Бояре для предотвращения повторения революции и делёжа земли в будущем обратились к султану с просьбой назначить на должность местного сулеймана-паши более решительного человека[1]. 19 августа в княжество прибыл Фуад-паша. Он привёл с собой подкрепления для уже стоявших в Валахии турецких войск. Народ в ответ собрался на главной площади столицы и демонстративно сжёг копию Органического статута и местническую книгу бояр[1]. 13 сентября турецкая армия вплотную приблизилась к Бухаресту. Волонтёры предприняли попытку оказать сопротивление южнее Бухареста, возле Дуная[19]. Их затея потерпела поражения из-за разобщённости сил, после чего бухарестцы попытались перекрыть дорогу в город заставой. Началось сражение. Кавалерия турок прорвалась через толпу народа, многие из валахов погибли. Долго в районе Дялул Спирий сопротивлялись рота солдат-пожарных под командованием П. Зэгэнеску и солдаты 3-го пехотного полка валашской армии. Хорошо обученным и численно превосходящим противника турецким войскам удалось подавить сопротивление[1] и вечером полностью занять Бухарест. Фуад-паша тут же сообщил митрополиту Неофиту о его миссии. По его словам, Турция вместе со всей Европой боролась против революции, порождённой «духом коммунизма», а армия, прибывшая с ним, должна обеспечивать закон и порядок в Валахии и защищать интересы России. После турецкой интервенции по приказу Фуада-паши 91 революционер был выслан из страны[19].
Сопротивление пожарных на Дялул Спирий
15 сентября в Валахию прибыла русская армия. Турки, по словам её командующего, встретили их «с видом покорности судьбе». Серьёзного сопротивления русским не оказывалось, поэтому они просто остались в Валахии и ожидали развития более грозных событий в соседней Венгрии. Также целью русских являлось не допустить властвования турок в стране. Некоторое время революционная власть держалась в Олтении, однако вскоре она бежала в Трансильванию и приняла участие в венгерской революции.
3. Итоги революций
1 мая 1849 года Османская и Российская империи подписали Балта-Лиманскую конвенцию. Она возобновляла действие Органических статутов и значительно ограничивала автономии Дунайских княжеств. Отныне господарь выполнял функции сборщика налогов. Его полномочия были сильно урезаны. В странах закрепились реакционные власти в лице русского ставленника Стирбея в Валахии и турецкого наместника Гики в Молдавском княжестве. На русско-турецких переговорах было принято решение оккупировать Дунайские княжества до «восстановления» в них «порядка»[20]. Отменялись общие собрания, а русские и турецкие комитеты должны были пересмотреть старый Органический регламент[21]. Эмигрировавшие за границу революционеры подвели итоги своей деятельности и сделали выводы. Теперь их целью была не свобода народа, а объединение княжеств в единое государство. Общество эмигрантов за рубежом раскололось на две части — тех, кто выступал за постепенные реформы и образование румынского государства путём переговоров, и тех, кто желал внезапного общенационального восстания против существующего политического режима. В краткосрочной перспективе единственное, чего добились революционеры, это ограничение свободы княжеств и их попадание в большую зависимость от Турции и России. Несмотря на это, феодальному строю и боярству в обоих странах был нанесён ощутимый удар.
Провозглашение объединения Молдавского княжества и Валахии
Сельское хозяйство продолжало играть важнейшую роль в развитии княжеств, но в последующие два десятилетия наблюдался заметный рост экономики и производства. С 1848 по 1866 год в княжествах возникло 3 000 крупных предприятий[20].
Позже, в 1861 году, Дунайские княжества были объединены в Румынию[1][20]. Некоторые участники и идеологи революции заняли в новом государстве правящие посты. Александру Иоан Куза почти одновременно был избран представительными собраниями Дунайских княжеств господарем. В 1877 году Румыния стала независимым государством[20]. В итоге цель, к которой стремились революционеры и жители княжеств, была воплощена в жизнь.
В международной политике революции имели важное значение. Российская и Османская империи жёстко отреагировали на происходившее в Дунайских княжествах, введя в них свои войска и оккупировав на несколько лет, что вызвало протесты в Европе, особенно против действий России. Русская интервенция в княжества стала одной из причин ухудшения российско-французских и российско-британских отношений, переросших в Крымскую войну. Французско-валашские и французско-молдавские отношения улучшились, и на протяжении последующих нескольких десятилетий отношения между странами были дружественными. В Дунайских княжествах стала популярна французская культура и французский язык, что позже отразилось на культуре Объединённого княжества Валахии и Молдавии[22].
Сильнее всего революции отразились на Российской империи, так как та опасалась восстаний в населённой молдаванами Бессарабии[20]. Роль России в княжествах значительно усилилась, она получила новые легальные средства для воздействия на княжества. Это было успехом в деле распространения власти России на Балканах[21], однако после поражения в Крымской войне Российская империя потеряла право протектората над княжествами. В соседней Трансильвании на волне панрумынизма ситуация тоже усугубилась из-за восстаний местных румын[1], которые желали включить свой край в состав Румынии наравне с Молдавией и Валахией. Позже они получили поддержку со стороны бежавших от преследования в Трансильванию валашских революционеров.
Список литературы:
1. Ожог И. А., Шаров И. М. Краткий курс лекций по истории румын. Новая история. — Кишинёв: 1992.
2. Гросул В. Я. Реформы в Дунайских княжествах и Россия (20—30-е гг. XIX в.). — Москва: 1966.
3. Гиуреску, С.134
4. Джапаридзе Э. А. Общественно-политическое движение в Дунайских княжествах (из предыстории революции 1848 г.). — Москва: 1991. — С. 63.
5. Джувара, С. 330—331
6. Фрунзетти, С.16
7. Джапаридзе Э. А. Общественно-политическое движение в Дунайских княжествах (из предыстории революции 1848 г.). — Москва: 1991. — С. 149.
8. Джапаридзе Э. А. Общественно-политическое движение в Дунайских княжествах (из предыстории революции 1848 г.). — Москва: 1991. — С. 159.
9. Джувара, С.331
10. Anul 1848 in Principatele Romane. — Bucuresti: 1902 Т. V. — С. 176-179.
11. Ghervas, Stella [Гервас, Стелла Петровна] Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l'Europe de la Sainte-Alliance. — Paris: Honoré Champion, 2008. — С. 180. — ISBN 978-2-7453-1669-1
12. Всемирная история. Энциклопедия. — 1961 Т. 6.
13. Румыния // Большая советская энциклопедия.
14. Щербатов А. П. Генерал-фельдмаршал князь Паскевич. Его жизнь и деятельность. — Санкт-Петербург: 1899 Т. 6. — С. 228, 229, 231.
15. История Румынии 1848—1917. — Москва: 1971. — С. 57.
16. Международные отношения на Балканах 1830—1856. — Москва: 1990. — С. 210.
17. Международные отношения на Балканах 1830—1856. — Москва: 1990. — С. 219—220.
18. Гиуреску, С.136
19. Гиуреску, С.137
20. Всемирная история в десяти томах / Смирнов Н. А.. — Москва: Издательство социально-экономической литературы, 1959. — Т. VI. — 830 с.
21. Лависс Э., Рамбо А. Революции и национальные войны. 1848—1870 // История XIX века. — Москва: 1938.
22. Историческая справка (рус.). GoRomania.ru.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Революции_1848_года_в_Дунайских_княжествах