Смекни!
smekni.com

Геноцид армян (стр. 5 из 7)

6. Геноцид армян

По мнению Алана Крамера вступление Турции в Первую мировую войну в августе 1914 привело к войне на уничтожение, носившей расовый характер, что дало возможность реализовать политику Энвера-паши по уничтожению армян [61].

6.1. 24 апреля 1915 года

Днём начала геноцида армянского населения принято считать день 24 апреля 1915 года, когда младотурецкие правители, главную роль среди которых сыграл триумвират: Талаат-паша, Энвер-паша и Джемаль-паша — приказали собрать всю армянскую интеллигенцию в Стамбуле и депортировать[63]. Русская военная газета «Русскій Инвалидъ» в номере от 18 (1 мая) 1915 года печатала сообщение о том, что в Стамбуле арестованы протосинкелл армянского патриархата и 400 армян[64].

Началось массовое убийство, которое следовало по всей территории Турции. Мужчины и женщины часто разделялись, и уничтожались по отдельности. Депортация армянского населения сопровождалась резней[65]. Армянские церкви, памятники, кварталы и города были разрушены в процессе массовой резни. Многие были сожжены заживо в храмах и домах. Один выживший из города Мараша свидетельствовал американскому архиву устной истории:

По мнению Ричарда Хованисяна резня армянского населения продолжалась до 1918 года [67]

Всего погибло, по разным оценкам, от 200.000 (некоторые турецкие источники и ревизионисты, отрицающие геноцид армян[68]), до более 2.000.000 армян. По подсчетам Арнольда Тойнби (опубликованы в 1916 году) погибло около 600.000 армян[69], Роджер Смит называет «более миллиона»[70] , «Энциклопедия геноцида» считает, что было уничтожено более 1,5 миллиона армян [12] , согласно Руммелю (англ.) было уничтожено 2,102,000 армян [14]. Уничтожение армян сопровождалась разрушением армянских архитектурных памятников, пренебрежение которыми и, как следствие, их разрушение наблюдается по сей день[66]

В 1915 году российский император Николай II не мог полностью предотвратить бойню, устроенную турками, но оказал помощь армянам. «По личному приказу Государя Императора Николая II, — пишет П. Пагануцци, — русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1 651 000 душ армянского населения Турции было спасено 375 000, то есть 23 %, что само по себе является исключительной цифрой». Г. Тер-Маркариан писал по этому поводу в своей книге «Как это было»: «Ради исторической справедливости и чести последнего русского царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию царя, русско-турецкая граница была приоткрыта и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю»[71].

Карта основных районов уничтожения армянского населения. Концентрационные лагеряРеспублика Армении

Лозаннская конференцияКультурный геноцид

В 1914 году за армянским Константинопольским Патриархатом числилось 2549 религиозных участков, включая больше чем 200 монастырей и 1600 церквей. В период проведения политики геноцида было уничтожено множество армянских памятников архитектуры, однако с прекращением этнических чисток политика разрушения продолжилась. После массового убийства и изгнания армян турецкие власти продолжили удалять, камень за камнем, свидетельство тысячелетий армянской архитектурной и художественной истории. Большое количество памятников архитектуры были разрушены или преобразованы в мечети и караван-сараи уже после изгнания армян с земель, на которых они проживали более 2,5 тыс. лет. Только в 1960-х годах ученые подняли вопрос регистрации и спасения памятников армянского духовного наследия. В 1974 году ученые идентифицировали находящихся в различном состоянии 913 оставшихся армянских церквей и монастырей в Турции. Более половины зданий из этих памятников не сохранились до наших дней, из тех что остались 252 были разрушены и только 197 находятся в более-менее пригодном состоянии.

В конце 1980-х и в начале 1990-х Уильям Далримпл нашел свидетельства продолжающегося разрушения армянских исторических памятников. Хотя многие памятники ветшали из-за невнимания властей, землетрясений или крестьян, ищущих армянское золото, которое, как они считали, скрыто под церквями, есть ясные случаи преднамеренного разрушения. Ранее французский историк Дж. М. Тьерри был приговорен заочно к трем месяцам работ за то, что пытался воссоздать план армянской церкви города Ван. Он же отмечал, что в 1985 году власти хотели снести армянскую церковь в Ошкаванке, но им это не удалось ввиду того, что этому воспротивились местные жители, которые использовали ее в качестве зернохранилища.[66]

Ярким примером уничтожения армянского наследия согласно Уильяму Далримплу является монастырский комплекс Хтзконк, состоящий из пяти церквей около города Карс, который с момента геноцида армян до конца 1960-х годов был официально запрещен для посещения. По свидетельствам очевидцев монастырь был взорван с помощью динамита регулярной армией, которая также проводила учебные стрельбы по зданиям комплекса. К моменту посещения историком монастыря уцелела лишь церковь Св. Саргиса XI века, стены которой были значительно повреждены.[66]

Другим примером является полуразрушенная церковь Варагаванк, превращенная в сарай. Базилика девятого столетия рядом с Ерзинджой была превращена в склад с огромным проделанным для въезда транспорта отверстием. Армянский собор в Эдессе (теперь Урфа) был преобразован в пожарное депо в 1915 году, а в 1994 году из него сделали мечеть, при этом были разрушены ненужные для мечети христианские постройки. Таким образом первый христианский город на сегодняшний день не имеет ни одной церкви.

