Смекни!
smekni.com

Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР (стр. 1 из 4)



План
Введение
1 Предпосылки
1.1 Присоединение Бессарабии к Румынии
1.2 Политический спор вокруг Бессарабии

2 Конфликт
2.1 Подготовка к боевым действиям
2.2 Вступление советских войск в Бессарабию
2.3 После окончания операции

3 Депортации и репрессии
3.1 Депортации в СССР
3.2 Репрессии бессарабцев в Румынии

4 Итог
4.1 Военно-стратегическое значение операции
4.2 Историческое значение операции

5 Бессарабское имущество

Список литературы



Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР

Введение

Присоединение Бессарабии и Северной Буковины к СССР (также Бессарабская операция, Бессарабский поход, Прутский поход 1940, присоединение Северной Буковины к СССР и Бессарабская кампания) — передача Бессарабии и Северной Буковины Румынией СССР в 1940 году. Советской стороной планировалось как военное вторжение в Румынию, но, за несколько часов до начала операции, король Румынии Кароль II принял ультимативную ноту советской стороны и передал Бессарабию и Северную Буковину СССР. Операция по занятию территории советскими войсками продлилась 6 дней[1].

1. Предпосылки

1.1. Присоединение Бессарабии к Румынии

В 1918 году Румыния объявила западноевропейским государствам о том, что не исключает аннексии Буковины и Бессарабии. В тот момент Бессарабия находилась под управлением Молдавской Демократической Республики, руководимой лояльным Румынии Сфатул Цэрий.

Воспользовавшись гражданской войной в России и анархией, румынские войска в январе того же года пересекли реки Дунай и Прут и дошли до Днестра. Со Сфатул Цэрий был подписан договор об объединении Бессарабии с Румынией. Новая граница с ОСР и УНР, потом с УССР и Молдавской АССР в составе СССР до 1940 года проходила по линии Днестра. Она не была признана советским правительством. РСФСР также категорически отказалась признать эти территории за Румынией. В ответ румынские власти 28 октября 1920 года в Париже подписали Бессарабский протокол. С одной стороны подписалась Румыния, с другой — Великобритания, Франция, Италия и Япония. Протокол признавал присоединение Бессарабии к Румынии законным. Так как в подписании протокола не принимала участия РСФСР, а румынские власти отказались провести плебисцит в регионе, Франция ратифицировала его в 1924 году, а Италия — в 1927. Япония протокол не ратифицировала[2], в результате чего он так и не вступил в силу. 1 ноября 1920 года правительства УССР и РСФСР заявили правительствам Румынии, Италии, Франции и Великобритании, что они не могут признать имеющим какую-либо силу этот протокол, так как он был принят без их участия[1]. В дальнейшем это было подтверждено на многочисленных международных конференциях[2].

1.2. Политический спор вокруг Бессарабии

Вопрос о Бессарабии был не только территориальным, но и национальным. Бессарабия являлась бывшей российской губернией, поэтому, по мнению правительства новообразованного СССР, должна была войти в его состав. Кроме того, большинство населения Бессарабии не были ни румынами, ни молдаванами. В соответствии с переписью 1897 года «47,6 % жителей Бессарабии были молдаванами, 19,6 — украинцами, 8 — русскими, 11,8 — евреями, 5,3 — болгарами, 3,1 — немцами, 2,9 — гагаузами»[3].

Сами молдаване желали создания национального молдавского государства отдельного от Румынии, даже если оно будет в составе СССР[2]. Местное население страдало от румынизации, особенно русские, украинцы, болгары, гагаузы, немцы и другие народы.

«Румынская администрация посчитала задачей исключительной важности вытеснение русских и русскоязычных из государственных органов, системы образования, культуры, стремясь тем самым максимально уменьшить роль „русского фактора“ в жизни провинции… Одним из средств вытеснения русских из государственных учреждений было принятие в 1918 году Закона о национализации, согласно которому все жители Бессарабии должны были принять румынское подданство, разговаривать и писать на румынском языке… Изгнание русского языка из официальной сферы отразилось прежде всего на многотысячном отряде чиновников и служащих. По некоторым оценкам, десятки тысяч семей чиновников, уволенных из-за незнания языка или по политическим мотивам, остались без каких-либо средств к существованию»[4].

Декларация об объединении Бессарабии и Румынии

Карта Молдавской АССР

Много бессарабских украинцев проживало на юге региона, возле Дуная. В Бессарабии прошли восстания против румынского режима (Хотинское, Бендерское, Татарбунарское), которые были жестоко подавлены, и множество забастовок, митингов и демонстраций протеста. Из-за этого между Румынией и СССР на протяжении 1920-х—30-х годов постоянно возникали политические трения и вопросы. Румыния опасалась вооружённого вторжения на свою территорию и отторжения Бессарабии, из-за чего румынские предприниматели отказывались вкладывать деньги в развитие края, считая, что там вот-вот установится советская власть.

