Смекни!
smekni.com

Арденнская операция 1945 (стр. 2 из 3)

«Я был убеждён, что это наступление не местного характера; было бы нелогично для противника предпринимать попытку небольшого наступления в Арденнах, если, конечно, оно не являлось его отвлекающим маневром с целью привлечь наше внимание к этому участку в то время, как он нанесёт сильный удар где-то в другом месте. Такую возможность мы исключали. На других участках фронта либо мы были настолько сильны, что немцы не могли надеяться на успех своего наступления, либо там не было достаточно важных объектов, которыми он захотел бы овладеть. К тому же нам стало известно, что в последние дни численность немецких войск в Арденнах постепенно увеличивалась. Именно через этот район в 1940 году немцы предприняли крупное наступление, в результате которого изгнали английские войска с континента, а Францию вывели из войны. Тогда наступлением руководил всё тот же фон Рундштедт, который и на этот раз был здесь командующим. Возможно, что он надеялся повторить успех, которого добился здесь более четырёх лет назад. Мы все время считали, что, прежде чем признать свое окончательное поражение на Западе, немцы попытаются предпринять там отчаянное контрнаступление. Мне и Брэдли казалось вполне возможным, что именно такого рода операцию они и начали здесь.»

[18] Эйзенхауэр сравнил Арденнское сражение с битвой за Кассеринский перевал в Тунисе, между ними действительно было сходство:

«Хотя при сравнении сил, вовлечённых с обеих сторон в Арденнское или Кассеринское сражение, представляется просто стычкой, тем не менее, между ними существует и некоторое сходство. И тут, и там это было наступление отчаявшихся; и тут, и там противник воспользовался сильно укреплёнными оборонительными позициями, чтобы сосредоточить силы для нанесения удара по коммуникациям союзников в надежде вынудить их отказаться от планов непрерывных наступательных операций. Сколь ни внезапными были для нас время и сила этого удара, мы не ошибались ни относительно места его нанесения, ни относительно неизбежности такого шага со стороны противника. Более того, что касается общего реагирования на эти действия противника, то в данном случае у Брэдли и у меня имелся давно согласованный план ответных действий.»

[19] В числе тех резервов союзников, которые можно было использовать почти немедленно, находился 18-й воздушно-десантный корпус под командованием генерала Риджуэя, размещённый недалеко от Реймса. В состав корпуса входили 82-я и 101-я воздушно-десантные дивизии, уже испытанные в боях соединения. Незадолго до этого они вели тяжёлые бои в Голландии и ещё не полностью оправились. По приказу Эйзенхауэра 18-й корпус был немедленно передислоцирован на Арденны.

«Недавно на театр военных действий прибыла американская 11-я бронетанковая дивизия, а 17-я воздушно-десантная дивизия находилась в Соединённом Королевстве, готовая отправиться на континент, 87-ю пехотную дивизию также можно было доставить в угрожаемый район в пределах приемлемых сроков. В английском секторе, далеко на севере, Монтгомери готовился к новому наступлению. К этому времени он имел один корпус полного состава, не задействованный в операциях. Мы были уверены, что при наличии таких резервов на любое наступление, предпринятое немцами, мы можем в конечном счете эффективно ответить.»

[20]

101-я воздушно-десантная дивизия держала оборону в городе Бастонь — немецкая 5-я танковая армия неоднократно атаковала с разных направлений, но не смогла взять Бастонь. Оборона этого города серьёзно затрудняла наступление немцев, так как там пересекались семь главных дорог в Арденнах, которые были необходимы для снабжения немцев.

7-я американская танковая дивизия в течение 5 дней удерживала город Сен-Вит недалеко от бельгийско-германской границы на северном участке Арденнского выступа. Этот маленький город также был местом пересечения важных дорог в Арденнах — по плану немцы его рассчитывали взять в 18:00 вечера 17 декабря, но это удалось лишь 21 декабря. Такие задержки для немцев были недопустимы. Американские войска отступили и оставили город, но оборона города Сен-Вит также сильно затормозила наступление немцев. Но зато союзники удержали Бастонь. Оборона обоих городов сбила темп немецкого наступления, и дала возможность союзникам перебросить в Арденны дополнительные войска.

19 декабря 1944 г. генерал Эйзенхауэр созвал совещание в Вердене, чтобы обсудить обстоятельства, сложившиеся в результате немецкого контрнаступления. Ещё за неделю до этих событий, 12 декабря, генерал Паттон обсуждал возможность прорыва немцев с левого фланга своей армии в секторе Первой армии, в результате чего был разработан план контрнаступления 3-й армии на случаи подобной акции противника.

Паттон сказал:

«…Как бы там ни было, противник выбился из графика, а потому я все больше и больше укреплялся в мысли, что нам удастся окружить и уничтожить его. Хотя нельзя было забывать, что в 1940 г. немцы наступали так же, как и теперь, а затем повернули на юго-запад и, пройдя через Саарбрюккен и Тионвилль, обрушились на Мец; теперь они могли повторить тот же манёвр…»

[21] Время начала атаки генерал Паттон определил: 04.00 22 декабря. Третья армия перешла в контрнаступление, атаковала немецкие войска с юга, и начала продвигаться к городу Бастонь на помощь 101-й воздушно-десантной дивизии.

