Многочисленные данные свидетельствуют о городском ремесле. Металлургия: культура Хараппы – культура бронзового века. Из бронзы изготовлялись мечи, ножи, наконечники для копий и стрел, топоры, зеркала и др. Известны плавка, литье и ковка металлов. Использовались также медь, свинец и драгоценные металлы. Для изготовления металлических фигурок применялся так называемый метод потерянного воска. Обработка камня: зернотерки, гири, некоторые предметы вооружения продолжали изготавливать из него. Процветало гончарное дело, ювелирное искусство, художественные ремесла (резьба по камню и кости, изготовление печатей и др.). Развиты прядение и ткачество. Ремесленная продукция производилась на продажу[5].
Важную роль в экономике играла торговля, как внутренняя, так и внешняя. Ввозилось сырье для ремесленного производства, драгоценные и полудрагоценные камни. Торговые и культурные связи с Южной Индией, Белуджистаном, Афганистаном, Ираном, югом Средней Азии. Сухопутная и морская (печати с изображением судов с мачтами, в Лотхале обнаружена крупная верфь, доки для судов, каменные якоря) торговля с Месопотамией. Связи с Двуречьем и влияние культуры шумеров несомненно (схожие мифологические сюжеты (герой типа Гильгамеша со зверями), строительные материалы (кирпич), достижения культуры и техники (бронза и письменность).
Политическая организация и социальная структура.
Вероятно, хорошо налаженной городской жизнью руководила сильная администрация. В цитадели, возможно, находился дворец правителя или правителей, а также городские власти, осуществлявшие функции контроля над сложной системой городского водоснабжения и канализации и общественных амбаров. Огромные зернохранилища наводят на мысль о централизованных государственных хозяйствах. Высказываются предположения о существовании особого городского совета.
Не ясно, как и откуда осуществлялось управление всей территорией цивилизации, в пользу этого предположения говорит существование единой системы мер и весов, письменность, сходные принципы строительства и др.
Решения вопроса о политической власти разнообразны: В.В. Струве и немец В. Рубен высказывали предположение о рабовладельческой основе общества, целый ряд ученых проводит параллели с политической организацией Древней Месопотамии, полагая, что и на Инде власть принадлежала жрецам, в собственности которых находился весь земельный фонд. Не исключают из списка и республиканское устройство.
Сам облик богатых городов с развитым ремесленным производством заставляет полагать, что к ним примыкала немалая земледельческая периферия, за счет налогов и повинностей с которой в основном отстраивались города и существовали освобожденные от производства пищи слои населения. Несомненно имело место значительное имущественное неравенство, свидетельство чему характер, этажность, размеры домов, а также погребения.
Основание для исследований представляют не только материалы археологических раскопок, но и надписи. Система письменности, много надписей (только печатей более 1 тыс.), выделено 400 различных знаков, но письменность до сих пор не расшифрована (неизвестен язык, который выражает письменность и истоки письменности, споры среди ученых).
Упадок городов.
Города недолговечны, быстро и ярко расцвели и столь же быстро по неизвестной причине пришли в упадок, ориентировочно просуществовали 5-6 веков (ХХIV-ХVIII вв. до н.э.). Некоторые данные указывают на то, что упадок городов начался задолго до их исчезновения и был связан с нараставшими нарушениями нормальной жизни, ослаблением порядка и администрации. «В поздний период строительство в Мохенджо-Даро проводилось без особого плана, некоторые крупные общественные здания уже разрушились[6], а вместо них появились небольшие строения, нарушилось водоснабжение… Хараппе затихает некогда бурная торговля. меняется техника изготовления керамики».
Среди причин упадка называется:
· вторжение арийских племен[7];
· внутренние причины: засоление почв, наводнения, наступление Раждутанской пустыни, изменение русла Инда;
· тектонические толчки
· на основе анализа костных останков антропологи пришли к выводу, что причиной гибели жителей нескольких населенных пунктов была малярия и др.
Исследования показали, что упадок некоторых городов начался задолго до появления иноземных племен. В отношении Мохенджо-Даро выдвигались предположения о близости центра тектонической деятельности, наводнениях, которые в конечном счете вынудили жителей переселиться, сильнейшей засухе как следствии изменения русла Инда. Возможно, причины в каждом конкретном случае были разными (разливы рек, изменение климата, эпидемии), но они не дают представления о причинах упадка Харрапской цивилизации в целом. Возможно, они связаны с некоторой варваризацией культуры, что стало следствием резкого расширения границ цивилизации и включения в ее состав отсталых по уровню развития областей.
«ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД».