В 1920 году стало очевидно, что советская Россия не будет прибегать к вооружённому решению конфликта, благодаря чему в 1921 году состоялось заседание комиссии по Днестровскому лиману, через который пролегала новая граница. Советская сторона сначала категорически отказывались признать её, но потом стала требовать для неё особого статуса. Переговоры завершились безуспешно. В том же году в конце сентября — начале октября в Варшаве состоялась румынско-советская конференция, также завершившаяся безрезультатно. В то же время проходили переговоры по другим спорным вопросам, например, о возвращении Румынии золотого фонда и других ценностей, вывезенных в Россию в 1916—1917 годах. На Варшавской конференции глава советской делегации в разговоре с румынским дипломатом мимолётом заметил: «Мы понимаем, что Бессарабия останется за вами, так как мы не хотим и не можем забрать её у вас, но, если мы признаем за вами титул владельца, вы должны нам за это заплатить»[2]. Румынская сторона категорически отвергла это предложение.

Народный комиссариат по иностранным делам СССР отправил инструкцию о взаимопогашении претензий, но румынская сторона отвергла её. В 1924 году, уже в Вене, переговоры возобновились, однако также не принесли никаких результатов. Советская сторона активно продвигала идею плебисцита, однако румынские дипломаты отвергли её, заявив, что советские агенты могут подтасовать итоги. Основной целью Румынии во всех переговорах было сохранение статуса кво Бессарабии, к тому же значительная часть румынской элиты придерживалась мнения о том, что не следует подписывать с СССР никаких договоров. Это, по их мнению, могло усилить влияние Коминтерна в Румынии[2].

В том же году, по инициативе Котовского, была создана Молдавская АССР как «плацдарм» для возвращения Бессарабии и создания МССР. Так как антагонизм с СССР был непреодолим, Румыния стремилась закрепить за собой Бессарабию многочисленными договорами с третьими государствами. Также она заключила союзы с Малой Антантой и Польшей, так как СССР и к ним имел территориальные и другие претензии. 27 августа 1928 года Румыния досрочно присоединилась к протоколу Литвинова, по которому в действие вводился пакт Бриана-Келлога о невозможности силового вмешательства СССР в бессарабский вопрос. Румынским властям эти действия придали уверенности в том, что Бессарабия — румынская территория.

Подписание договора между Германией и СССР

В январе 1932 года Румыния вступила в переговоры с советской делегацией в Риге[5]. Румынский глава внешнеполитического ведомства заявил, что начались переговоры «которых мы не желаем, с которыми мы смиряемся», так как их инициатором выступила Франция, и Румыния согласилась на переговоры, не желая потерять её поддержку. Договор, который предполагалось заключить, должен был бы действовать 5 лет и предполагал ненападение СССР на Румынию. На переговорах в Риге румыны ставили своей целью закрыть бессарабский вопрос, тогда как советская делегация хотели его признания на бумаге. МИД Румынии запрещал своим дипломатам даже в частных беседах с советской стороной касаться Бессарабии, не говоря уже об обсуждении этого вопроса на встречах. По инструкции, румынские дипломаты должны были растянуть на несколько лет переговоры о пакте, что не удовлетворяло СССР. В конце концов уполномоченный Румынии в Риге князь Стурдза предложил формулировку, по которой советская сторона косвенно признавала Бессарабию принадлежащей Румынии. Советское правительство отказалось от такого поворота событий, и переговоры на этом завершились, тоже, как и все предыдущие, не принеся результата. После переговоров Стурдза написал румынскому премьеру письмо, в котором призывал оберегать Бессарабию от СССР:

«Бессарабия не является для СССР ни простым вопросом престижа, ни незначительным территориальным вопросом… Бессарабия — политическая брешь, заботливо сохраняемая в границах буржуазного мира, зародыш военного прорыва в их планах разрушения этого мира…»[2]

23 августа 1939 года был подписан пакт Молотова-Риббентропа, по секретному дополнительному протоколу к которому Бессарабия попадала под советскую сферу влияния, что повлекло за собой кардинальное изменение политики СССР в отношении региона.

2. Конфликт

Так командование Южного фронта планировало окружить румынские войска на севере Бессарабии

2.1. Подготовка к боевым действиям

В 1939 году советские войска вошли в Польшу и присоединили к СССР Западную Украину и Западную Белоруссию, что очень насторожило румынское правительство. В 1940 году Румыния согласилась передать в пользование немцам свои месторождения нефти в Плоешти (единственные разведанные месторождения в Европе на то время) в обмен на политическую и военную защиту. За это немцы начали поставки трофейного польского оружия в Румынию.

· 8 февраля 1940 года румынские власти обратились к Германии относительно возможности агрессии со стороны СССР, на что Риббентроп заявил, что немцев не интересует положение Румынии и что он исключает любую советскую агрессию.