуски новостей и редко задаемся вопросами о причинах происходящего.Сегодня мало кто знает, что такие термины как "бандитизм", "бандформирования" в обиходе не только последние 15-20 лет, но уже в 20-е годы ХХ века они были серьезной угрозой и проблемой для,тогда еще, советской власти.

В 20-25 годах ХХ века были проведены специальные операции по ликвидации бандформирований на Северном Кавказе, в ходе которых пострадали не только бандиты и солдаты Красной Армии, но и мирные жители. Причины нестабильности на Северном Кавказе спорны. Обеливать политику как царской России так и советской и обвинять во всем кавказские народы просто неуместно. Попытка противодействия культурным традициям и нравственным устоям народа может привести только к агрессии. И дело не в том что Кавказ - дикий, а в том, что Кавказ - другой, и чтоб изменить его характер нужны столетия. Нежелание или неспособность многих исследователей принять тот факт, что различные миры находясь в тесном контакте рано или поздно столкнутся в силу непримиримости их характеров, ведет к неверному и субъективному толкованию как непосредственно событий так и причин их провоцирующих.

Вернемся к событиям тех лет. Весной 1920г. Красная армия разгромила белых на территории Дагестана, но ситуации в этом регионе продолжала оставаться напряженной и неустойчивой, что было связано как с воздействием особенностей и уровня социально-экономического развития края, разоренного гражданской войной, так и с многочисленными серьезными промахами представителей новой власти при управлении, поскольку они, как правило, были незнакомы с местными условиями, не учитывали характерные для населения вековой уклад жизни, обычаи и уровень религиозности, особенности хозяйства горцев.(1) Также отпечаток на характер и содержание движения наложила Кавказская война 1817-1864гг.

В результате грубых просчетов новой власти в национальной политике уже в конце лета 1920, началось крупное восстание, охвативщее значительную территорию Дагестана и Чечни. Оно вошло в историографию как антисоветское восстание под руководством Нажмуддина Гоцинского, в 1917-1918гг. избранного частью горцев муфтием, а затем и имамом Северного Кавказа и Дагестана.

Гоцинский поднял восстание под лозунгом восстановления Горской республики, провозглашенной в ноябре 1917 г. частю Российской демократической республики.

Этот вооруженный конфликт показал высокую степень ожесточенного противостояния враждующих сторон.(2)

В исследованиях советских историков участники этого повстанческого движения наделены были такими нелестными эпитетами, как "озверелые ", "злые", "кровожадные", "бандиты", и т.п. О том, что подчас творили сами участники подавления в отношении горского населения, разумеется, не сообщалось. При этом следует учитывать, что "большую лепту" в борьбу с повстанцами внесли партизанские отряды, состоящие из самих же горцев. Западные историки пытались представить подавление антисоветского восстания Гоцинского как результат действий лишь Красной армии, обходя молчанием вопрос об участии в подавлении этого мятежа дагестанских партизан, которых, к примеру, в декабре 1920 г. на территории Дагестана насчитывалось около 8 тыс.

Летом 1920 г. Гоцинский вместе с К. Алихановым стали действовать в Андийском округе Дагестана. Ими и их сторонниками предпринималась энергичная антисоветская агитация и вербовка в отряды горцев недовольных советской властью, уже успевшей сделать грубые ошибки при управлении этим своеобразным краем. В августе созданные небольшие отряды Гоцинского дважды пытались вторгнуться из Грузии в пределы Дагестана и закрепиться там, но обе вылазки тогда закончились без успеха.

В начале сентября многочисленные группы повстанцев, в том числе отряд Гоцинского, начали постепенно просачиваться со стороны Грузии в приграничные районы Дагестана, где он занимался антисоветской агитацией, в результате которой местное население пообещало поддерживать его в свержении новой власти.(3) К декабрю повстанцы значительно продвинулись вглубь Дагестана, к ним примыкало большое количество горцев не довольных новой властю. В каждом районе повстанцы составляли отряды из нескольких сот штыков и сабель. Командный состав отрядов состоял преимуществено из бывших офицерв царской армии и иногда из наиболее опытных в военном деле горцев. Главную военную силу отрядов составляла пехота, в каждой сотне имелось от нескольких десятков до сотни и более кавалеристов. Все пехотинцы и кавалеристы обязаны были являться с собственным боевым снаряжением. Восстание принимало все более и более массовый характер.

Первая попытка разгрома мятежников, предпринятая командыванием Красной Армии в октябре-ноябре 1920г., закончилась провалом. Это подняло боевой дух восставших и значительно усилило их ряды. К началу 1921 года в мятежных районах бандформирования, с учетом поддержки местного населения, насчитывали около 50 тыс. повстанцев.(4) В начале декабря 1920г. отряды Гоцинского перешли в активное наступление. Повстанцы заняли часть населенных пунктов Дагестана. С целью отвлечения Красной армии от Дагестана, главный штаб повстанцев активизировал свои действия в Чечне. Все больше горцев пополняло ряды мятежников.

