План
Введение
1 Название
2 План атаки
3 Артподготовка
4 Атака
5 Последствия
6 Поле битвы в настоящее время
7 Сноски и примечания
Введение
Атака Пикетта (англ. Pickett's Charge) — эпизод гражданской войны в США, атака пехоты Конфедерации, организованная по приказу генерала Роберта Ли, против позиций федерального генерал-майора Джорджа Мида на Кладбищенском холме в последний день битвы при Геттисберге 3 июля 1863 года. Неудача этой атаки была предсказана генералом Лонгстритом и, по мнению большинства историков, она стала фатальной ошибкой, изменившей ход всей войны. Точка, которую достигли атакующие, сейчас называется «High-water mark»[1][2] и символизирует высший успех, достигнутый армией Конфедерации во время гражданской войны.
Атака названа по имени генерал-майора Джорджа Пикетта, одного из трёх (наряду с бригадным генералом Джонстоном Петтигрю и генерал-майором Исааком Тримблом) генералов Конфедерации, которым Лонгстрит поручил возглавить атаку.
После неудачных атак на фланги днём ранее, генерал Ли решил на третий день сражения нанести удар по центру позиций противника. Ночью 2 июля генерал Мид предположил на военном совете северян, что Ли попытается атаковать центр следующим утром. Массированная артиллерийская подготовка должна была ослабить оборону Кладбищенского холма, но оказалась, в основном, неэффективной. В результате примерно 12 500 солдат девяти пехотных бригад наступали по открытой местности против артиллерийских батарей и винтовочного огня. Некоторые солдаты Конфедерации смогли прорваться за каменную стену, за которой засела федеральная пехота, однако не смогли удержать захваченные позиции и были отброшены, потеряв почти 50 % личного состава.
1. Название
Несмотря на то, что атака вошла в историю под названием атака Пикетта, общее командование было возложено на Джеймса Лонгстрита, а Пикетт был лишь одним из трёх командиров дивизий[3]. Ли указал Лонгстриту на то, что свежая дивизия Пикетта должна была стать основной силой атакующих войск, однако некоторые историки используют термин атака Пикетта-Петтигрю-Тримбла (англ. Pickett-Pettigrew-Trimble Assault)[4] или (реже) атака Лонгстрита (англ. Longstreet's Assault)[5]. Поскольку Хилл не участвовал в командовании, то дивизии Петтигрю и Тримбла также были подчинены Лонгстриту[3]. Таким образом, имя Пикетта было дано атаке, в которой он командовал одной третью войск и которая проходила под командованием командира корпуса.
2. План атаки
Атака Пикетта, 3 июля 1863
Ли решился на эту сомнительную атаку, потому что другого выхода не было — атака флангов эффекта не дала. Он предположил, что генерал Мид оттянул силы на фланги, и центр оказался ослаблен. Кроме того, на его решение повлиял успех дивизии Андерсона, который 2-го июля силами всего одной бригады сумел подняться на Кладбищенский хребет тем самым путём, по которому пойдёт дивизия Пикетта. Возможно, Ли предположил, что если одна бригада Андерсона смогла взять хребет, то три дивизии тем более смогут это сделать.
Согласно плану, в атаке должны были принять участие 3 дивизии конфедератов, возглавляемые генерал-майором Джорджом Пикеттом, бригадным генералом Джонстоном Петтигрю и генерал-майором Исааком Тримблом, состоящие из войск, находившегося под командованием генерал-лейтенанта Джеймса Лонгстрита первого корпуса и третьего корпуса генерал-лейтенанта Хилла. Две бригады из дивизии генерал-майора Ричарда Андерсона (корпус Хилла) должны были поддержать атаку на правом фланге. Войска Пикетта были исключительно из Вирджинии, другие дивизии состояли из войск Северной Каролины, Алабамы, Миссисипи и Теннесси. Войска дивизии Андерсона были из Алабамы и Флориды[3].
Целью атаки был центр федеральной обороны, где стоял 2-й корпус генерала Уинфилда Хэнкока. Прямо по центру стояла дивизия Джона Гиббона, состоящая из трёх бригад: Вильяма Харроу, Нормана Холла и Александра Вебба. Севернее стояли бригады из дивизии Александра Хайса, а к югу — дивизия Даблдея из 1-го корпуса, включавшая в себя 2-ю вермонтскую бригаду Джорджа Станнарда и 121-й пенсильванский полк Чапмана Биддля. Штаб-квартира генерала Мида располагалась сразу за позициями корпуса — в небольшом доме, принадлежавшем вдове Лидии Лестер[3].
До сих пор точно не установлено, что же являлось ориентиром для атакующих. Традиционно им считается «группа деревьев» на Кладбищенском холме. Эту версию впервые предложил историк Джон Бечелдер в 1880 году, а фильм «Геттисберг» способствовал её широкому распространению. Однако современные исследователи, в том числе историки Геттисбергского национального военного парка, полагают, что по плану Ли целью была гораздо более заметная «роща Зиглера» (англ. Ziegler’s Grove) на Кладбищенском холме, так как упомянутая «группа деревьев» в 1863 году имела высоту всего 3 метра и была видна далеко не всем атакующим частям[6].
