На Берлинском конгрессе Порта (правительство Османской империи) снова обязалось провести реформы, связанные с положением армян, и гарантировать их безопасность. Однако исполнение условий Берлинского трактата саботировалось правительством султана Абдул Гамида II, который подозревал что реформы приведут к доминированию армян в восточной Турции и к независимости. Абдул Гамид заявил немецкому послу фон Радолину что он скорее умрет, чем уступит давлению армян и позволит введение реформ, связанных с автономией[28]. Согласно кипрской конвенции англичане направили в восточные провинции консулов, которые подтвердили плохое обращение с армянами. В 1880 году шесть стран-участниц Берлинского конгресса направили ноту Порте и потребовали конкретных реформ, «чтобы обеспечить безопасность жизни и собственности армян», однако Турция не выполнила условия ноты, а предпринятые ею меры были охарактеризованы британским консульским отчётом, как «превосходный фарс». В 1882 году западные державы снова попытались добиться плана проведения реформ, однако эта инициатива была сорвана Бисмарком[29][30].
После убийства Александра II в России к власти пришел Александр III, период царствования которого отмечен антиармянскими кампаниями. В Великобритании Дизраэли сменил Гладстон, однако он также не достиг успеха в решении армянского вопроса. Армяне тщетно пытались добиться проведения реформ ненасильственными методами, требуя только личной безопасности. Они заявляли, что не хотят переходить под власть русских, поскольку те стремились навязать русскую православную веру собственным подданным армянского происхождения и тем самым нейтрализовать их национальное сознание[29]. Однако теперь интересы европейских держав были сосредоточены на колонизации Африки и Дальнего востока, и армянский вопрос оказался забыт на 15 лет. Невозможность решить вопрос путем реформ подтолкнула армянское население к революционным настроениям. В 1879 году во время неурожая курды грабили армянское население, что привело к голодной смерти десятков тысяч армян. После отказа государства обеспечить безопасность, для защиты от курдов в 1882 году в Эрзерумской области было создано одно из первых армянских объединений — «Сельскохозяйственное общество». В 1885 году была создана первая армянская политическая партия Арменакан, платформа которой предусматривала достижение местного армянского самоопределения при помощи просвещения, пропаганды, и военной подготовки для сопротивления против государственного террора. Партия не предусматривала открытого сопротивления и отделения от Османской империи даже в отдаленной перспективе. В 1887 году возникла социал-демократическая партия Гнчакян, целью которой было освобождение турецкой Армении путем революции и создание независимого социалистического государства. Программа Гнчакян предполагала участие в революции всех этнических групп турецкой Армении и последующую гарантию всех гражданских прав по европейскому образцу. Наконец, в 1890 году в Тифлисе прошел первый съезд наиболее радикальной партии Дашнакцутюн. Программа партии предусматривала автономию в пределах Османской империи, свободу и равенство для всех групп населения, а в социальной части опиралась на создание крестьянских коммун, как основных элементов нового общества. Для этого Дашнакцутюн предполагала организацию вооруженных групп, которые должны были бороться против эксплуататоров, коррумпированных чиновников и предателей в том числе и террористическими методами. Однако большинство армянского населения после столетий репрессий и положения людей второго сорта боялось сопротивления, полагая что оно приведет к еще большим страданиям. Привилегированные классы армян также не разделяли социалистические платформы армянских партий, видя в них угрозу собственному благосостоянию[25].