С целью ликвидации бандитизма советское политическое и военное руководство приняло решительные меры по уничтожению бандформировании. Приказом РВС Кавказского фронта от 25 января 1921г. для "наведения порядка в Чечне и Дагестане" была сформирована специальная Терско-Дагестанская группа войск, вскоре приступившая к исполнению приказа. После нескольких месяцев, к середине мая, закончились боевые действия по подавлению антисоветского восстания в Дагестане. В этих боях части Красной армии потеряли убитыми около 5 тыс. Советское правительство объявило амнистию всем рядовым участникам вооруженных отрядов, добровольно сложившим оружие. Часть повстанцев явилась с повинной, но Гоцинский вместе с другими руководителями и активистами не прекращали борьбу против советских органов власти. К осени 1921г. в восьми округах Дагестана из десяти они вновь активизировали свою деятельность. Всего на территории Северо-Кавказского военного округа в 1922г. действовало 25 повстанческих отрядов. Одной из главных задач советских органов была поимка Гоцинского, продолжавшего активную деятельность. Гоцинский наладил контакты в Дагестане и Чечне с Шейхом А.Митаевым и А.Шамилевым, готовыми по первому сигналу выступить против советской власти. Но после ареста Чеченским отделом ОГПУ Митаева Н.Гоцинский потерял опору в Чечне.

Летом 1925г. командование Северо-Кавказского военного округа и руководство ОГПУ приняли решение о проведении совместной крупномасштабной войсковой операции, по плану которого предусматривалось провести одновременную - на 5 участках - зачистку территории Чеченской автономной области от бандформирований и изъять оружие и боеприпасы у местного населения. Во избежание проникновения бандитских групп в соседние республики и области по дагестано-чеченской границе были выставлены специальные заслоны, на грузино-чеченской границе - отдельные загородительные отряды из состава частей Кавказской Краснознаменной армии и местных сотрудников ОГПУ. В это же время органы ОГПУ осуществили чистку центрального управленческого аппарата Чеченской автономной области, в ходе которой были выявлены пособники главарей бандформирований и ярые противники советской власти.

Санкционированная советским правительством операция по разоружению населения Чеченской автономной области и ликвидации бандитизма, длившаяся с 23 августа по 12 сентября 1925г., была осуществлена войсками Северо-Кавказского военного округа и органами ОГПУ. Сущность операции заключалась в том, что войска, предворительно сосредоточившись на северной, восточной и западной границах Чечни, одновременно продвигались к центру территории области, осуществляя разоружение населения и "изъятие бандитских элементов". Основными задачами авиации в ходе проведения операции явились: бомбардировки населенных пунктов и районов, где оказывалось наиболее активное сопротивление правительственным войскам; обеспечение связи между группами войск; разведка местности; осуществление демонстративных полетов с целью устрашения повстанцев. Самолеты использовались и в пропогандистских целях: разбрасывались листовки с воззваниями или ультиматумами к населению сопративляющихся селений и аулов.(5)

Неоднозначно было отношение местного населения к оперативной группе: в одних селених их встречали хлебом-солью, в других все способные носить оружие уходили в горы, оставляя в аулах стариков, женщин и детей. В случаях оказания населением пассивного сопротивления, препятствующего разоружению, прибегали к артобстрелу и бомбометанию с самолётов. В конце августа в результате налетов авиации и обстрела артиллерии чеченских селений Ахчой, Зумсой, Келой, Химой, Хакмалой и Дая их жители, среди которых были убитые и раненые, начали сдавать оружие. 30 августа под хутором Ведучи произошел бой, в результате которого повстанцы отступили в Дайское ущелье, а затем в течениие нескольких дней были разбиты.

Добившись некоторого перелома в ходе боевых действий, командование группы, под руководством начальника Чеченского отдела ОГПУ С.Н.Миронова, потребовало от населения Шароевского района сдать Н.Гоцинского, при этом 40 человек из числа почетных стариков были взяты в заложники. Однако это требование не было удовлетворенно в срок, и войска решили прибегнуть к более действенным мерам: за 2 дня на район в сочетании с артилерийским огнем было сброшено 22 пуда бомб. Лишь после этого, 5 сентября 1925г., Гоцинский был выдан. Тяжело больной, морально подавленный, бывший духовный лидер Северного Кавказа не оказал ни каких действий для оказания сопративления. Тогда же были схвачены ингушский лидер А.Шамилев, шейх Джаватхан, бывший председатель Ножаюртовского окрисполкома М.Гедертиев, военный советник турецкого полковника Хусейн Эфенди и др. С арестом Гоцинского , который 15 октября 1925г. был приговорен к расстрелу, произошел перелом в повстанческой борьбе.