6.6. Убийство организаторов массовой резни армян

Шаан Натали (это его псевдоним в честь любимой женщины) и Григор Мерчанов взялись за осуществление мести. Был составлен так называемый «чёрный список» из 80 имён людей — по их мнению организаторов армянской резни. Началась подготовительная работа — преследования, сбор информации, добывание оружия, после чего последовала месть:

· Талаат-паша был застрелен Согомоном Тейлеряном в Берлине 16 марта 1921 года (берлинский суд присяжных его полностью оправдал);[73]

· Джемаль-паша был убит 25 июня 1922 в Тифлисе: убийство осуществили Степан Цахикян и Петрос Тер-Погосян;[74][75]

Всего за три года около 80 организаторов геноцида были убиты.

7. Геноцид в культуре

7.1. Искусство

Еще в конце XIX века выдающийся армянский художник Вардгес Суренянц посвятил ряд своих картин («Попранная святыня», 1895; «После погрома»; 1899) кровавой резне армян в Западной Армении[76].

Тема геноцида армян также затрагивается в кинематографе и литературе. В начале XX века теме геноцида армян посвятили свои произведения Владимир Немирович-Данченко[77], Сергей Городецкий[78], Валерий Брюсов[79] и др.. Самое известное литературное произведение на тему геноцида армян — роман Франца Верфеля «Сорок дней Муса-дага», изданный в 1933 и впоследствии отмеченный нацистскими властями как «нежелательный». Книга стала бестселлером, а голливудская студия MGM решила снять фильм по этой книге. Съёмки фильма подошли к концу в 1982 году, однако его художественная ценность сомнительна. Курт Воннегут в 1988 году написал вымышленную историю «Синяя Борода», в которой геноцид армян также является главной темой. Луи де Бернье использует место и время геноцида армян в качестве фона в его новелле «Птицы без крыльев», которую некоторые критики считают скорее протурецкой. Ещё одна книга, в которой также затрагивается тематика геноцида армян — «Das Marchen vom letzten Gedanken» («История последней мысли») Эдгара Хилсенрата, изданная в 1989. Ричард Калиновски поставил пьесу «Животное на луне», которая повествует о двух людях, переживших геноцид армян.

Первым фильмом о геноциде армян является картина «Ravished Armenia» («Изнасилованная Армения») (1919), но к сожалению, до наших дней от неё сохранился лишь 15-минутный отрывок. Этой теме посвящён фильм Атома Эгояна «Арарат» (2002). Известные итальянские режиссёры Витторио и Паоло Тавиани сняли художественный фильм о Геноциде по книге Антонии Арслан «Гнездо жаворонка» («La Masseria Delle Allodole»); фильм вышел на экраны в 2007 году.

В творчестве известной американской рок-группы System of a Down, состоящей из четырёх музыкантов, армян по происхождению, часто затрагивается тематика геноцида армян. Каждый год группа совершает концертный тур «Souls» («Души») для привлечения внимания к тематике геноцида. В свой дебютный альбом группа включила песню о геноциде армян — «P.L.U.C.K.» («Политически лгущие нечестивые трусливые убийцы»). В тексте буклета диска написано: «SOAD посвящает эту песню памяти полутора миллионов жертв геноцида армян, проводимого турецким правительством с 1915 по середину 1920-х». Некоторые другие песни, в частности «X» (Toxicity) и «Holy Mountains» («Святые Горы», Hypnotize), также посвящены теме геноцида армян.

Американский композитор и певец Дэниел Деккер был подвержен критике из-за сотрудничества с армянским композитором Ара Геворгяном. Песня «Адана», названая по имени города, армянское население которого подверглось резне одним из первых, повествует историю геноцида армян. Музыку на слова Деккера написал Ара Геворгян. Ведущий религиозный журнал и веб-портал Европы «Cross Rhythms» написал об «Адане» следующее: «Очень редко горечь бесчисленных страданий выливается в такое изумительное произведение». Дэниел Деккер был официально приглашён армянским правительством, для исполнения этой песни 24 апреля 2005 в Ереване, на концерте, посвящённом мероприятиям по случаю 90-ой годовщины геноцида армян. В настоящее время «Адана» переведена и записана на 17 языках.