Смекни!
smekni.com

Древняя история Индии (стр. 5 из 6)

В городе широко применялся наемный и принудительный труд, рабство стало повседневным явлением. Толпы рабов сопровождали вельмож и занимались хозяйственными делами в их городских особняках.

Рабов рассматривали как собственность хозяина и потому передавали по наследству, продавали, дарили, закладывали, проигрывали; освобождение рабы могли получить лишь по воле хозяина.

Основой благосостояния высшей части господствующего класса были налоги, собираемые главным образом с сельской местности. Традиционный размер налога составлял шестую долю урожая, однако разного рода дополнительные и экстраординарные сборы значительно повышали эту норму.

Конец эпохи древности характеризуется ростом крупного землевладения. Деревни – путем пожалований или покупки – переходили в собственность монастырей, храмов и отдельных брахманов. Владельцами селений могли стать и разбогатевшие купцы. Эти процессы роста крупного землевладения и расширения крестьянской зависимости в конце периода древности рассматриваются в историографии как главные признаки перехода к новой социально-экономической формации – феодальной.

Послемаурийский период характеризовался расцветом экономики и довольно широким развитием рабовладельческих отношений. Классовые общества и самостоятельные государства складывались в отсталых прежде областях Декана, а также на крайнем юге Индостана. Оформившаяся к концу древности общинно-кастовая структура послужила основой социального развития Индии в средние века.

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

Развитие ведийской религии, проходившее при значительном влиянии неарийских культов и традиций, к началу нашей эры привело к формированию индуизма. Индуизм поныне является религией подавляющего большинства населения Индийской республики.

Из "неортодоксальных" течений середины I тысячелетия до н.э. некоторые (например, учение адживиков) исчезли еще в древности, другие (джайнизм) получили распространение лишь в отдельных районах страны; с III в. до н.э. наибольшее влияние приобрел буддизм, ставший впоследствии одной из мировых религий.

Буддизм.

Предание связывает появление буддизма с именем Сиддхартхи Гаутамы (566 - 486 гг. до н.э.), кшартия из племени шакьев. В возрасте 29 лет он ушел от мира".

Как и боги других религий, Будда не мог появиться на земле, подобно другим людям. Мать Сиддхархи - жена правителя шакьев Майя - увидела однажды во сне, что к ней в бок вошел белый слон. Через положенное время она родила младенца, покинувшего ее тело также необычным путем - через подмышку. Немедленно изданный им клич услышали все боги Вселенной и возрадовались приходу того, кому удастся пресечь страдания бытия. Мудрец Асита предрек новорожденному свершение великого религиозного подвига. Младенца назвали Сиддхартхой, что значит "выполнивший свое назначение".

Повелитель шакьев Шуддходана не желал сыну религиозной карьеры. Он воаружил ребенка роскошью, скрывая от него все теневые стороны жизни, дал ему блестящее светское воспитание, женил на прелестной девушке, которая вскоре подарила ему сына.

Но однажды во время прогулки по городу Гаутама встретил покрытого язвами больного, сгорбленного годами дряхлого старика, погребальную процессию и погруженного в раздумья аскета. Так он узнал о неизбежных для живых существ страданиях. И в ту же ночь он тайком покинул дворец, чтобы в отшельничестве искать путь, ведущий к избавлению от страданий.

В течение семи лет он безрезультатно предавал истязаниям свою плоть и размышлял над текстами священных книг жрецов и брахманов. И лишь перестав голодать и отказавшись от ложных премудростей, Гаутама путем внезапного озарения, достигнутого долгим глубоким созерцанием, открыл путь к спасению. Это случилось на берегу речка Наиранджаны, в местечке Урувилва, в теперешней Бодх Гае (штат Бихар). Сидя под священным деревом бодхи он познал "четыре благородные истины".

Демон зла, бог смерти Мара пытался заставить "просветленного" отказаться от возвещения людям пути спасения. Он запугивал его страшными бурями, своим грозным воинством, посылал своих прекрасных дочерей, чтобы соблазнить его радостями жизни. Но Будда победил все, в том числе и свои сомнения, и вскоре произнес в "Оленьем парке", недалеко от Варанаси первую проповедь, ставшую основой вероучения буддизма. Ее слушали пять его будущих учеников и два оленя. В ней он кратко сформулировал главнейшие положения новой религии. После провозглашения "четырех благородных истин", окруженный все умножающимися учениками - последователями, Будда ходил сорок лет по городам и деревням долины Ганга, творя чудеса и проповедуя свое учение.