Часть историков считает, что генеральный план атаки на 2-е июля не изменился к 3-му июля и, как и в предыдущие дни, предусматривал захват Кладбищенского холма и прилегающих к нему дорог.
Вместе с атакой пехоты Ли планировал кавалерийский налёт на тылы войск северян. Кавалерийская дивизия под командованием Джеба Стюарта была направлена на восток для прерывания линий сообщения и пути возможного отступления вдоль Балтиморской дороги[7].
Несмотря на надежды генерала Ли на раннее начало наступления, для подготовки пехоты потребовалось всё утро — ни Ли, ни Лонгстрит не послали Пикетту приказа о подготовке к наступлению на рассвете.
В то же время на самом краю левого фланга Конфедерации развернулось семичасовое сражение за контроль над холмом Калп (англ. Culp’s Hill). По плану Ли оба наступления должны были начаться одновременно, не позволяя Миду сосредоточить войска на отражении одного из них, однако из-за плохой координации действий генерал-майор Эдвард Джонсон начал атаку на холм Калп уже при первых звуках артиллерийской подготовки Лонгстрита[8].
3. Артподготовка
Пушки на позициях Хэнкока
Перед атакой пехоты была проведена артиллерийская подготовка. Ли рассчитывал на мощный концентрированный обстрел федерального центра, который выведет из строя артиллерию противника, что поможет атаке и деморализует обороняющихся. Однако промахи управления и недостатки снаряжения с самого начала сделали этот обстрел малоэффективным. Командир корпусной артиллерии Лонгстрита, полковник Эдвард Александер, несмотря на все усилия, не смог добиться достаточной концентрации огня на нужном участке[9].
Бомбардировка 3 июля стала крупнейшей за всю войну[10]. С обеих сторон в ней были задействованы несколько сотен орудий; она длилась примерно два часа, начавшись около 13:00. Со стороны конфедератов приняло участие от 150 до 170 орудий[11], позиции которых протянулись на 3 километра. Генерал Эвандер Лоу писал:
Бомбардировка в центре … представляла собой самое потрясающее зрелище за всю войну. По всей долине склоны холмов были увенчаны дымом и огнём, и 300 орудий с разных хребтов осыпали друг друга градом металла. |
Несмотря на силу огня южан, он был относительно неэффективен. Их ядра часто перелетали через ряды вражеской пехоты, а дым на поле был вызван, в основном, ружейным огнём. Так как командовавший артиллерией армии Союза бригадный генерал Генри Хант имел в своём распоряжении всего 80 пушек, пригодных для контрбатарейной борьбы, а их расположение на местности ограничивало область эффективного применения, Хант приказал прекратить огонь для экономии боеприпасов. Это произошло после его спора с генералом Хенкоком, требовавшим продолжения огня для поднятия духа пехоты. Александер истолковал прекращение огня как свидетельство того, что большая часть батарей северян разрушена.
День был жаркий (31 °C)[12] и влажный, пехота конфедератов страдала как от жары, так и от от противобатарейного огня Ханта, так как перелетавшие позиции артиллерии снаряды наносили большие потери солдатам, стоявшим в ожидании приказа к наступлению в лесах Семинарского хребта[13].
4. Атака
Общая численность войск, наступавших на позиции северян, по разным оценкам составляла от 11 до 15 тысяч человек[14]. Они наступали шеренгами, дивизии Петтигрю и Тримбла на левом фланге, Пикетта — на правом. Девять бригад образовали фронт длиной около 1600 м. Местность между Семинарским и Кладбищенским хребтами была неровной и наступающие войска периодически пропадали из вида артиллеристов США. Увидев наступающих южан, ожидавшие их солдаты начали кричать «Фредерисксберг! Фредерисксберг! Фредерисксберг!», намекая на гибельную атаку северян во время битвы при Фредериксберге 1862 года. Артиллерия подполковника Фримана Макджилвери, расположенная севернее холма Литтл Раунд Топ, обстреливала правый фланг конфедератов, в то время как левый фланг попал под огонь артиллерии, расположенной на Кладбищенском хребте. Когда южане подошли на 400 ярдов (365 метров) к шеренгам обороняющихся, стрельбу ядрами сменила картечь и ружейный огонь. Ширина фронта наступающих сократилась почти вдвое (до 800 метров), так как солдаты закрывали бреши в строю и пытались уклониться от огня с флангов[15].
Находившаяся на левом фланге бригада Брокенбро несла катастрофические потери от огня артиллерии, расположенной на Кладбищенском хребте. После того, как неожиданно для них ружейный огонь открыли расположенные в одну шеренгу 160 солдат 8-го огайского пехотного полка, вирджинские солдаты Брокенбро, и так деморализованные артиллерийским огнём, запаниковали и бросились обратно к Семинарскому хребту, пробиваясь при этом через дивизию Тримбла и вызвав отступление многих из её солдат[16].
Северокаролинская бригада Джеймса Маршалла (около 1400 человек) сумела пройти за Эммитсбергскую дорогу. Маршалл обернулся к капитану Стоктону Хету (сыну генерала Генри Хета) со словами: «Кто знает, кому судьба пасть следующим?». Через несколько минут, почти у самой каменной стены, он был убит двумя пулями в голову.