План
Введение
1 Исторические предпосылки
2 Население Османской империи и терминология
3 Османская империя и армянский вопрос
4 Массовые убийства армян в 1894—1896 годах
4.1 Резня в Сасуне
4.2 Резня 1895 года
4.3 Захват Оттоманского банка
4.4 Оценки и последствия
5 Приход младотурков к власти. Киликийская резня
6 Геноцид армян
6.1 24 апреля 1915 года
6.2 Карта основных районов уничтожения армянского населения. Концентрационные лагеря
6.3 Республика Армении
6.4 Лозаннская конференция
6.5 Культурный геноцид
6.6 Убийство организаторов массовой резни армян
7 Геноцид в культуре
7.1 Искусство
7.2 Мемориальный комплекс «Цицернакаберд»
8 Юридическая сторона
8.1 Признание
8.1.1 Регионы
8.1.2 Компенсация
8.1.3 Кампания турецкой интеллигенции по принесению извинений армянам
8.2 Отрицание
8.2.1 Ответственность
8.3 Терминология геноцида
9 Галерея
10 Цитаты
12 Новости
Список литературы
Введение
Геноцид армян (арм. Մեծ Եղեռն [mɛts jɛˈʁɛrn]) — геноцид[1][2], организованный и осуществлённый в 1915 году, по мнению некоторых источников продлившийся до 1923 года[3][4][5] на территории, контролируемой властями Османской империи и кемалистской Турции, с применением физического уничтожения и депортации, включая перемещение населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти. Термин геноцид был создан в том числе для описания уничтожения армянского населения в Османской Турции[6][7][8].
Уничтожение более 1 миллиона (наиболее вероятно около 1,5 миллиона)[9][10][11][12][13][14] армян в Османской империи часто считается первым геноцидом XX века.[15][16][17] Наряду с Холокостом является одним из двух наиболее изученных актов геноцида в истории.[18]
Основная часть армянской диаспоры была образована в результате геноцида армян.
1. Исторические предпосылки
Возникновение армянского этноса произошло в IV—II вв. до н. э. на территории современной восточной Турции, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Ко второму веку до н. э. армяне объединились под царствованием царя Арташеса I. Наибольший размер Великая Армения имела во время правления царя Тиграна Великого, когда границы его империи раздвинулись от Евфрата и Средиземного моря до Каспийского моря. В 301 году н. э. Армения первой среди государств официально приняла христианство, в 405 году святым Маштоцем был создан армянский алфавит, а в 414 году на армянский язык был переведена Библия. Принятие христианства стало определяющим фактором, объединявшим армянский этнос после потери государственности, а армянская церковь стала важнейшим институтом национальной жизни. Религиозное противостояние армян, не желающих отказываться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман на территорию исторической Армении: арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, опустошительные войны и массовые переселения привели к уменьшению численности армянского населения на территории исторической Армении[19].
2. Население Османской империи и терминология
Население Османской империи в конце XIX века состояло из многих мусульманских этносов: турков, курдов, черкесов, арабов, северокавказских беженцев, и др., христиан: армян, греков, болгар и др, а также евреев и некоторых других народов. В рядах османского офицерского корпуса было много арабов. Последние занимали и высокие правительственные должности особенно при Абдул-Гамиде. До начала XX века этноним «турк» (Türk) употреблялся чаще всего в уничижительном смысле. Под «турком» подразумевались турецкоязычные крестьяне Анатолии, с оттенком невежественности (напр. kaba türkler «грубые турки»)[20]. С приходом к власти младотурков политика турецкого национализма становится более заметной, но многие арабы еще считали себя «османами» до конца империи. В статье при описании событий до распада Османской империи для идентификации мусульманского населения, если это не определенные этнические группы как например курдские кочевые племена, используются термины «мусульмане» или «османы», хотя строго говоря в число последних входили и армяне — так, в состав османских войск эпохи первой мировой войны входили представители почти всех подвластных османским султанам народов, в том числе и армян. При описании государственных институтов империи до окончания Первой мировой войны в основном используются термины «оттоманский» или «османский», реже «турецкий», когда это принятое название в русской историографии (например Русско-турецкая война (1877—1878)). Следует однако иметь в виду что после смещения султана Абдул-Гамида монархия в Османской империи стала носить декоративный характер. В убийствах армян принимали участие многие мусульманские этносы, в том числе курды и черкесы, однако эти действия часто совершались по заказу турецких должностных лиц[21][22].
