Смекни!
smekni.com

Максим Грек описание жизненного пути и категорий мышления (стр. 2 из 2)

Афонские монахи ходатайствовали за него государю, да и он напоминал, что на Афоне его ждут и что по канонам только Константинопольский, Вселенский патриарх может судить его, однако в 1531 году состоялся новый процесс, который лишь подтвердил вердикт прежнего.

В 1532, благодаря ходатайству Анфима, настоятеля Ватопедского монастыря, Максим Грек получил возможность заниматься литературной деятельностью, а между 1533 и 1537 годами, благодаря помощи тверского епископа Акакия. В 1538-1539, при митрополите Иосафе, получив достаточную степень свободы, преподобный занялся главным делом своего второго периода пребывания в России – собранием собственных сочинений. Целью этого мероприятия было оправдание перед общественностью. Но лишь в 1547 году св. Максиму была дарована свобода и снято отлучение от причастия. В том же году он, возможно, переезжает в Москву, а затем в 1551 году, по ходатайству игумена Артемия переводится в Троице-Сергиеву Лавру, где и умирает в декабре 1555 года.

Мировоззрение

Не представляется возможным в рамках подобной работы предоставить исчерпывающее описание богословского и морально-этического учения преподобного Максима Грека. Однако можно попытать выделить основные темы, занимавшие его на протяжении жизни.

1. Соотношение уважение и почитания древнегреческих философов как «верховных» среди «внешних», (особенно он в этом отношении выделял Платона) и отрицание любого возврата к дохристианскому мировоззрению на почве изучения их трудов.

2. Высокая оценка человека, как свободного существа, обладающего свободной волей, неподвластной движению звезд и пр. Это было весьма актуально в России начала XV в., где вполне серьезно рассуждали о необходимости астрологии для правителей и вообще о ее положительных и промыслительных свойствах. В этом отношении Максим Грек полемизировал также с Лютером, отрицавшем свободу воли человека.

3. Высокая оценка личного благочестия латинских монахов и в частности Джироламо Савонароллы, которого он называл образцом «совершенного иноческого жительства» и признание благодатности католичества в общем, сочеталось у преподобного Максима с четким осознанием догматических заблуждений западных христиан. В отдельных сочинениях мы можем даже термин «ересь» в отношении их учения. Для него было свойственно смотреть на суть явлений, отделяя в них главное от второстепенного.

4. Максим Грек был приверженцем смыслового, грамматического понимания отношения к тексту. Он использовал методы критики текста усвоенные им во время учебы работы над источниками в гуманистической Италии. Для средневековой России было характерно скорее догматизировнно-буквальное отношение к текстам, особенно священным, что и послужило поводом несправедливо осуждения преподобного. Он, будучи носителем греческого языка, видел зачастую неправильный перевод например омонимов, что приводило к искажению смысла текстов.

5. Максим Грек был сторонником просвещенного государя окруженного мудрыми советниками. Он не раз обращался к московским государям с нравоучениями и советами, что также не прибавляло ему почитания среди них. Так он не поддержал инициативу Василия Ивановича жениться второй раз, что не раз вменялось ему в вину.

6. Его отношение к монастырскому землевладению были строго нестяжательскими. Он вместе с Вассианом Патрикеевым стал одним из главных апологетов нестяжательства.

7. Одним из основных его обвинения была критика московского обычая поставления митрополитов. Он опирался на отсутствие всякого документа подтверждающего независимость Москвы от Константинополя. Кроме того он не раз говорил о своем подчинении лишь Вселенскому Патриарху.

До последних лет жизни преподобный Максим хотел вернуться на Афон но, несмотря на то, что он явно не стал патриотом России, для нее он сделал много и, по сути, стал первым русскоязычным философом. Среди его учеников значится и князь Андрей Курбский, который вдохновенно отзывался о своем учителе спустя много лет.

Сложно переоценить Максима Грека как уникальную личность, в которой удивительным образом преломились разные направления европейской христианской культуры. Он в совершенстве владел тремя языками, обладающими специфической письменностью.

Максим Грек был канонизирован Русской Церковью в 1988 году, однако почитание его началось гораздо раньше.

Список используемой литературы

1. Буланин. Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984;

2. Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983;

3. Синицына Н. В. Масим Грек в России. М., 1977;

4. Синицына Н. В. Сказания о преподобном Максиме Греке. М., 2009;

5. Синицына Н. В. Максим Грек. М., 2008.


[1] Мы не ставим перед собой задачу хотя бы перечислить все источники жизнеописания Максима Грека.

[2] Синицына Н. В. Сказания о преподбном Максиме Греке (XVI-XVII вв.). М., 2009.

[3] Максим Грек, преподобный. Сочинения. М., 2008.

[4] Синицына Н. В. Масим Грек в России. М., 1977.

[5] Синицына Н. В. Сказания о преподобном Максиме Греке. М., 2009.

[6] Синицына Н. В. Максим Грек. М., 2008.

[7] Denissoff Е. Maxime le Grec et l’Occident, P., 1943.

[8] Светское имя Максима Грека, которое он носил до своего пострижения на Афоне в 1508 г.

[9] Ржига В. Ф. Опыты по истории русской публицистики XVI в. Максим Грек как публицист. Тр. Отдела древнерусской литературы института русской литературы АН СССР. М., 1934. Т. 1

[10] Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983.