СТАНОВЛЕНИЕ РАННИХ ГОСУДАРСТВ В СЕВЕРНОЙ ИНДИИ
(XII – VII вв. до н. э.)
Ранний период.
Основными источниками по истории Северной Индии конца II – начала I тысячелетий до н. э. являются древнейшие памятники индийской религиозной литературы – веды. Веды были созданы на языке, принадлежавшем к индоевропейской семье (и слово «веды» родственно, например, русскому «ведать»). Предки древних индийцев (создателей вед) и иранцев, очевидно, длительное время представляли собою группу близкородственных племен, живших на общей территории. Тех и других в науке принято именовать ариями (слово арья – «Благородный» - было самозванием господствующих родов в древнеиндийских и древнеиранских племенных союзах). Арийские племена, расселившиеся во второй половине II тысячелетия до н. э. в Северной Индии, рассматривают как индоарийские, отличая их таким образом от иранских собратьев.
Арии пользовались изделиями из меди и бронзы, жилища строили из тростника и глины. Встречаются деревни, но полагают, что это первоначально относилось к непостоянному поселению, скопление кибиток, временной стоянки скотоводов. Городов они еще не знали вовсе и тем словом, которое обозначает «город», называли ограды, предназначенные главным образом для охраны скота.
Социальная организация индореев в период их расселения в Пенджбате, видимо, осталась еще племенной. Во главе каждого племени стоял раджа – военный вождь и предворитель. Опиравшийся на помощь сородичей и сравнительно немногочисленных слуг. Рядовые члены племени, носившие оружие, принимали активное участие в различного рода сходках, созывавшихся для решения общих дел. Среди полноправных представителей «народа-войска» распределялась и основная масса добычи, получаемой в результате постоянных межплеменных войн.
Уже в ранневедийскую эпоху засвидетельствован институт рабства, и слово «даса», в древнеиндийском языке обозначающее раба, встречается во многих ведийских гимнах. В целом социальная дифференциация в ранневедийское время была еще выражена довольно слабо.
Поздний период.
В поздневедийскую эпоху происходили радикальные перемены в экономике, социальном и политическом строе Северной Индии. Значительно большее развитие получило земледелие. С помощью плуга с лемехом, изготовленным из твердых пород дерева, были распаханы обширные пространства Индо-Гангской равнины. Основной тягловой силой были волы, разведение домашнего скота оказывалось большое внимание. Молочные продукты составляли повседневную пищу, а по особо торжественным случаям – устраивался забой скота, в том числе и коров.
Земледельцы поздневедийской эпохи строили дома из дерева и бамбука. Жилища, очевидно, различались по размерам и планировке в зависимости от социального положения их хозяев. Рядом с обыкновенными деревнями возвышались резиденции знати, окруженные валом или частоколом. Военные предводители, сражались на колесницах, запряженных лошадьми. Состязание в беге на колесницах были необходимой частью многодневных ритуалов, описанных в поздневедийских тестах. Описание битв в эпосе сводится, по существу, к описанию поединков колесничих воинов, и лишь за спинами их угадываются массы пеших бойцов. Такая организация точно соответствовала и социальной структуре ведийского общества – на колесницах сражалась знать, а народ составлял ополчения.
Археологические находки «серой расписной керамики» свидетельствуют о дальнейшем развитии в начале I тысячелетия до н. э. профессионального ремесла, в том числе и таких, которые обслуживали повседневные нужды деревенского населения (горшечники и ткачи).
Источники начала I тысячелетия до н. э. продолжают говорить о племенах, но в это время можно четко обозначить ту область, которую занимало каждое племя. Население такой области часто было объединено не столько общностью происхождения и сознанием родственных уз, а сколько территориальной близостью и подчинением одному вождю и правителю. В поздневедийский период место племенных союзов постепенно начинают занимать ранние государственные образования.
Религиозные и эпические произведения содержат довольно скудную информацию об основной массе населения. Свободные и полноправные земледельцы составляли общины, каждая из которых охватывала одну или несколько деревень. Общинников объединяли не только соседские, но, как правило и родственные связи, так как расселения происходило целыми кланами. Старейшины их пользовались огромным авторитетом. Наиболее важные дела решались на сходе, а главные обряды совершались от имени всей общины.
Часть деревенских жителей не обладала полнотою права и потому не могла участвовать в сходах – люди, чуждые коллективу не связанные с ним отношениями родства или свойства. Как правило это были те, кто поздно появился на его территории (иногда же, напротив, первоселенцы, покоренные пришельцами). Неполноправными считались все, кто был занят обслуживающим трудом, в том числе и деревенские ремесленники. Естественно, не могло быть речи, о каких либо правах тех, кто не имел даже личной свободы.