Смекни!
smekni.com

Геноцид армян (стр. 3 из 7)

4.2. Резня 1895 года

В течение лета продолжались переговоры между европейскими странами и Портой, во время которых последняя пыталась сначала отклонить программу реформ, а затем максимально уменьшить требования. Поскольку решений не принималось гнчакисты решили провести большую демонстрацию в сентябре 1895 года до «Баб Али» — главных ворот Блистательной Порты, и поставили в известность западных послов, что мирный марш проводится в знак протеста против резни в Сасуне, террору против армян и политике выживания их со своей исторической территории. 30 сентября около 2000 демонстрантов вышло на улицы с политическими требованиями, однако они были перехвачены полицией по дороге к «Баб Али». Ожидая противодействия властей многие демонстранты были вооружены. Против армян была выставлена толпа, поддерживаемая полицией и войсками. Когда полицейский ударил демонстранта, тот вытащил револьвер и выстрелили в полицейского. В результате начавшейся перестрелки десятки армян было убито и сотня ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам — учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали армян до смерти. Резня продолжалась до 3 октября. Европейские послы в очередной раз выразили протест бессмысленным убийствам армян, включая убийства на территории полицейских участков. Во время этой резни 17 октября Абдул-Гамид под давлением Европы принял компромиссный вариант реформ. Он был значительно меньше предложенного европейцами плана, однако и это давало армянам надежду. Принимая официально этот план Абдул-Гамид на деле готовил фактический ответ, который должен был преподать урок армянами и европейцам — резню 1895—1896 годов[37][33].

Одновременно с принятием варианта реформ 8 октября мусульмане устроили массовое убийство армян в Трабзоне, где было убито и заживо сожжено около тысячи человек. Нападение на армянскую часть города началось с сигнала горна, после чего толпа, включая одетых в форму солдат, начала убийства и грабежи. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе. Посланные султаном провокаторы собирали мусульманское население в самой крупной мечети города, а потом объявляли от имени султана, что армяне начали восстание против ислама. Мусульманам предлагалось защитить ислам от неверных и, поощряя грабежи армян, разъяснялось, что присвоение мусульманином имущества мятежников не противоречит Корану. Другой тактикой Абдул Гамида стало насильственное обращение армян в ислам. Эта операция была поручена Шакиру-паше, занимающему должность инспектора отдельных округов в Азиатской Турции. По мнению Лорда Кинросса, задачей Шакира-паши было планирование и исполнение массовых убийств и сокращение численности с перспективой полного уничтожения армянских христиан. Резня происходила в регионах, которые должны были быть реформированы согласно плану европейских держав. На ноту послов Британии, Франции и России из Порты пришел ответ что в беспорядках виновны прежде всего сами армяне. В ноябре резня была продолжена в ряде других городов. Были убиты тысячи армян, еще большее количество должно было умереть от голода зимой 1895-1896 годов. Наиболее жестокой была вторая резня в Урфе, где армяне составляли до трети населения города. Осажденные армяне спрятались в кафедральном соборе и потребовали у османских властей официальной защиты. Командующий войсками дал им такую гарантию, после чего группа армян направилась к местному шейху. Тот приказал бросить их на землю и, прочитав над ними молитву, перерезал всем горло. На следующее утро толпа мусульман подожгла собор, в котором спрятались армяне, и сожгла заживо от полтора до трех тысяч человек. Находившиеся там войска стреляли в любого, кто пытался убежать. Днём чиновники-мусульмане, посланные оповестить армян, что убийств больше не будет, вырезали последние 126 армянских семейств. Общее число убитых армян в Урфе составило более восьми тысяч. Армянам удалось организовать противодействие в Зейтуне, где отряд из членов партии «Гнчак» нанес поражение османским войскам, захватил гарнизон и чиновников, а затем выдержал осаду регулярных войск. Армяне сложили сложили оружие только после вмешательства европейских посредников; несколько представителей гнчакистов было выслано из Турции, взамен этого армяне получили общую амнистию, освобождение от прошлых налогов и христианского заместителя губернатора. В июне объединенные силы партий Арменакан, Гнчак и Дашнакцутюн защитили от резни город Ван[29][38].