Не имея возможности более ждать помощи от западных держав, армяне начали борьбу, получая поддержку от армян из России. Мятежно настроенные группы организовывали вылазки на турецкую территорию от Эрзурума до Стамбула и других городов Турции, особенно усилившиеся после образования радикальной партии Дашнакцутюн. Первое столкновение произошло в Эрзеруме в июне 1890 года, когда власти попытались найти оружие в армянском соборе. Несмотря на то, что оружие не было найдено через несколько дней турки напали на армянские дома и магазины. Когда около 200 армян собралось чтобы составить ходатайство с протестом, власти приказали им разойтись, а после отказа применили оружие. Следующее столкновение произошло в июле того же года в Стамбуле, когда представители гнчакистов вынудили армянского патриарха присоединиться к процессии во дворец для передачи султану манифеста с протестом. Солдаты и полиция окружили демонстрантов, последовала перестрелка во время которой было убито несколько человек включая как минимум одного полицейского. Этот случай послужил подтверждением что в репрессивном оттоманском обществе даже мирные демонстраций вызывают насилие. В начале 1890-х годов армянские организации, особенно гнчакисты, начали импортировать в империю оружие и прибегали к террористическим методам как против угнетателей армян, так и против богатых армян. Согласно доктринам марксизма крестьянство не имело самосознания для участия в революционной деятельности, и терроризм должен был его вдохновлять. Для противодействия предложенным реформам и армянскому революционному движению Абдул Гамид начал выстраивать новую армянскую политику основанную на санкционированном терроре. Для этого с 1891 года он начал организовывать нападения на армян, используя, в частности, нерегулярные войска из курдских племён, хамидие («принадлежащие Хамиду»), официальным заданием которых являлось подавление армян. Хамидие имели иммунитет от уголовного преследования, сопротивление хамидие расценивалось как восстание против государства и султана, соответственно они могли грабить и терроризировать армянское население. Хамидие были переданы пастбища вдоль границы с Россией для создания исламского барьера между Россией и армянами. Также Абдул-Гамид начал программу пересмотра границ, в результате чего в округах, с преобладающим армянским населением, оно стало составлять меньшинство.[29][30][31][32][25].
4. Массовые убийства армян в 1894—1896 годах
Массовые убийства в 1894—1896 годах, унесшие жизни многих десятков, а то и сотен тысяч армян, состояли из трех основных эпизодов: резни в Сасуне, убийства армян по всей территории империи в осенью и зимой 1895 года и протесты армян в Стамбуле и районе Вана, которые также привели к резне. Наиболее кровавой и наименее изученной является вторая фаза, степень участия властей в организации убийств является предметом ожесточенных споров[33].
4.1. Резня в Сасуне
В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население взамен на отказ от набегов, а османское правительство потребовало погашения задолженности по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая обстоятельства курдских грабежей. Отказ курдских вождей от набегов не спасал армян от кочевых курдских племен, двигающихся на летние пастбища. Армяне отказались пойти на двойные поборы. Обнищание и грабеж сделали их восприимчивыми к пропаганде гнчакистов и к лету 1893 года жители деревни Талвориг начали вооружаться чтобы противостоять курдским набегам. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты дани и налогов, однако встретив там сопротивление и оказавшись неспособны победить армян, пожаловались губернатору Битлиса, Хасану Тексину, который послал в помощь курдам Четвертый армейский корпус под командованием Зеки-паши. Больше месяца армяне сдерживали османскую армию и курдов и согласились сложить оружие только после обещанной амнистии и заверений, что их претензии будут услышаны правительством. Несмотря на обещания османского командующего после разоружения начались убийства армян, две деревни Шеник и Семал были сожжены, население, включая женщин и детей, подвергнуто насилию и жестоко убито, священники замучены. Оставшиеся в живых бежали в пещеры горы Андок, где были выслежены и уничтожены регулярными войсками и курдскими бандами. Было убито не менее 3000 человек. За эту операцию турецкий командир Зеки-паша получил от султана наградные. Попытки британских консулов посетить место резни были заблокированы чиновниками, утверждавшими что в районе эпидемия холеры, однако сообщения корреспондентов и миссионеров дошли до Европы. Послы Британии, Франции и России предложили создать комиссию по расследованию, однако предложение было отклонено Портой, согласившейся только на присутствие европейских наблюдателей на процессе. Слушания прошли в начале 1895 года в Муше в атмосфере запугивания, тем не менее несколько армян согласилось выступить в качестве свидетелей. Расследование пришло к выводу что армяне участвовали в мятеже, европейские наблюдатели не согласились с такой оценкой. Европейские державы действовали несогласованно, тем не менее в мае 1895 года три посла направили султану меморандум и проект реформ, предусматривающий объединения армянских областей империи, участие европейских держав в назначении губернаторов, амнистию армянским политзаключенным. Также реформа предусматривала правительственный контроль над перемещением курдских племен, стимуляцию их к оседлому образу жизни и разоружение хамидие в мирное время[34][35][33][36].