Смекни!
smekni.com

Кодификация римского права (стр. 4 из 4)

Дигесты в целом также были систематизированы по семи условным частям: в первой (кн. 1 – 4) рассматривались общие вопросы права и учение о правах лиц; во второй (кн. 5 –11) – «о праве лиц на свои собственные и на чужие вещи», о защите права собственности; в третьей (кн. 12 – 19) – «об обязательствах двусторонних или возникающих из взаимного доверия»; в четвертой (кн. 20 – 27) – об обеспечении обязательств, издержках и исках из обязательств, об обязанностях из семейных и опекунских прав; в пятой (кн. 28 – 36) – о завещаниях; в шестой (кн. 37 – 43) – о разных вопросах, разрешаемых по судейскому усмотрению; в седьмой (кн. 44 – 50) речь шла главным образом об уголовном и публичном праве. Наиболее любопытной была заключительная, 50-я книга Дигест: в ней были систематизированы не столько юридические оценки или разъяснения по узкоправовым институтам, сколько древние юридические правила, пословицы и зафиксированные классическими юристами еще более древние обычаи (нередко восходившие еще к священным римским законам). [10]Многие из них впоследствии стали общепринятыми правилами в мировой юридической культуре, поскольку выражали самые-самые типические, но остро отмеченные черты бытования права: «Никто не может другому передать более прав, чем имеет сам» или «Невозможное не должно содержать в себе представления о некоей обязанности».

Третьей частью Свода был Кодекс (Codex). Его основой стал ранний Кодекс Феодосия и, так же как в предшественнике, здесь систематизировались только действующие императорские конституции [11]– всего более 4 тысяч. Кодекс делился на 12 книг и 765 титулов, тексты конституций приводились, как правило, в своем полном виде и с указаниями на время и императора, когда были изданы. В отличие от Дигест, посвященных в главном частному праву, Кодекс систематизировал нормы публичного права и церковных дел. В 1-й книге кодифицировались постановления, касавшиеся церковного католического права, источников права и государственной службы; в книгах со 2-й по 8-ю – акты императоров о гражданских правах и судопроизводстве; в 9-й – по уголовному праву; в 10 – 12-й – по государственному управлению, финансам и т. п.

После официального обнародования Свода в трех частях законодательство Юстиниана не остановилось. При нем было принято еще немало актов, в которых закреплялись существенные перемены в сфере церковных дел, наследственного права, семейного права. После смерти императора его законодательное наследие было также собрано под общим названием Новелл (Novellae). Это были уже не официальные, а частные собрания – разные по составу. Наиболее авторитетные относятся к 556 г. (оно включило 122 Юстиниановы новеллы-конституции) и ко второй половине VI в. (содержат или 134, или 168 конституций). Помимо собственно императорских постановлений, к Новеллам были отнесены эдикты начальников провинций. Со временем Новеллы стали считаться четвертой частью Юстинианова Свода, хотя никогда не имели такого официального значения.

Тексты Свода Юстиниана распространялись как по-латыни, так и по-гречески и долгие века были основным источником для государств, придерживавшихся римской юридической традиции. Позднее значение их упало, официальные первотексты были утрачены. Заново «открыт» Свод Юстиниана был уже в XII в. в Италии, с началом общеевропейской рецепции римского права. Тогда все четыре части и получили единое наименование Свода гражданских прав (Corpus juris civilis). В XVI в. во Франции были осуществлены первые печатные издания Свода, с этого времени в целостном виде вошедшего в юридическую практику и юриспруденцию Нового времени. Свод Юстиниана стал обобщением не только более чем тысячелетней римской юстиции и практики юриспруденции, но и синтезом всей римской юридической культуры, включая важные для становления европейской правовой культуры общие положения о Праве, Законе и задачах Юстиции.


Заключение

Изучив основные памятники римского права, можно прийти к выводу, что наиболее совершенным является Кодекс Юстиниана. Он содержит мнения ученых-юристов по большинству вопросов, связанных с применением и толкованием права, основополагающие принципы правосудия, применения наказания, классификации преступлений и др. Сборник удовлетворил потребности людей и государства в единстве права, определенности и ясности его содержания. Очень важно, что благодаря кодексу до наших дней дошло правовое наследие Рима, которое представляет огромную ценность для правоведов и, на которой основываются правовые европейские системы. Основными отличиями римского права являются строгость, жесткость правовой регламентации, рационализм и житейская мудрость. Подобные качества предопределили становление строгой юридической системы, связанной широкими принципами, объединяющими правовые нормы. Особенностью римского права является его приспособленность к мировому обороту, так как Рим активно поддерживал торгово-экономические и политические отношения с соседними странами. Это способствовало разработке абстрактных фундаментальных юридических конструкций в сфере частного права. Таким образом, римское право прошло строгую техническую школу. Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Также, римское право с точки зрения способа фиксирования и выражения юридических норм в корне отличается от современных систем частного (гражданского) права большинства государств. В этих государствах (кроме англо-американских стран) частноправовые нормы получают главным образом форму закона и записываются в кодексах или в отдельных законах, т.е. представляют собой систему абстрактных, расположенных в строгом порядке подчиненных и соподчиненных общих положений. Источники римского права, наоборот, представляют собой главным образом совокупность решений конкретных казусов, и в этом большое внешнее сходство римского частного права с англо-американским "общим правом". Если римский юрист и высказывает общее положение, то он делает это на основе рассмотрения конкретного случая.Конечно, римские юристы оставили нам и сборники общих правил (всякого рода институции, правила, дигесты), но эти сборники являются лишь дальнейшей обработкой и обобщением выводов конкретных судебных дел.


Список литературы

1. Бирюков Ю.М. "Правовые памятники Древнего мира", М.:изд-во ВПА , 1969г.

2. Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988

3. Виппер. Очерки по истории Римской империи. - М., “Феникс”. 1995

4. Дождёв Д.В. Практический курс римского права. Ч.1. М.,2000.

5. Кузницин А.А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г.

6.Курбатов. История Византии. М., 1989.

7.. Максимов О.В. Курс лекций по римскому частному праву. МИУ., 1997

8. Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. М., 1997.

9. Памятники римского права: Законы XII таблиц, Институции Гая, Дигесты Юстиниана. М., 1997.

10. Липшиц Е. Э.- Юридические школы и развитие правовой науки. - Культура Византии. М., 1984.

11. Удальцова З. В. Законодательные реформы Юстиниана // История Византии. Т. 1. М., 1967


[1] Кузницин А.А. "История Древнего Рима", М.: изд-во Наука 1980 г. , с.205

[2] Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. М., 1997, с. 54.

[3] Бирюков Ю.М. "Правовые памятники Древнего мира", М.:изд-во ВПА , 1969г. , с.88

[4] Липшиц Е. Э.- Юридические школы и развитие правовой науки. - Культура Византии. М., 1984. Т. 1. С. 358-370.

[5] Удальцова З. В. Законодательные реформы Юстиниана // История Византии. Т. 1. М., 1967. С. 246-266

[6] Виппер. Очерки по истории Римской империи. - М., “Феникс”. 1995, с.56.

[7] Дождёв Д.В. Практический курс римского права. Ч.1. М.,2000, с.13.

[8] Винничук Л. «Люди, нравы, и обычаи Древней Греции и Рима», Высшая Школа, М. 1988, с.50.

[9] Дождёв Д.В. Практический курс римского права. Ч.1. М.,2000, с.14

[10] Максимов О.В. Курс лекций по римскому частному праву. МИУ., 1997, с.45.

[11] Новицкий И.Б. Римское право. Изд. 6-е, стереотипное. М., 1997, с.22.