Смекни!
smekni.com

Историзм выбора веры князем Владимиром (стр. 3 из 3)

5. Последствия принятия христианства.

Переход к христианству имел огромное историческое значение и сказался на всех сферах жизни древнерусского общества.
Крещение помогло преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в единое древнерусское общество, создав духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого-либо локального коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), всё более осознавая себя русским православным. Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилию со стороны его верхов. При этом она формировала уважение к власти и воспитывала терпимость к ближнему.
Да и в целом, христианство, резко противопоставляя идеальное материальному, способствовало духовному развитию человека.
Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания, зарождается каменное зодчества, возникает иконопись, фресковая живопись. Крупные церковные храмы становились центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси.
Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Смягчая нравы, церковь упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков, активно выступала она и против рабства.
Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
В то же время своеобразие русского православия определило и значительные отличия русской цивилизации от европейской. Основу христианского учения представляет идея индивидуального “спасения”, достигаемого путем нравственного самосовершенствования и духовного очищения. Приближение к Богу достигается через подавление в себе всего плотского и материального, дьявольского. На Руси же в условиях сохранения общины и коллективистских принципов, идея личности не получила должного развития, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа. В итоге, западноевропейское “прочтение” христианства, исходящее из того, что спасение человека зависит от его собственной воли, открывало больше возможности для самостоятельности, а, следовательно, и внутренней свободы человека, что создавало духовные предпосылки для становления личности и достижения ею внешней свободы. В результате этой активности личности и происходило более динамичное развитие европейских стран. Православие, воспринимая общество как единое целое, которому каждый человек обязан служить, побуждало личность жертвовать своими интересами во имя общего. Более требовательно оно относилось и к человеку, ориентируя его не на внешнее обустройство мира, а на достижение морального совершенства. Это приводило к аскетизму, стремлению не приспособить мир согласно своим потребностям, а качественно преобразовать его, добившись коллективного спасения.

Еще одно отличие православного и католического мира заключалось в разных отношениях между церковью и властью. На Западе церковь соперничала с королевской властью, вступая с ней в различные соглашения, что способствовало формированию гражданского, договорного в своей основе, общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но скорее укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение. В итоге это открывало дорогу деспотии.
В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями будут нарастать. Таким образом, с самого начала русской цивилизации характерной ее чертой станет раскол, т. е. сочетание в себе черт западной и восточной цивилизаций, с одновременным стремлением преодолеть этот раскол, обрести определенную цельность. Противоречивое единство различных цивилизационных векторов будет влиять на весь ход русской истории, обуславливая ее цикличный и инверсионный характер.

Заключение.

Так, почему же Русь выбрала христианство?
На сегодня называются три основные причины этого:
1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало
в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян.
2. Несовместимость установившегося государственного единства
разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ.
3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие
международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.
Основную роль в принятии христианства на Руси сыграло
время. Древнерусское государство было создано,
но оно не было прогрессивным, принадлежало к старому времени, времени язычества, уходившего в прошлое. Его необходимо было укрепить, как политически, так и экономически. И это было сделано.
Русь стала современной, сохранившей себя страной.
Для утверждения Руси, как современного государства на политической
карте мира, необходимо было перестроить страну на новый лад, который был принят в большинстве цивилизованных государств, как Европы, так и Азии, а в те времена главным просветительским и объединяющим фактором являлась именно Церковь, и именно через нее это было сделано.

Список литературы.

1 Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Контекст - 90. — М.: Наука, 1990. – 240 с.

2 Иванова С.Ф. Введение в храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. - М.: «Статут», 1994. – 160 с.

3 Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.: Наука, 1994. – 95 с.

4 Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. - М.: Наука, 1993. – 17 – 21 с.

5 Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданьях и легендах. – М.: "Наукова думка", 1986. – 54 с.

6 Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся. - М.: Наука, 1983. – 36 с.

7 Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Избр. работы: В 3 т. Т. 1. - Л.: Наука, 1987. – 121 с.

8 Мильков В.В., Пилюгина Н.Б. Христианство и язычество: проблема двоеверия. - М.: “М”, 1987. – 270 – 271 с.

9 Никольский Н.М. История русской церкви. - М.: “М”, 1983. – 14 с.

10 Новосельцев А.П. Восток в борьбе за религиозное влияние на Руси. - М.: “Мысль”, 1987. – 70 с.

11 Осётров Е.М. "Живая древняя Русь". – М.: "Просвещение", 1984. – 64 с.

12 Рапов О.М. Официальное крещение Руси в конце 10 века. - М.: ”Мысль”, 1987. – 105 с.

13 Рапов О.М. Официальное крещение Руси. Введение христианства на Руси. - М.: ”Мысль”, 1987. – 108 – 112 с.

14 Рыбаков Б.А. Первые века Русской истории. - М.: 1964. – 7 - 16 с.

15 Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. - М.: 1963. – 184 с.

16 Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века Русской истории. - М.: ”М.Г.”, 1987. – 142 с.

17 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: 1962. – 251 с.

18 Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Предисл. Д.С. Лихачева и А.В. Меня. — М.: 1990. – 19 с.

19 Форьянов И.Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. - Л.: 1974. – 218 с.

20 Шмелев И.С. Лето Господне // Избранное. — М.: 1989. – 87 с.