- создание иерархичной структуры пантеона влекло за собой ответные изменения в самом культе, а это, в свою очередь, сказалось как ограничение сферы влияния отдельных племенных верований. Естественно, что это не было одномоментным решением проблемы.
- некоторые божества пантеона не имели широкого распространения среди славянских племен и, следовательно, неоднозначно воспринимались соседскими племенными союзами.
- культ бога Перуна также не получил широкого признания. Основная масса населения Киевской Руси воспринимала его лишь как покровителя князя и его дружины.
Однако доминирующей причиной, которая определила неудачную попытку создания единой государственной монотеистической религии, стало то, что новому общественному строю, который зарождался на восточнославянских землях на основе формирования древнерусской этнической общности, необходима была более развернутая система религиозных верований. Язычество, даже реформированное, уже этим требованиям не отвечало. И перед князем Владимиром стал вопрос: какую из существующих религий выбрать, учитывая альтернативность вариантов, благодаря тесным контактам Киевской Руси с другими странами и народами.
Таким образом, стало очевидным, что дальнейшее развитие Киевской Руси в значительной степени будет зависеть от вхождения в европейскую культурную общность через принятие религии, отвечающей идейным принципам феодального государства.
3. Экономические аспекты принятия христианства.
К X-му веку нашей эры Русь представляла собой очень молодое, но быстро развивающееся государство. С чем же было связано это быстрое развитие? Дело в том, что развитие практически любого государства зависит от развития ремесла. Русское же ремесло развивалось в основном вследствие активной торговли. В то время Русь граничила на юге с Византией – государством, имевшим двух - тысячелетнюю историю, и являющимся обширным кладезем знаний. Язычество затрудняло торговые отношения Киевской Руси с христианскими странами. Христианское духовенство относилось непримиримо ко всему тому, что принадлежало язычникам. Русские феодалы были заинтересованы в торговых связях с христианскими державами, в особенности с Византией, купцам-христианам было проще осуществлять торговые сделки со своими партнерами из христианских стран, чем купцам-язычникам. И поэтому принадлежность к христианской религии облегчала торговые связи с Византией. Конечно же, Византия намного обгоняла Русь в развитии и с этим связано распределение потока товаров – из Руси шло в основном сырье – мех, зерно, а из Византии – предметы ремесла – различные приспособления, оружие, книги, картины. Но вместе с материальными товарами, Русь получала от Византии технологии, научные открытия, знания, культуру, идеи. Русские люди "питали всегда благоговейное уважение к Империи, к блестящим формам ее жизни, которые так поражали их воображение; таковы бывают постоянно отношения народов необразованных к образованным". Они, приезжавшие в Константинополь, неизмеримо удивлялись культурным достижениям византийцев, величию христианских храмов. "Не одна надежда корысти могла привлекать нашу Русь в Константинополь, но также и любопытство посмотреть чудеса образованного мира; сколько дивных рассказов приносили к своим очагам побывавшие в Византии. Как вследствие этого возвышался тот, кто был в Константинополе, и как у других разгоралось желание побывать там!"
Таким образом, процветающая Византия демонстрировала пример тому, что может сделать монотеистическая религия для развития государства. Как важно идеологическое единство народа, живущего в нем.
Исходя из вышесказанного, первыми русскими христианами могли выступать именно купцы. А также можно сделать вывод, что христианство еще до принятия его официально, глубоко пустило корни на Руси. Однако еще долго язычество противостояло христианству, но постепенно уступило место последнему, так как на Руси зарождалась новая социально-политическая формация - феодализм, со своей христианской идеологией.
4. Социальные аспекты принятия христианства.
В конце X века ориентация влиятельных социальных сил на христианство, а точнее на его восточную разновидность усилилось. В начале IX века у славянских и некоторых других племен, обитавших на обширной территории, на смену первобытной формации приходит ранний феодализм. Как и всякое переходное социальное состояние, этот период характеризовался остротой противоречий, неустойчивостью, разнонаправленными тенденциями общественной жизни. Феодальный способ производства на территории Руси формировался в течении VI-VIII вв. С IX века ведущая роль в экономике, а, следовательно, в социальных отношениях перешла к нему. Но борьба между традиционным первобытным, рабовладельческим и феодальным укладами не прекращалась.
Успех, которого добился феодальный уклад, не был пока ни полным, ни окончательным. Сложились условия неблагоприятные для феодального уклада. Как известно классическим вариантом смены одного вида формации другим был рабовладельческий, шедший на смену первобытнообщинному. История восточных славян отклонилась от столбовой дороги. Это стало возможным, потому что на социальной арене того времени имелась феодальная формация, она уже охватывала огромную зону в Европе и Азии. Феодализм постоянно втягивал в свою орбиту все новые общности, политическая зрелость которых позволяла им порывать связи с первобытностью. Как известно рабовладение у славян, пополнившееся за счет войн, существовало с VI века, оставалось на уровне патриархального, хотя и способствовало выделению и усилению знати.
Таким образом, восточные славяне пошли по пути нерабовладельческого развития. Первобытнообщинная система сменилась феодальной, на смену вождю племени пришел князь. Ко второй половине X века феодализм на Руси, просуществовавший около полутора веков, имел два важнейших слагаемых: феодальные отношения, которые стали играть ведущую роль в экономике и государство, что первое в сфере политики. Но третий важный компонент идеология отсутствовал. Ведь та же религиозная идеология бывшая в Древней Руси, шла со времен первобытнообщинных и времен военной демократии. Ей надо было найти замену. Становление религий нового типа, а к ним относится христианство, сопровождается интенсивной борьбой идей, стремление идеологически оформить религиозные представления. Представителем Бога на земле, передающим просьбы верующих на небо, молитвой просящий небеса о ниспослании благ, защиты становится священник. По своему географическому положению, христианство - религия, в первую очередь, европейская. Другая обширная зона цивилизации – Восток, была завоевана Исламом и Буддизмом, поделившими между собой значительно очерченную часть. Русь стала перед выбором.
И когда возможности старой языческой религии внутри страны были значительно исчерпаны и не принесли ожидаемых результатов, взоры правящей верхушки обратились к соседним странам. Подходящие религии у них имелись. У волжских булгар был распространен ислам, у хазар – иудаизм, в Византии и Западной Европе – христианство, в котором все сильнее выделялись восточные и западные центры (Константинополь и Рим). Все эти религии уже стихийно начали распространяться на Руси, но влияние имели разное.
Иудаизм нес груз наследия, полученный от древнееврейской религии. Некоторые традиции прошлого, от которого он так и не избавился, сильно ограничивали его возможности.
Ислам же, обладавший большей мобильностью, и сумевший быстро распространиться на значительных пространствах воплотил в себе характерные особенности иного региона.
Наиболее подходящей религией оказалось христианство, она не содержала того, чтобы создавало бы ему трудности в Восточной Европе, части того региона, где ему удалось закрепиться. Постепенно складываются христианские традиции на Руси. В Киеве строится церковь святого Ильи – на - Подоле. Немало лет правит государством, принявшая христианство княгиня Ольга – названная церковью равноапостольной и причисленная к лику святых. Существует, предположение, что христианином был ее внук Ярополк, правивший в Киеве в 972-980 гг. Христианство явно опережало своим влиянием ислам, иудаизм, к нему склонялась княжеская власть. Отношения киевской Руси с христианским миром постепенно приобретают большую прочность, чем с мусульманским и тем более иудаистским. Русь явно тяготела к Византии. Вот в таких условиях совершался выбор религии, к которому были причастны Владимир Святославович – получивший от церкви прозвание Креститель и его окружение.