5. Контрнаступление союзников и поражение немецких войск: 25 декабря 1944 — 29 января 1945 гг.

К концу декабря погода улучшилась и союзники немедленно этим воспользовались. Авиация союзников стала наносить удары по наступающим немецким войскам и бомбить линии снабжения немецких войск, которые испытывали острую нехватку горючего, так как не смогли захватить топливные склады в Льеже и Намюре. Они не смогли достигнуть даже первой цели операции — захват мостов через реку Маас, так как не дошли до реки. Тем временем американские войска, усиленные за счёт передислокации с других участков фронта, нанесли контрудар 3-й американской армией с юга в направлении города Бастонь, а 1-я американская армия вместе с 30-м английским корпусом полностью остановили наступление противника. 101-я воздушно-десантная дивизия в Бастони сдержала натиск противника и была деблокирована частями 3-й американской армии.

Наступление вермахта захлебнулось у бельгийского города Селль (Celles) утром 25 декабря 1944 г. всего лишь в 6 км от реки Маас и моста в городе Динан. Это было «острие» Арденнского выступа, то есть самая западная точка немецкого наступления Арденнах. Здесь 2-я немецкая танковая дивизия, наступавшая в авангарде 5-й танковой армии, попала в окружение у города Селль. 2-ю немецкую танковую дивизию окружили 2-я американская и 11-я британская танковые дивизии. Это был редкий случай в истории, чтобы в сражении столкнулись две дивизии противников с одинаковыми номерами.

Несмотря на приказы Гитлера продолжать атаку, немецкие войска начали отступать. «Последний блицкриг» завершился.

3-я американская армия, освободив Бастонь, вклинилась в южный фланг немецких войск, этим самым перерезала линии снабжения немцев, к югу от Бастони. Немецкая 5-я танковая армия оказалась под угрозой окружения. У вермахта для отступления оставался только «коридор» к северу от Бастони шириной всего 40 км — он с обеих сторон простреливался перекрёстным огнем американских 155-мм орудий с дальностью стрельбы 20-24 км. Американские артиллеристы использовали новые снаряды с радиовзрывателями, которые оказались очень эффективными в Арденнских лесах. Вдобавок ко всему этому, американская авиация регулярно совершала налёты на отступающие немецкие войска.

1 января 1945 в результате ударов немецкой авиации (в налете участвовали и новые реактивные истребители Messerschmitt Me.262) по аэродромам союзников было уничтожено не менее 260 самолётов, но люфтваффе также потеряли от действий авиации и зенитных расчётов союзников более чем 300 самолетов. 1 января немцы вновь перешли в наступление — на этот раз в Эльзасе в районе Страсбурга с целью отвлечения сил союзников, но это были лишь отвлекающие удары локального характера, проводимые небольшими силами — в Арденнах немецкие войска уже вовсю отступали. Стратегическую инициативу вермахт потерял безвозвратно.

Тем не менее, премьер-министр Черчилль в начале января обратился к Сталину с просьбой ускорить возможное советское наступление с целью скорейшего разгрома Германии. На что получил моментальный ответ с обещаниями максимально сократить сроки подготовки большого наступления Красной Армии. Вот как вспоминает сам британский премьер тот эпизод:

Я привожу эту переписку как прекрасный образец быстроты, с которой можно было вершить дела в высших сферах союзников, а также потому, что со стороны русских и их руководителей было прекрасным поступком ускорить свое широкое наступление, несомненно, ценой тяжелых людских потерь.

[22]

К 15 января 1945 части 1-й и 3-й американских армий соединились к северу от Бастони в районе городов Уффализ и Новилль, тем самым ликвидировали более половины арденнского выступа. 12-й корпус 3-й армии совершил прорыв через реку Сюр в 03.30 утром 18-го числа без артиллерийской подготовки и застал противника врасплох. 101-ю парашютно-десантную дивизию передали в 6-ю группу армий. Они потребовались для продолжения атаки на «кольмарский котел». 23 января 1-я армия освободила город Сен-Вит. В дальнейшем план наступления 12-й группы армий предполагал штурм «линии Зигфрида».

6. Военные преступления, совершённые немецкими войсками

17 декабря возле бельгийского городка Мальмеди отряд под руководством полковника СС Иоахима Пайпера уничтожил некоторое количество (по различным данным от 20 до 100) американских солдат из 285-го разведывательного дивизиона полевой артиллерии. Это преступление вошло в историю как «бойня у Мальмеди».

После войны полковник Пайпер был арестован и предан суду. Следствие велось союзниками с грубыми нарушениями процессуальных норм тех лет. Доказательная база была следователями фальсифицирована. В результате Пайпера заключили под стражу. В 1976 году, спустя 18 лет после освобождения, он был убит в собственном доме.