4.3. Захват Оттоманского банка

Несмотря на то, что дашнаки воздерживались от публичных акций, резня 1985 года привела их к решению захватить здание Оттоманского банка. После финансового банкротства Порты в 1882 году банк находился под совместным управлением европейских кредиторов, и захват банка должен был привлечь внимание европейцев к проблеме армян. 26 августа 1896 года группа хорошо вооруженных дашнаков захватила здание Османского банка, взяло европейский персонал в заложники, и, угрожая взрывом банка, потребовала от турецкого правительства провести обещанные политические реформы. В переданной петиции заговорщики осудили резню армян, потребовали от европейцев реформ шести армянских областей Турции, политических прав и освобождения политзаключенных. Также было выдвинуто требование о европейском комиссаре, который бы курировал реформы, и смешанной европейско-мусульманской жандармерии. В результате переговоров представитель российского посольства и директор банка, сэр Эдгар Винсент, убедили нападающих покинуть здание Банка под личную гарантию безопасности. Также им было обещано, что европейские страны рассмотрят их требования, но обещание не содержало конкретных мер. Высказывались мнения что дашнаки таком образом провоцировали антиармянские погромы, для привлечения внимания европейцев, однако несмотря на логичность такого вывода для него мало убедительных доказательств. Власти начали организовывать нападения на армян еще до того, как нападавшие покинули банк. Полицейские агенты, переодетые студентами мусульманских заведений, собирали толпы людей. Были также сообщения что властям было заранее известно о заговоре, но ему дали совершиться чтобы оправдать дальнейшие погромы. В течение двух дней при очевидном попустительстве власти турки забивали до смерти любого попавшегося армянина, убив более 6000 человек. На второй день бойни представители 6 европейских держав заявили протест Турции, а к вечеру англичане начали высадку военных моряков, что остановило убийства. Европейские державы направили в министерство иностранных дел Турции серию коллективных нот, в которых они устанавливали факт, что резня не была спонтанным явлением, а проводилась под присмотром властей. Турецкие власти обещали произвести аресты виновных, но так и не сделали этого[29][39]

В Британии эти события вызвали кризис; 86-летний премьер-министром Великобритании Уильям Гладстон вернулся из отставки, чтобы выступить с последней речью против империи «непредсказуемого Турка», которая должна быть «стерта с карты мира», как «позор цивилизации» и «проклятие человечества» (Ансари (англ.) объясняет это исламофобией Гладстона[40] , в то время как Блоксхэм (англ.) его либеральными идеями) . Политические мотивы помешали европейским странам провести, согласно Кипрской конвенции, интервенцию в Турцию. Франция и Германия имели экономические интересы в Турции, Британия не готова была идти на уступки России ради поддержки, а Россия не была заинтересована в создании независимой Армении. После начала греко-турецкой войны 1897 года за Крит западными державами не было сделано ничего для облегчения участи армян[29][41].

Историк Лорд Кинросс отмечает: «Непримиримое упрямство Абдул Гамида принесло ему победу над Западом. Но холодная бесчеловечность его действий принесла ему вечный позор в глазах цивилизованного мира»[29].

4.4. Оценки и последствия

Европейские путешественники и исследователи оценивали армянское население середины XIX века в 2,5 миллиона человек. Армянская патриархия оценила размер паствы в 1882 году в 2 660 000 человек. Подсчёты патриархии в 1912 году показала 2 100 000 армян, уменьшение на 500 000 вероятно связано с убийствами 1894—1896 годов и 1909 года, а также бегства армян на Кавказ, в европейские страны и США. В соседних областях с шестью областями турецкой Армении армянское население составляло меньшинство. Они были отделены от армянских областей во время реформы Абдул-Гамида по пересмотру границ, это расценивалось армянскими лидерами как джерримендеринг (перекройка избирательных округов с целью обеспечения результатов выборов). Статистика армянской патриархии оценивала этнический состав населения в основных шести областях в следующей пропорции: армян 38,9 % (всего христиан включая несторианцев и греков — 45,2 %), турок 25,4 %, курдов 16,3 %, однако эта статистика также манипулировала цифрами, так, в ней не учитывались курдо- и турконаселенные санджаки на юге и западе региона, а неортодоксальные мусульмане проходили в категории «другие религии». Статистика оттоманского правительства резко отличалась от патриаршеской и показывала общую численность армян в империи 1 295 000 человек (7 %), в том числе в шести основных регионах 660 000 (17 %) армян против 3 000 000 мусульман[42].

Точное число жертв резни 1894—1896 годов подсчитать невозможно. До окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых — 88 243, разорено — 546 000, разграбленных городов и деревень — 2 493, обращено в Ислам деревень — 456, осквернено церквей и монастырей — 649, превращено в мечети церквей — 328[43]. Оценивая общее число убитых, Кинросс приводит цифру 50—100 тыс.[29], Блоксхам — 80—100 тыс.[44], Ованнисян — около 100 тыс.[45], Адалян и Тоттен — от 100 до 300 тыс.[46][47], Дадрян — 250—300 тыс.[48], Суни — 300 тыс.[49].