Ученики и последователи назвали его Будда ("Умудренный", "Просветленный истиной"), поэтому за его учением утвердилось название "буддизм", а за верующими - "буддисты".

В буддизм многое перешло из ведийской религии, прежде всего вера в то, что все сущее связано единой цепью переходов из одного телесного состояния в другое, и учение о карме, как законе таких переходов; не отрицалось и существование ведийских богов. Но некоторые положения делают буддизм особой религиозной системой: признание непостоянства мира и отсутствия вечной души, определение жизни, как страдания. Мир вследствие незнания нами истинной его сущности только кажется нам постоянным; на самом деле он все время изменяется и находится в движении. Поэтому не может быть и вечной души, а есть комплекс материальных и духовных частиц, образующих личность, который распадается со смертью и перегруппируется с рождением, чтобы образовать другую личность.

Душа не живет в теле, как в доме, а живет в нем, как в временном прибежище. Индийский Курал.

Суть буддийского учения содержится в проповеди Будды о четырех "Благородных истинах". Согласно первой - жизнь, не только дурная или несчастливая, но всякая жизнь, вообще жизнь - зло, страдание. Вторая утверждает, что причиной жизни и новых возрождений являются желания – жажда жизни, наслаждений, власти, богатства. Третья провозглашает возможность спасения от зла жизни; четвертая объявляет путь достижения этого спасения через состояние абсолютной уравновешенности, подавление всяких эмоций, желаний и т.д.

Блюди себя в мыслях, блюди в слове,

Охраняй от всего дурного свои действия.

Соблюдая чистоту этих трех путей,

Ты вступишь на путь истины.

Буддийская мудрость (Джаммапада)

Высшей целью, к которой должен стремиться каждый верующий, является достижение нирваны - состояния духа человека, освободившегося от всех земных страстей и привязанностей; после смерти такой человек уже не возрождается.

Буддийское "спасение", следовательно, означает не достижение счастливой вечной жизни (в каких-то неземных условиях), как в других религиях, а вечное избавление от нее.

Принципиально важно, что в пути "спасения", предписываемом ранним буддизмом, не было ничего о ритуале, не было обращения к богам или к самому Будде. Обрести конечное спасение можно было только личными усилиями. Существование богов признавалось, однако и сами боги подвержены перерождениям и закону кармы. Поэтому достигший нирваны Будда - выше богов. Таким образом, оказались ненужными обрядность, жертвоприношения, молитвы; лишним оказывалось жречество, священный характер вед отрицался.

В ведийской религии считалось, что высокое сословно-кастовое положение не только дает человеку право на общественные привилегии, но и служит показателем его морального совершенства. В буддизме же родовитость, сословно-кастовая и этническая принадлежность считались не способными ни серьезно облегчить достижение нирваны, ни воспрепятствовать ему. В этом смысле все люди равны, но только в этом. Социальные различия рассматривались как неизбежные и не заслуживающие того, чтобы стремится к их изменению. Будда не был социальным реформатором, и буддизм никогда не объявлял о необходимости изменения общественных отношений. Тем не менее, уравнение людей хотя бы только в духовной области соответствовало потребностям развитого гражданского общества и способствовало дальнейшему превращению буддизма в мировую религию.

Искусен тот, кто знает людей;

Но истинно просвещен тот,

Кто знает самого себя.

Кто знает самого себя - тот познает бога.

(Восточная мудрость)

Индуизм.

Основу индуизма составили архаические верования многочисленных народов древней Индии: культы деревьев, гор, водоемов, животных (таких, как змея, корова, обезьяна, слон). И поныне в индуизме огромную роль играет восходящее к глубочайшей древности поклонение богине-матери, распространены весьма примитивные суеверия.

В то же время для индуизма характерна идея Всевышнего, вездесущего Бога-творца, являющегося основой мироздания. Все иные божества и сверхъестественные создания являются лишь его воплощениями или свитой. Культ его не сводится к простому жертвоприношению - кормлению к обоюдной выгоде бога и человека, он состоит в безусловном почитании, самозабвенном служении и преданности.

Для многих индуистов таким верховным божеством является Вишну, который может воплощаться в облике животного (вепря, рыбы, черепахи) или человека (обычно темнокожего царя и пастуха Кришны). Учение о воплощениях Вишну позволило слить в едином образе, несколько разных по происхождению культов. Воплощением Вишну признается и Рама - герой популярной эпической поэмы Рамаяна, и Будда (что способствовало ассимиляции буддизма). Изображается Вишну обычно в царской короне, порой возлежащим на мировом змее.