3. Османская империя и армянский вопрос
Армяне Османской империи, не будучи мусульманами, считались второразрядными гражданами. Несмотря на то, что 70 % армянского населения составляли бедные крестьяне, у мусульманского населения был распространен стереотип хитрого и успешного армянина с большим коммерческим талантом, хотя сами османские султаны призывали армян заняться торговлей с Европой, извлекая из этого выгоду. Одной из причин враждебности к армянам были нерешенные социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Армяне играли важную роль в деловом мире империи, как и европейские предприниматели. Немусульмане составляли всего 17% населения Османской империи в 1912 году, однако в 1900 году доля немусульман в Стамбуле составляла 61,5%, в Измире 42,8%, в других городах также нарушалась общая пропорция по империи. Из сорока двух типографий мусульманам принадлежало только одиннадцать, из двадцати одного металлообрабатывающих заводов - только один, из известных шелковых предприятий Бурсы шесть принадлежало мусульманам, два - правительству, тридцать три - армянам. Армяне и греки, и в меньшей степени евреи, составляли значительное число владельцев коммерческих предприятий. Недовольство крестьянского населения восточной Анатолии к хорошо одетым горожанам, устанавливающим низкие цены на продукты крестьянского труда, легко переносилось на армян. Это недовольство направлялось государством и консервативным мусульманским духовенством, воспринимающим армян как возмутителей спокойствия и источник радикальных политических идей, таких как профсоюзы и социализм[23]. Армяне были обязаны предоставлять свои пастбища зимой кочевникам, что кроме финансовой нагрузки приводило к грабежам и насилию. Им запрещалось носить оружие, что делало их беззащитными перед грабежом курдских и других кочевых племен. На армянское население были возложены более высокие налоги, будучи христианами они не имели права свидетельствовать в суде. В период экономического спада, распада империи и перед возможной потерей османами своего имперского статуса армяне ассоциировались с ненавистным османам Западом. Эти процессы осложнялись притоком мухаджиров — мусульманских беженцев с Кавказа (после русско-турецкой войны 1877-78 годов) и из новообразованных балканских государств. В турецкой исторической памяти это известно как sökümü — бедствие. Будучи изгнанными христианами со своих земель они переносили свои чувства на местных христиан. Мухаджиры были значительной частью корпуса жандармов и нерегулярных воинских формирований, которые позднее принимали активное участие в убийствах армян. Правительство стимулировало расселение этих мигрантов в армянских областях, что увеличивало риски для жизни и собственности местного армянского населения. В период между 1870 и 1910 годами около 100 000 армян вынуждены были эмигрировать, в 1890—1910 годах не менее 741 тысячи гектаров армянской собственности были незаконно взяты или конфискованы представителями государства. Это же время отмечено ростом армянского национального самосознания среди образованных армян, возникновением сети армянских школ и газет. Требование армян на личную и коллективную безопасность и одновременное ухудшение их положения в Османской империи привели к т. н. «армянскому вопросу», как части более общего восточного вопроса. Особенность армянского вопроса состояла в том, что балканские народы были сосредоточены в провинциях империи, которые находились в процессе отделения, армяне же были рассредоточены по всей территории и только в некоторых районах составляли большинство. Демографическая картина диктовала армянам для улучшения своего положения требовать не независимости, а безопасности, политических и социальных реформ. На Константинопольской конференции Великие державы потребовали от Османской империи предоставить христианам право носить оружие, однако оно было отклонено как нарушающее исламские законы[19][24][25][26].
Восстание балканских христиан в 1875 году и репрессии против христиан вызвали возмущение в Европе и общественное мнение Британии вынудило Дизраэли, который пытался предупредить вмешательство России с целью защиты христианского населения, предложить провести в 1876 году конференцию в Константинополе. На ней был представлен проект конституции, подготовленной Митхат-пашой и Григором Отияном, предусматривающей разделение властей, гарантию гражданских прав и равенства перед законом всех граждан империи, в итоге принятой 23 декабря 1876 года. Ссылаясь на принятие конституции османская сторона настаивала на ненужности конференции, решения которой ею были отклонены, что дало Российской империи основание объявить в следующем году войну Турции. Армянский патриарх Нерсес призвал паству молиться и работать на победу османской армии, однако армяне в приграничных районах ожидали русскую армию как избавление от анархии и угнетения. Эти взгляды получили подтверждение, когда перед наступлением русской армии на Карс в район боев были переброшены банды курдов и башибузуков, грабившие армянские села в этом и соседних районах и убивших 5-6 тысяч армян. Когда через три месяца русская армия во главе с армянскими генералами Лорис-Меликовым, Гусаковым и Лазаревым вошла в Карс, армяне приветствовали её как освободителей. В результате Сан-Стефанского мирного договора России отошли несколько районов западной Армении, остальные же должны были быть возвращены туркам. Британская дипломатия видела угрозу в усилении российского влияния на армян и в возможном создании армянской автономии, и приложила усилия чтобы армянский вопрос ограничился безопасностью населения. Турция обязывалась провести реформы и обеспечить безопасность армян от курдов и черкесов[25][27].